Навигатор эмоций — 1

колесо эмоций, система навигатор эмоций

Темы первой части Навигатора Эмоций: Что такое эмоции и для чего они нужны? Прямые и ассоциированные эмоции. Эмоции как средство регулирования поведения на уровне автоматизма.

НАЧАЛО  Следующий урок

колесо эмоций

Каждый раз, когда речь заходит об автоматическом разуме, речь заходит и об эмоциях. Автоматические цепочки, управляющие им: стимул – эмоция – реакция. Или сложнее:  стимул – ассоциированная эмоция, взятая из  опыта прошлых эпизодов – реакция. Эмоции — это центр автоматизма. Осознание эмоций – важная задача на пути к осознанности жизни. И очень сложно осознать то, что не систематизировано, не упорядоченно. Люди часто не могут даже выразить словами, что именно они чувствуют!

Есть очень много разных систем описания эмоций, и это – еще одна. Это навигатор, который доложен помочь вам проложить свой курс в эмоциональную осознанность – это Навигатор Эмоций. И я призываю не спешить выносить суждения – многое может показаться правильным или не правильным в начале, когда еще далеко не все понятно, и разум лишь выхватывает куски информации из общего контекста. Но куда важнее, что покажется правильным в конце.

Эмоции – часть внутреннего мира, и мы знаем, что они всеобщие, мы называем их одинаковыми словами,  но никто не может поручиться за то, что вы переживаете эмоцию именно так, как другие. Ту же эмоцию – но не обязательно именно так. Они внутри и каждому предстоит разобраться в тонкостях именно своего внутреннего мира. Именно поэтому классификаций эмоций огромное количество, и за ними стоят и психологи, и специалисты по искусственному интеллекту, и Далай-лама.

Это не догма, не мертвая теория, которая должно воспроизводиться без изменений. Это способ оценки и классификации внутренних переживаний, по их сути и предназначению, задача Навигатора – помочь разобраться в себе и своих эмоциональных состояниях. Поэтому не стремитесь просто механически запомнить схему. Прочувствуйте ее, оцените, вынесите свои суждения!

Эмоциональный мир крайне субъективен, при всем его единстве, и вы можете найти иные оттенки эмоций, и даже иные названия для них, в лично вашем внутреннем мире, в лично ваших проявлениях эмоций.

Навигатор – стартовая точка, от которой можно оттолкнуться. Его отличие от другие системы- в принципе, по которому рассматриваются эмоции. Порой в таких классификациях они довольно произвольны, просто набор эмоций. Порой их пытаются описать формулами, порой оценивают по мимике, порой по областям мозга, в которых возникает возбуждение при этой эмоции.

Навигатор оценивает эмоции по их природной роли, по задаче, которую выполняют эмоции. Зачем нам эмоции? Они регулируют наше поведение на уровне автоматизма. Поэтому основа для систематизации эмоций – то, как именно они регулируют поведение, какие инструкции они дают. Отвращение говорит, что нечто очень плохое, фу, гадость! Страх подсказывает, что пора спасаться. Влечение подталкивает сблизиться.

Эмоции будут поделены по их биологической роли, и по их интенсивности, от полного покоя до завышенной силы переживания; они смогут смешиваться, образуя новые эмоции, как соединения основных и переходные стадии. Каждая основная эмоция будет уравновешенна своей противоположностью, и способна развиваться, переходя в другую эмоцию. И все это — система регулирования поведения на уровне, не требующем осознанной работы разума.

Эмоции – это то, что происходит в нас постоянно. Это спусковой крючок реакций человека, центр программы поведения. Радость или гнев, или страх или что-то еще, приятные эмоции или неприятные, они все равно станут тем механизмом, который предписывает вам механически, без понимания, последовать автоматической программе.

Можно создать в своей голове миллион планов, принять тысячи решения, а потом свое слово скажет всего один эмоциональный порыв, и вы делаете совершенно не то, что собирались.

Причем у этого порыва может не быть никакой реальной основы в текущей ситуации. Ассоциированные эмоции тянутся из прошлого, автоматический разум ищет в прошлом эмоцию, которую уже испытывал в ситуации, схожей с этой, и испытывает эту же эмоцию снова, как эхо, далекий отзвук старых событий. Эмоции тут служат способом принять решение, древним и архаичным, не использующем осознанность.

И речь не идет, ни в коем случае, об уничтожении эмоций, даже тех, которые кажутся негативными или неприятными. Мало того, речь вообще не идет о разделении эмоций на позитивные и негативные, полезные и вредные, нужные и ненужные! Это удобное деление, но чисто условное. Эмоция может быть приятна или не приятна человеку, но это не главное. У каждой из них своя роль, каждая из них может быть уместной или не уместной, диктующей подходящее или не подходящее поведение. Гнев полезен в схватке, страх – при опасности. Радость может лишить бдительности и погубить.

И не так важно, кажется эта эмоция приятной и желательной или нет, важно, что эмоции – это древний механизм, позволяющий без участия разума выбрать манеру поведения, эмоции напрямую задают автоматические программы.

Каждую эмоцию вызывает свой стимул, и каждая запускает конкретный шаблон поведения. Он может быть проявлен разными способами, с разной силой, может быть подавлен, но все равно эмоция диктует свой шаблон. Кто-то убегает от страха, кто-то цепенеет, кто-то пытается атаковать, это возможные индивидуальные проявления. Но все равно шаблон страха – это приказ спасаться от опасности. Пути к спасению выбираются разные, но суть одна, нужно спастись от угрозы. Каждой эмоции соответствует своя программа, и будем говорить о наиболее общих из них, не учитывая возможные индивидуальные отличия.

Эмоции присущи нам от рождения, они не зависит от культуры и условий среды. Еще Дарвин исследовал эмоции детей, которые родились слепыми. Они не могли видеть и копировать эмоции родителей, не могли подражать их выражению лица. Но они выражали те же эмоции, тем же способом.

Новорожденные испытывают эмоции, аналогичные эмоциям взрослых. Люди разных культур имеют одни и те же эмоции. Культурное выражение этих эмоций может быть разным, мы учимся сдерживать естественные реакции тела, подавлять их, подменять шаблонами, которые дает общество. Одна культура учит всегда улыбаться, вторая – не улыбаться без причины; одна учит смотреть в глаза, выражая дружелюбие, вторая говорит, что взгляд в глаза – это угроза, признак агрессии.

Но почти первобытные племена, жившие в Новой Гвинее, были сняты на видео, оказалось, что все их эмоции легко распознают европейцы, как и наоборот. Культура, не имевшая связи с другими людьми тысячи лет, выражала те же эмоции и тем же способом. Японцы и американцы, выражающие на людях эмоции разными способами (в соответствии с указаниями культуры) делают это совершенно одинаково, когда не знают, что за ними наблюдают.

Улыбка корпоративного служащего встречающего клиента – часть его работы, требование компании, а не выражение эмоций. Жесты угрозы или одобрения, согласия или несогласия, то, как трактовать кивок головой или протянутую ладонь – все это диктуется культурой. Но наедине с собой, когда человек не сдерживает выражение эмоций, все культурные отличия пропадают. Это механизмы не культуры, с самого Хомо Сапинс, данные нам от природы.

Мы рождаемся с этими механизмами управления поведением, и если ребенок вырос среди животных и разум не получит развития, он не научится говорить, но будет испытывать обычные человеческие эмоции.

И не только человеческие. Эмоции высших животных принципиально не отличаются от людских, страх человека, собаки, кота, обезьяны – это один и тот же страх. И в их мире эмоции прекрасно работают, это тот мир, для которого они предназначены, для которого они создавались тысячами лет эволюции.

Любая из эмоций может показать себя с разной степенью выраженности. Страх может быть лишь легким беспокойством, может быть отчетливым страхом как таковым, но может перерасти в панику, когда разум полностью отступает, и автоматическое поведение начинает бесконтрольно реализовываться, не зависимо от обстановки и ситуации. У каждой эмоции есть завышенный уровень, который может быть опасен. Даже избыточная радость, отрывающая от земли, может погубить того, кто в восторге мчался по улице, ослепленный своим счастьем, и не заметил автобус на перекрестке.

Эмоции различны по времени. Как правило, мы не остаемся на годы в непрерывной радости, но можно очень долго жить в страхе или оцепенеть в апатии на очень долгое время. Нельзя вечно находится в радости, но можно очень долго и равномерно ненавидеть.

На самом общем уровне эмоции выполняют четыре функции – оценивают ситуацию, как хорошую или плохую, указывают на проблему, предписывают стремиться к чему-то или избегать этого.

И избегать можно как угодно долго, а длительная оценка происходящего как хорошего и желательного не имеет смысла. Не может быть вечного восторга, но может быть долгий, затяжной страх. Стимул для страха может сохраняться долго, и программа «Это опасно, держись от него подальше!», даваемая страхом, будет актуальной очень долго.

Восторг же краток – вы получили желаемое, оценили его, испытали приятные эмоции, создав программу стремления к этому событию в будущем. Событие вызвало восторг, восторг приятен. Восторг не вызвал какое-то поведение внешне, но записал в цепочки автоматизма: «Это событие вызывает восторг, что бы пережить восторг снова, нужно стремиться повторить это событие!». И это все, на этом его роль исчерпана, эмоция выполнила свою задачу, дальнейший восторг не имеет смысла, и пропадает.

Неприятные эмоции предписывают держаться подальше от чего-то. И если вам страшно, то надо убежать, и оказаться в безопасности. Но если убежать вы не можете, то страх продолжает требовать бежать, и не проходит. Не имя возможности реализовать эмоцию (или осознать ее и взять цепочку автоматизма под контроль) вы обрекаете себя застрять в этой эмоции, переживая ее постоянно. Она станет настроением – постоянной, доминирующей в вашей жизни эмоцией, зависшей, как программа, которая ждет реакции пользователя.

Нет нужной реакции на страх – инструкция не была выполнена, страх остается актуален и не пропадает. Подавляется, уходит в глубину, но не пропадает. И однажды вы попадете в ситуацию, схожую с тем далеким, давно забытым эпизодом, который породил этот страх. И в новом эпизоде, в новом событии жизни, автоматический разум найдет это эхо давнего страха, вспомнит, какие эмоции тогда были пережиты, по ассоциации с текущим моментом, и эмоции вернутся. Вернется ассоциированный страх, вернется ассоциированный гнев, взятые из старого эпизода.

Ты делал так и радовался? Сделай так снова, что бы снова порадоваться.
Ты был в такой ситуации и боялся? Бойся снова

Это уже не эмоция, непосредственно вызванная случившемся, а автоматическое переживание старых эмоций, возникших в схожей ситуации. Вот это – ассоциированные эмоции, переживаемые не в ответ на стимул прямо, а потому, что стимул вызывает ассоциации с более ранней ситуацией, когда были пережиты какие-то эмоции — и они испытываются по ассоциации с тем старым событием.

Всегда боялся пауков? Ну так и этого бойся! Человек похож на того, кому ты раньше доверял? Ну так и к этому чувствуй доверие!

Делай так, что бы прекратить страдания, раньше это работало!

Или делай так, что бы пережить удовольствие, раньше это работало!

Делай так, что бы избежать угрозы, раньше это работало!

Эмоция дает программу, предписывая поступить именно так, а не иначе. Не думая, не осознавая, а потому и эта реакция будет очень быстрой. И в кризисной ситуации эмоции могут быть совершенно бесценны. Страх заставит отскочить при резком шуме и поможет избежать гибели по упавшей со старой стены кирпичей.

Отвращение заставит отшатнуться от источника угрозы. Это лишний повод напомнить, что следует стремится понять эмоции и взять под контроль, в вовсе не уничтожить! Эмоции – движущая сила автоматического поведения, как двигатель в автомобиле. Но кроме двигателя нужны еще руль и тормоза, которые дает осознанный разум.

И если одному угрожает опасность, то информацией о ней стоит поделиться с другими. Третий Маяк предлагает предупредить других, что бы они могли избежать угрозы. Нужно рассказать им о своем страхе, что бы и они испытали страх и заранее держались подальше от опасного места, или пришли на помощь к тому, кто попал в беду. Гнев предписывает атаковать, но это лучше делать сообща, поэтому гнев нужно выразить, что бы напугать врага (это естественная мораль), или что бы сказать союзникам, на кого этот гнев направлен.

Поэтому мы выражаем эмоции, причем врожденным способом, который точно будет всем понятен. Нам не надо учиться смеяться и плакать, это заложено самой природой. Мы вскрикиваем от страха, ругаемся от злости, смеемся, мы показываем эмоции характерной, врожденной мимикой, жестами, поведением. Мы делимся ими друг с другом. Поэтому эмоции заразительны, и легко передаются от человека к человеку. Это третий Маяк в работе, проявление древних механизмов передачи важной для выживания информации.

Эмоции здесь будут  представлены в виде наглядной схемы и образуют круг, назовем ее просто  — Колесо Эмоций.

НАЧАЛО  Следующий урок

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × пять =