Хотя часто кажется, что медитация – это что-то сугубо восточное, медитативные практики всегда процветали в западной культуре, хотя обычно и не достигали такого расцвета, как в Индии или в Китае, оставаясь лишь одним из инструментов духовной жизни, а не ее основой.
И я говорю даже не о медитациях, перенесенных на западную почву, как трансцедентальная медитация, а именно о традиционной западной медитации.
Медитация с использованием мантр предполагает постоянное сосредоточенное повторение, вслух или в уме, некой значимой фразы, часто с религиозным контекстом, которая должна защитить разум от блужданий и сосредоточить его на объекте, вокруг которого крутится духовный опыт.
Буддист повторяет «Ом мани бадмай хум», например, что посвящено Будде и несет массу смыслов, а главное – концентрирует сознание на религиозной идее, не давая ему блуждать.
А где-то на другом конце земли христианин повторяет: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Это – Иисусова молитва, восходящая к словам Святого Павла: «Молитесь всегда!». Буквально всегда – непрерывно в течении всего дня, не теряя осознанности. И это ничто иное, как та же самая медитация с использованием мантры. На этом основан христианских исихазм, который учил контролировать мысли, направляя их все к Богу, в том числе через длительное созерцание, при котором снова и снова повторяется фрагмент текста Библии или молитва.
Такая практика направлена на обретение постоянного сосредоточения на боге, постоянного присутствия его в сознании, памяти о нем. Это в точности то, что делает бхакти-йога (хотя и иными путями и с иными богами).
Еще в 4 веке монахи уходили в пустыню, жили в полном уединении, и повторяли: «Господи, помилуй!» все время бодрствования, пока это не становилось так же естественным, как дыхание, не оставляя места для блужданий сознания, и не позволяя забыть о своем духовном пути хотя бы на секунду.
А само название «исихазм» восходит к монаху 15 века Исихию Иерусалимскому, который уверял, что практика непрерывной молитвы очищает сердце, охраняет ум, освобождая его от помех, греховных мыслей и злых замыслов, а так же дает безошибочное познание Бога. Его «Наставлений исихастам» — это ничто иное, как пособие по медитациям.
Святой Нил Синайский пишет: «Тот, кто желает увидеть, что из себя в действительности представляет его ум, должен освободиться от всех мыслей». Он написал книгу «Добротолюбие», где дает указания по проведению сидячих медитаций, которые надлежит выполнять каждое утро, в течении часа, сидя на стуле (то есть в Позе Бога), а так же по использованию непрерывной молитвы, матнтры, которая практикуется весь день, так что духовной практикой становится и работа, и еда, и даже сон. То есть мы имеем дело с полнотой внимания! И тот, кто достиг ее станет вместилищем Святого духа и соединится с ним.
А Игнатий Лойла, основатель ордена Иезуитов, разработал целую систему медитативных упражнений, изложенную в книге «Духовные упражнения». Среди них – пересмотр прошедшего дня в обратную сторону, мантры, обретение сосредоточенности на одной духовной идее, внимательное наблюдение за своими мыслями и чувствами в течении всего дня. Посторонние мысли должны быть осознаны, и понимание их причины приведет к их прекращению (стандартная практика развития осознанности): «Например, приходит помысел совершить смертный грех, и человек немедленно отсекает его. И таким образом помысел побеждается».
Используются так же визуализации, когда практик представляет образ Иисуса распятого, как делает, например, буддист Ваджраяны (со своими, буддийскими образами). Так же используются образы сцен из Библии, которые следует визуализировать и мысленно переносится в них, совершая визионерские путешествия.
Иудаизм предлагает свои методы медитации и стремится к достижению состояния «Двекут» — то есть «приклеивание». Это состояние постоянной сосредоточенности на боге, когда к нему обращается каждая мысль, когда каждый жест , поступок, слово рассматриваются как ведущие или к богу или от него.
А молитву должна сопровождать «Кавана» — полное сосредоточение внимания, концентрация на каждом слове и осознание его смысла.
Многочисленные повседневные ритуалы, такие, как необходимость при входе в дом прикоснуться к мезузе (маленькому свитку, висящему на дверном косяке иудейского дома) служат, в том числе, напоминанием, возвращающим мысли к праведности и соблюдению заповедей, возвращают человека в осознанность – это то, что будет названо «якорем» при развитии полноты внимания.
Муракаба – это практика развития осознанности в исламе, учащая контролировать мысли, что бы не допускать в них запретное. Практика, называемая «Зикр» снова предлагает повторять сосредоточенно некую сакральную фразу, полностью посвятив ей все сове внимание и все мысли.
Даже создатели енохианской магии Джон Ди и Эдвард Келли, ищущие знания в общении с ангелами и видениях, которые к ним приходили, получили инструкцию: «Стой и не двигайся!». Как оказалось, это значило, что двигаться нельзя в уме – разум должен оставаться сосредоточенным и сохранять покой и неподвижность. Неподвижность ума — это проявление его послушания и способ защитить ум от вредного влияния.
Медитация – это совершенно всеобщий и универсальный опыт, всех времен и всех культур. Он лишь принимает разные формы и наслаивается на разные формы мировоззрения.
Получите свои бесплатные уроки — цикл «Пять шагов навстречу медитации» прямо сейчас!