Снова поговорим о символике, в формате коротких видео. И на сей раз символ привычен по геральдике – двуглавый орел.
Первое, что приходит в голову – что это часть гербов. Причем многих гербов, Россия, Албания, Сербия, Черногория использовали или используют такого орла. Византия использовала его, и древнее Хеттское царство, его можно найти на флагах древней Армении и Священной Римской Империи, на монетах Золотой Орды и Тверского Княжества.
Первое официальное изображение такого орла как русской государственной символики – печать Ивана 3, начало 16 века. Именно как официального символа – сам орел известен куда раньше.
Но нам интересна не геральдика, а оккультный символизм, разумеется. И для начала, как переход к оккультной теме – двуглавые орлы встречаются на иконах, включая старообрядческие.
Это целая серия икон, 17-19 века, и орел не только двуглавый, но и двойственный по символизму. Он остался царским символом – все же двуглавый орел связывался с самодержавием, императорской властью, как часть герба, и он остался властью. Но теперь уже власть не просто светской, но и божественной.
И у орла, очевидно, есть крылья. На иконе Азовский Богоматери написано: «Даны быша мне два крыла орла великого» — это отсылка к Апокалипсису, где описана Жена Облаченная в Солнце. Образы Апокалипсиса, мягко говоря, туманные, но считается, что это эта Жена – никто иной, как Дева Мария. И про Жену сказано, что ей даны два орлиных крыла, что бы улететь в пустыню и скрыться от врагов.
Орлиные крылья – как и звезды с Луной, идущие так же из Апокалипсиса – стали частью иконографии Марии, и на иконах именно с ее изображением рисуется, в том числе, и двуглавый орел.
Как изображение церковного символа власти орел, когда-то использовавшийся в Византии, стал частью оформления храмов восточных христианских церквей.
Кроме того, две головы орла иногда могут выражать идею Иисуса как богочеловека: две природы, людская и божественная – это две головы орла на одном теле.
Алхимия кажется далекой от религии, но их символы тесно сплетаются и смешиваются. Алхимия зародилась в Египте, прошла через арабские страны, попала в Европу, и уже здесь, знакомая нам алхимия, росла и развивалась в христианской культуре.
И в алхимических изображениях много изображений христианских, включая изображения Троицы, Иисуса, сцен воскрешения, как метафор алхимических процессов.
И пока еще религиозные орлы тоже найдутся среди алхимической символики.
Трактат «Книга Святой Троицы» 15 века повествует вовсе не о Троице, а об алхимических процессах, и в нем много раз встречается изображение двуглавого орла. И трехглавого поверх.
Его дизайн явно позаимствован у орла, который был символом Священной Римской Империи, но здесь он прямо соединен с изображением Иисуса. Почему этот человек именно Иисус? Потому что тут обозначены важные для христианской символике пять ран – от гвоздей в руках и ногах и от копья в боку.
Причем в данном случае тут зашифрованы алхимические отсылки к металлам – каждая рана, корона на голове и все тело целиком – это сложно скрытые условные изображения семи металлов, венец – ртуть, рана в боку – олово и так далее.
И именно после этой книги орла Римской Империи стали порой изображать совмещенного с распятием, хотя уже и без алхимического значения – просто что бы сказать, что император находится под защитой бога. Двуглавый орел был символом богочеловека – и в таком рисунке на нем может быть не распятие, а потрет императора, как намек на то, что он не просто человек, а почти земное божество. Хотя бы в своих глазах.
Хотя в «Книге Святой Троице» важны скорее раны, чем орел, сам двуглавый орел встречается часто.
Или не орел, а просто двуглавая, двуликая, крылатая фигура
Или даже как трехглавый орел — как уже было в «Книге Святой Троицы».
Задача алхимии – разделить нечто на исходные компоненты, очистить и соединить снова, в новую комбинацию. Исходные компоненты – это условные, философские, символические Ртуть и Сера, или Ртуть, Сера и Соль.
Изначально таких исходных начала алхимики признавали два, как Ян и Инь, а позже, после Парацельса, стало три, добавилась Соль.
И популярные образы двухголовых фигур или двуполых фигур-андрогинов, говорят о соединении этих начал, объединении противоположностей, которое ведет к совершенству.
Две или три головы орла на одном теле – это два или три алхимических начала, которые соединяются в гармонии. Две головы орла, или две головы на одном теле, или король и королева, мужчина и женщина, Солнце и Луна, символика тут бесконечная, но всегда это два, соединяющиеся в одном. Это Великое Делание, соединение противоположностей, завершение алхимического пути.
Масоны используют двуглавого орла с 18 века. Здесь он связан с Древним и Принятым Шотландским Уставом, прежде всего. Устав масонства — это его конкретная разновидность, конкретное течение внутри масонства вообще.
И в нем он связан с высшими степенями посвящения, вплоть до 33 градуса. Градус – масонская степень, их, в разных уставах, может быть и всего три и под сотню, но в шотландском уставе из 33, и высшие градусы – это высшее положение среди масонов, а высокое положение, власть и царственность – это снова двуглавый орел.
Его называют орел Лагаша – в честь древнего вавилонского города Лагаша, гербом которого, вроде бы, был такой орел. Вавилон, конечно, к масонам не имеет отношения, но в этом орле сохраняется символика соединения противоположностей, идущая из алхимии.
Объединение ведет к единству, раздробленная личность человека на пути его духовного роста обретает целостность, все разбитое и сломанное исцеляется. Ян и Инь, свет и тьма, материя и дух, сансара и нирвана – все по сути своей едино, и это единство отображает двуглавый орел, воплощение перехода от раздвоенности к единству.