В рассказе про Большой Ритуал Пентаграммы были упомянуты Керубы, странные крылатые люди с головами животных, воплощающие силу Стихий. Это очень важная символика, общая для магии и религии запада — это Тетраморф. И почему орел — это Вода, а не Воздух? Слово «тетраморф» значит «Четырехликий», это общее название для одной фигуры с четырьмя лицами (включая звериные) или четырех разных фигур. И многие видели их как привычные фигуры углах карт Таро, на Арканах Мир, Колесо Фортуны, Иерофант, в углах карт часто можно увидеть четыре фигуры — человека, льва, орла и быка. Их могут рисовать целиком, ограничиться их головами, или, как на карте Колесо Фортуны Уэйта, нарисовать крылатых животных с книгами.
И точно те же самые фигуры вы легко найдете далеко за пределами карт Таро — достаточно обратить внимание на живопись, скульптуру, иконографию. Мало того, вы легко найдете изображения льва, быка, орла и человека именно с крыльями и книгами — они часто встречаются в росписи храмов, где обозначают апостолов — евангелистов, то есть авторов Евангелий, Марка, Матфея, Луку и Иоанна. И книги — это их евангелия. Вопрос в том, какое отношение имеет одно к другому.
Символами евангелистов стали эти четыре живых существа, и их рисуют рядом с евангелистами, или вместо евангелистов, или даже рисуют самих евангелистов в виде людей с головами льва, быка и орла, словно это какие-то египетские боги!
Однако тут нет никакой связи, если не считать общую привязанность люде к зооморфным (то ест звероподобным) образам. Это это не претендует на изображение настоящей внешности апостола — религиозные рисунки такого вообще не претендуют на документальность. Но эти существа рисуются просто рядом с апостолами, как их символ, поскольку без таких «опознавательных знаков» сложно судить, кто на рисунке. Трудно не узнать Иисуса — но вот десятки святых как-то нужно различать между собой, поэтому их часто рисовали с какими-то характерными, и порой довольно мрачными, атрибутами. Например, святой Агате отрезали груди, и ее изображали держащей в руках поднос, на котором они лежат.
А видя на рисунке человека со львом, или даже просто крылатого льва, зритель понимал, что это никто иной, как апостол Марк, а его книга — Евангелие от Марка. Точно так же Матфей — это человек, ангел, Иоанн — орел, а Лука — бык.
Впервые они появляются в ветхозаветной книге пророка Иезекииля, который описывает видения, открывшие ему внешность ангелов: «подобие четырех живых существ, и вид их подобен человеку. И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них.Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех».
В этом описании все четыре фигуры, лев, бык, орел и человек, соединены в одно существо. Вот его и называют «Тетраморф», «четырехликий», существо с четырьмя лицами.
В Новом Завете Тетраморфа вспомнили снова, в книге Апокалипсиса, где описано видение небесного города, и Тетраморф предстает уже в виде четырех отдельных живых существ: «…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.»
Тетраморф обрел огромную популярность, вошел в культуру, религию, апокрифические тексты, искусство. Епископ Гильдеберт де Лаварден, в 12 веке, сравнивал с ним Иисуса, епископ пишет, что Иисус жил как человек, был принесен в жертву как телец (бык), воскрес, как царственный лев, и вознесся на небо, подобно орлу.
А автор Библии Вульгаты — стандартного перевода Библии на латынь, принятого в католицизме, Иероним Стридонский, счел, что эти фигуры описывают евангелистов, установил, какое животное кому из них соответствует, и расположил их в том порядке, в каком лица упомянуты у Иезекииля. Именно поэтому Евангелия идут всегда идут в стандартном порядке — от Матфея, от Марк, Луки и Иоанна.
Так началось победное шествие Тетраморфа в символике. Бык выглядывает из-за плеча апостола на полотне Блумарта
Крылатый лев с книгой (точно как на карте Уэйта) воплощает Марка на картине Витторе Карпаччо
И ждет нас на гербе провинции Венето в Италии.
Он постепенно покидает границы чистого искусства и религии, становится частью оккультной символики, появляется на масонском гербе, как четыре фигуры в центре.
И, наконец, на изображениях Керубов — хранителей Стихий в системе Оредна Золотой Зари.
Осталось понять, при чем тут Стихии? И евангелисты? И почему, все же, орел — это Вода?
Дело в том,что символ Тетраморфа получил такое распространение, что его понимание постепенно вышло за рамки символа четырех евангелистов.
Человеческий разум любит делить все на четыре части — четыре стороны света, времени года, Стихии… И Знаки Зодиака! Среди которых фиксированные Знаки Зодиака, Лев, Телец, Водолей и Скорпион, почти точно повторили Тетраморф. И породили начало новым ассоциациям — Тетраморф стал воплощать и эти знаки.
Лев, разумеется, становится символом Знака Льва, бык — Тельца. Водолея рисуют в виде человека, и его символ — человек из Тетраморфа. Остались Скорпион и орел. И да — орел это именно один из символов Знака Скорпиона в астрологии, воплощение его высшей природы.
А раз каждый из этих Знаков связан со своей Стихией, то животные Тетраморфа стали и символами Стихий. Лев — огненный Знак и лев Тетраморфа — это Огонь. Телец — Знак земной, и бык — символ Стихии Земли. Водолей — Знак воздушный, и его символ — человек. И вот теперь то, что может сбить с толку: Скорпион — водный Знак. И поэтому его орел — это символ Воды. Орел — это не Воздух, это Вода!
Вот почему символы Стихий, их воплощение в виде существо — это Керубы, крылатые люди с головами животных. Это продолжение Тетраморфа. И то, что началось в книгах Ветхого Завета, нашло продолжение в магии и стало важной частью символики Стихий.
Но Тетраморфа есть свои аналоги и в других культурах — например, в китайской оккультной системе вам встретятся черепаха, тигр, птица и дракон. На гербе Исландии место льва занял дракон, и это четыре духа-хранителя Исландии из саги об Олаве Трюгтвассоне, приписанные к четырем сторонам света. Но главное, что их четыре и они становятся символом того, что делится на четыре части — как стихии и и стороны света.