Теургия и тауматургия

теургия и тауматургия

Две стратегии, две парадигмы магии — тауматургия, делающая упор на практическое достижение физических результатов, и теургия — ставящая во главу угла развитие и совершенствование самого мага.

Для чего служит магия? Что это такое вообще – способ приворожить соседку или сглазить ее корову? Или тайное искусство древних мудрецов, возвышающее человека до уровня божества? И то и другое, пожалуй, крайности, но на каждой из них есть свои сторонники.

Одни жаждут найти волшебную таблетку, рассчитывая без усилий добиться чего угодно – пробормотать пару слов по бумажке, покричать в форточку, сжечь свечку и исполнить все свои желания! И что бы при этом еще и не надо было ничему не учиться – что бы сразу проснулся дар и все получилось! Странно, что эти люди не задумываются о простом вопрос – если все так просто, если можно повторить инструкцию в сети и получить результат, почему мы не погрязли в толпах из миллионов волшебников? И, что еще интереснее, почему бы им не попробовать тоже самое с более практичными вещами – например, скачать в Интернете руководство по рукопашному боя, посмотреть его, запомнить, и без всяких тренировок пойти драться с хулиганами! А это тоже самое, что надеяться на успех ритуала, за которым не стоит личное мастерство.

Но на другом полюсе вторые отрицают вообще всякую практичную пользу, любое получение результата, гордо называют реальные, физически, перемены в мире «низшей магией», которая не достойна их духовного величия. Такие люди порой искренне не понимают, зачем ритуалу цель – разве не достаточно его просто провести? Они низводят магию до религиозной церемонии, где важно выполнить все догмы – вплоть до того, что успехом ритуала считается само его проведение, а не результат. И даже если никакого результат получить не удалось такой «маг» гордится собой – он же провел ритуал, обратился к богам, он же делает это во имя совершенствования души, и плевать, что нет никакого эффекта от всего, что он делал.

Истина всегда где-то рядом и где-то между двумя крайними точками зрения. Любой ритуал имеет реальную цель, это не ритуальный молебен, проводимый просто что бы быть проведенным. Практика, не способная изменить жизнь человека к лучшему, едва ли имеет смысл. Но и добиться результатов без мастерства, без духовного роста  и совершенствования себя будет невозможно, и вопрос не в том, какую крайность выбрать – вопрос в том, в каком соотношении будут находится эти две стратегии.

Что важнее, что более значимо – получение материальных результатов, изменение жизни, реализация своих желаний (что не достижимо без духовного роста) или духовный рост, познание и совершенствование себя, обретение новых сил (что неизбежно ведет к реальным результатам и практичному улучшению жизни)?

Вот тут и проходит граница между двумя парадигмами магии – теургией и тауматургией. И у этих терминов своя история, особенно у термина «теургия» и она тянется в античности, и можно начать рассказывать про Ямвлиха и состояние теозиса человека и прочее, но не зачем, потому что в данном случае речь не о том – не об истории или философии, а о вещах простых и конкретных, которые не стоит усложнять.

И тауматургия – что на греческом буквально означает «сотворение чудес» — это стратегия, делающая упор на практические результаты. Это виды и формы магии, которые не ставят вопрос о развитии человека во главу угла и исходят из чистой практической пользы всего, что делают. Тауматургия стремится изменить мир в соответствии с желанием человека – а то, каким для этого предстоит стать самому человеку, рассматривает как второстепенный вопрос. Это подобно спорту, в котором все силы брошены на победу на соревнованиях, и более ничто не важно, или обучению, в котором ученик сосредоточен на необходимости сдать предстоящий экзамен и получить диплом, мало заботясь о том, какие знания потом останутся в голове.

Привороты и порчи, столь любимые завсегдатаями оккультных пабликов в Интернете, ритуалы на деньги и удачу – тауматургия. Народное колдовство, не имеющее обширной философской базы, не стремящееся возвысить душу человека – тауматургия.  Магия Хаоса, полностью сфокусированная на практике и отталкивающаяся от нее – тауматургия.

Разумеется, чудес и халявы тут не бывает и для получения результата придется знать, уметь, сметь, становиться лучше и развивать себя – но это лишь способ добиться практичного, материального, результата.

Теургия – иная стратегия, и ее цель – сам человек. Магия тут становится способом духовного роста, с ее помощью человек познает себя, открывает свою суть и ищет цель своей жизни, обретает силы и совершенствует себя. Цель – не порча и не ритуал на успешную торговлю. Цель в теургии – сам человек. Стать лучше. Сильнее. Больше узнать. Постичь себя и мир вокруг. Это магия как пусть самосовершенствования.

Это подобно спорту ради силы и здоровья, а не места на пьедестале почета или учебы ради знаний, а не диплома.

Масоны, мартинисты, розенкрейцеры, алхимики – это люди пути теургии. Телема Алистера Кроули, ведущая человека к познанию себя и пересечению Бездны, высшему духовному уровню, сравнимому с нирваной – теургия. Буддизм Ваджраяны, с его изобилием служащих духовным целям ритуалов и магических практик – по сути, тоже теургия. Омниасофия, ставящая задачу познания себя, обретения целостности личности и достижения способности к духовной жизни  – теургия.

Разумеется, это не может не повлечь за собой изменений в жизни, совершенствуя себя человек живет более совершенной жизнью, улучшает ее, добивается целей и воплощает желания в жизнь, в том числе проводя ритуалы, направленные на самые практичные цели и получая результаты, но в данном случае это не цель, а результат его развития и духовного роста.

Тауматургия и теургия неразрывно связанны и неразделимы,  вопрос в том, что ставится на первое место, и будет ли достижение лично вами совершенства личности средством для материального успеха – или их причиной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 7 =