Страж Порога

страж порога (обитатель порога) омниасофия

«Я Страж Порога. Чего ты хочешь от меня? Ты не отвечаешь? Или ты меня боишься? Ты хочешь стать мудрым? Я обладаю мудростью бесконечных веков! Поцелуй меня, мой смертный возлюбленный».
 Это фраза из пока еще художественной книги Эдварда Джорджа Бульвер-Литтона, популярного писателя 19 века, оказавшего огромное влияние на оккультный мир своего времени. Он писал романы на мистические и оккультные темы, его герои – маги, бессмертные адепты, посвященные тайных братств, розенкрейцеры, и все это когда-то стало мощной рекламой самой идеи тайных оккультных обществ, подтолкнувшей многих будущих именитых оккультистов встать на путь магии.

И в это фразе впервые встречается термин «Страж Порога». Автор выдумал термин – но не само понятие, и Страж предстает здесь как ужасный призрак, преградивший путь искателю оккультной мудрости, от чего тот пришел в ужас и сбежал – разумеется, все это происходит в видении. Роман «Занони» (на русском порой почему-то называемый порой «Призрак») – самый популярный и самый влиятельный в плане воздействия на умы энтузиастов оккультного тех лет, так что термин стал популярен и прижился – я приведу примеры теософии, телемы и агни-йоги.

Тут как со словом «Робот» — его придумал писатель–фантаст, но он стал совершенно общепринятым с тех пор, и мы всем им пользуемся. Термин придуман писателем, но он используется в оккультной практике и обозначает вполне реальную проблему. Что за проблема? По сути та, что описана в «Занони», роман в этом планет точен — ты хочешь стать мудрым? Тебе придется пройти через Стража.

 Блаватская использовала термин (вошедший в хождение и за пределами теософии) «Обитатели порога» — и это внутренние враги, заключённые в самом человеке. Его ненависть, жадность, невежество и так далее, все, что тянет на дно и не дает двигаться вперед, кирпичи, которые он сам на себе взвалил, как тяжкое бремя. Она отталкивается, разумеется, от восточных концепций, индуизма и прочее, но в идее смертных грехов можно уловить схожие нотки.

Обитатель или Страж Порога – это, по словам теософа Алисы Бейли: «Его можно определить как совокупность сил низшей природы, выраженную в личности до просветления, вдохновения и посвящения. Это всё, что представляет собой человек без учёта духовного «Я». На ментальном плане обе противоположные силы (Ангел Присутствия и Страж Порога) сходятся лицом к лицу, и разгорается конфликт. Их синтез осуществляется на Пути Посвящения».

Ангел Присутствия здесь – воплощение сил, ведущих человека по его духовному пути, открывающих возможность двигаться дальше, на новую ступень развития, а Страж Порога – сил, которые ему противодействуют. И это не буквальные ангел и демон или нечто подобное. Страж – персонификация именно внутренних проблем человека, его собственных сдерживающих факторов, с которыми нужно столкнуться и которые могут предстать однажды в образе некой силы, воспринимаемой как отдельное, внешнее существо. Но это все в самом человеке – это то, что в нем не дает двигаться дальше.

И тут упомянут синтез Ангела и Стража – противоположные силы личности, тянущие человека одна вперед, другая назад, должны быть объединены, должны стать единым целым. Целостность — вот путь. Не попытка уничтожить половину, а целостность личности, достигшей гармонии, понимания и принятия себя.

Термин Страж Порога используется в ключе менее религиозно- теософском и более оккультном, в том числе, и у Кроули. Значение то же – заключенные в человеке сомнения, страхи, предубеждения, лень, все, что в нем же самом противится его духовному росту. Прежде всего – страх, пожалуй. Первая (не финальная, а именно первая важная) цель телемита, последователя учения Кроули – это достижение собеседования со Святым Ангелом-Хранителем. Или просто САХ – Святой Ангел-Хранитель. И это достижение САХ станет достижением целостности личности, полным познанием себя и снова все то, что противится этому – Страж Порога.

Вы отрицаете в себе какие-то качества, вы лелеете иллюзии о самом себе, не хотите многое видеть и признавать, ваше Эго раздуто и горделиво, а вашу Тень вы и видеть не хотите? Тогда вот это все и составит суть вашего Стража Порога, это все предстоит преодолеть: иллюзии — разрушить, отрицаемое – признать! Это путь к целостности, но Страж пугает, человек часто несет в себе то, чего вовсе не хочет знать.

Такое достижение целостности, САХ, самости и прочее на Древе Жизни, выступающем тут в роли карты уровней духовного роста, соответствует достижению Тиферет. На Древе расположенные четыре Завесы, разделяющие его горизонтально. Завеса – это условный уровень, подъем выше которого означает качественное изменение личности, новый уровень развития.

Малкут – это материальный мир, все мы тут начинаем. Но если двинуться вверх по пути Тау и достигнуть Йесод – мира астрального, мира видений, духов, образов – то придется пройти первую завесу, Завесу Профанов, отделяющую чисто материальное восприятие мира от видения мира духовного. Заглянуть за нее — значит понять, что мир не только из мертвой материи состоит. Это может сломать кому-то все привычные стереотипы мышления и перевернуть саму картину мира, будет соблазн сказать: «Тебя нет! Все обман! Это все показалось!» – и это станет его Стражем Порога.

Вторая Завеса, Парокет, что, кстати, и значит просто «Завеса», отделяет Тиферет, и ее преодоление – это полное познание себя, обретение целостной личность и ответа на вопросы: «Кто я? Зачем живу? В чем смысл моей жизни?», это открытие человеком своей Воли. Ее пройти куда сложнее, чем первую, и ключ – абсолютная честность с собой и готовность видеть в себе все то, что пугает или кажется отвратительным, а потому обычно тщательно отрицается, словно этого и нет. И если тянет сказать: «А во мне и нет ничего пугающего и отвратительного!», то вы или уже прошли Завесы, или, скорее всего, просто все еще тщательно все это отрицаете, и не хотите даже допустить мысли, что это все существует. И пока вы это отрицаете, вам не видать Тиферет, и это – ваш Страж Порога.

Третья Завеса – несоизмеримо более суровая и опасная, и мало кем достижимая Бездна, отделяющая три верхних Сефирот. Это граница между привычным миром, разделенным на объекты и категории, и миром, в котором царит полное осознание единства. Мир един, человек един с ним, все суть одно и все феномены – иллюзия. Разум не может подняться выше, и для перехода Бездны придется проститься во всеми его построениями, мнениями, принять мир как есть, вне слов и категорий. Переход Бездны – это что-то вроде буддистского или даосского просветления, в его западном варианте.

Последняя Завеса — Присутствия Всевышнего – отделяет Кетер и даже понять суть ее пересечения с позиции человека внизу Древа не реально, раз уж выше Бездны разум уже бессилен.

И Страж может встретить вас на каждой из Завес – встретить того, кто не готов, того, кому еще предстоит решить свои внутренние проблемы. И нужно их решить и пройти выше, или пасть жертвой Стража и упасть в самый низ.

 Кроули пишет: «…распространено фольклорное представление о том, что человеку сопутствуют одновременно и добрый, и злой гений. Последний тем более ужасен, что функционирует в качестве альтернативы Священному Ангелу-Хранителю. Он субъективно ужасен и омерзителен и объективно враждебен настолько, что в этом отношении с ним не сравнится никакая другая разумная сущность, олицетворяющая зло. Ибо возможность встретиться со Злым Гением равновероятна возможности достичь Священного Ангела-Хранителя».

Тут снова противопоставляются Страж и Ангел, как и раньше, и снова стоит та же задача их объединения, достижения целостности – и это символически можно отыскать даже в Библии. Не факт, что автор имел ввиду именно это, но история Иакова, который подрался с ангелом, отлично ложится на эту концепцию. Иаков ночью, впотьмах, подвергся нападению какого-то злого духа и боролся с ним, повредил ногу, но сумел одолеть напавшего, подчинить и скал духу:

«не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и людей одолевать будешь. И благословил его там».

Его враг оказался Ангелом, способным благословить его и дать силу – что стало понятно лишь после победы над ним.

 Суть Стража – сомнения, страхи и иллюзии, которые обрели форму и стали препятствием. Это подобно карте Луна – видна дорога, Солнце видно в дали, ясно, куда надо идти, но Анубисы, как Стражи Порога, стоят возле дороги. И можно пройти и выйти к свету – но человек боится их слишком сильно, и предпочитает тонуть в болоте, а не идти к свету.

И чем больше у человека этих страхов, сомнения, иллюзий, внутренней слабости, чем меньше он очищен и изнутри готов к пути, по которому решил пойти, тем сильнее будет его Страж. Поэтому кто-то может размеренно двигаться вперед и не встречать сопротивления вообще! И для других Страж реально ужасен и опасен – вплоть до реального ущерба разуму, телу, жизни. Это все равно как без тренировок и разминки выйти на дорожку для бега с барьерами – запросто можно и упасть  связки растянуть и ногу подвернуть

Почему начинающие энтузиасты магии и колдовства часто уверяют, что на них обрушились орды демонов, или даже что сами боги пришли и напали на них? Почему именно новички, делающие с огромным энтузиазмом, но без огромного знания и навыков, свои первые шаги, часто начинают рассказывать истории о Черных Магах, которые объявили им войну, о том, как на них нападают в астрале, и прочее. Видят кошмары, получают угрожающие видения.

Что за магические войны и астральные битвы? Неужели весь мир в заговоре с целью остановить их, неужели они со своим ритуалом на кухне так важны, что все темные силы пришли сразить их?

Нет, все проще – они встретили Стража Порога! Все эти «астральные атаки», нападения «демонов» кошмарные сны и жуткие видения, а то и полтергейст в доме, порождены ими же, это Страж Порога во всей красе. Почему? Потому что взявшись за многое такой человек не был готов! И чем сильнее все это вот – тем сильнее он не был готов.

Но это уже здесь, и у него два пути – отступить, сбежать, отречься от всего, сдавшись Стражу и навсегда обрубив себе все пути наверх, или принять вызов и преодолееть ужасы, которые на него обрушились – победить Стража, пройти дальше и решить этим кучу своих внутренних проблем. Раз все это происходит, значит, он был и не готов – но преодолев все это, он исправит эти недостатки и обретет свою силу.

Это не магическая война и злыми астральными врагами, и не испытание – это схватка с самим собой, со своими слабостями, ставшими Стражем Порога. И если вы на него напоролись, то стратегия только одна – идти вперед по тропе Луны, и следовать словам Кроули:

«Какие бы ужасы ни сокрушали душу, какие бы мерзости ни пробуждали отвращение в сердце, какие бы кошмары ни терзали ум, на каждом шаге пути ответ неизменен: «Какое великолепное Приключение!».

 Майкл Грир описывая преодоление Завесы Профанов писал, что:

 «Зачастую — хотя, опять-таки, не всегда — путника здесь подстерегают чудовища и призраки мертвых. Одна из сущностей, которую можно встретить на пути Тау — Страж Порога, символ страха, преграждающего путь к преображению. Иногда Страж Порога принимает какую-либо конкретную форму, представая в виде чудовища, встающего у нас на пути. Разумеется, это неприятно, но такое явление обычно означает, что соискатель достиг некоей важной поворотной точки в своем развитии. Где бы вы ни столкнулись со Стражем Порога, помните: он утратит силу, если приступить к нему отважно и без боязни».

Агни-йога, учение Рерихов, использует это же понятие – в книге «Грани Агни-йоги» сказано буквально следующее: «Встреча и борьба Со стражами Порога есть встреча и борьба со своими собственными астральными порождениями, принявшими конкретную форму и ставшими видимыми явно, это как бы объективизация дотоле невидимых мысленных форм, окружающих плотным кольцом своего породителя. Другого выхода, кроме победы над своими порождениями, нет и не может быть, ибо поражение означает утрату своего высшего «Я» и погружение в бездну. Победа есть обязательство духа перед собою самим»

Не будем обращать внимание на термин «высшее Я», не удачный тем, что он делит человека на высшее и низшее, лишая целостности – но суть все та же.

 И чем вы выше – тем сильнее и опаснее может оказаться Страж, и самый радикальный шаг на пути духовного роста, самая глобальная трансформация, достигнутое просветление, практически нирвана – это переход Бедны. Это шаг в пустоту, и Страж здесь силен как никогда. Настолько, что обретает особый образ и получает особое имя.

И имя ему – Хоронзон.

Это Страж Бездны, и вот его уже вполне можно воспринять и как некоего буквального демона. Собственно, изначально это демон, мельком упомянутый Джоном Ди в работах по Енохианской магии. Его называли разными именами – Хоронзон, Коронзон, Коронзом, его изучали и после Ди, и это некий демон, преграждающий путь к 10 Эфиру. В Енохиане существует система Эфиров – духовных миров, вложенных друг в друга, как матрешка.

В изначальном варианте Ди работал над установлением связей между Эфирами и регионами на поверхности Земли, странами, городами. Предполагается, что ангел, управляющий Эфиром, может оказывать влияние на соответствующую область планеты. Это не получило широкого хождения и развития, так что Эфиры используются именно как духовные миры, которые можно посетить астрально. И по мере подъема все выше и выше, что требует все большего искусства, силы и духовного роста, адепт достигает 10 Эфира. И попасть в него – то же самое, что преодолеть Бездну (говоря языком Древа Жизни) или достичь просветления (говоря языком даосизма или буддизма).

Вот его и охраняет Хоронзон. В контексте Древа Жизни (более популярного, все же, чем Эфиры) он осмысливается как Страж Порога, это главное препятствие на пути духовного роста. И это все еще Страж Порога – он все еще завязан на тех проблемах, которые тащит с собой адепт, включая привязанность к собственному Эго, которое, на самом деле, вовсе не то же самое, что реальная личность человека.

Кроули, который призывал Хоронзона именно как демона, средствами церемониальной магии, во время пешего перехода через Сахару, называет его «демон рассеяния», и пишет:

 «Имя Обитателя Бездны — Хоронзон, но не следует считать его индивидуальной сущностью. В Бездне нет сущностного бытия; она заполнена всеми мыслимыми формами, но эти формы, все без исключения, в равной степени лишены содержания, бессмысленны, но злонамеренны в силу того, что стремятся обрести реальность. Формы эти кружатся без толку и без цели, произвольным образом сбиваясь в массы, и каждое такое случайное скопление претендует на индивидуальность и вопит: «Я есмь Я!» — хотя компоненты в действительности никак не связаны между собой».

Вот этот хаос несвязных обрывков форм, иллюзий, мнений, заблуждения, бессмысленное скопление, обладающее иллюзией существования – это Хоронзон, Страж Порога, перекрывающий путь так же, как его перекрывает его песчаная буря, в которой разрозненные песчинки сложились вместе и стали стеной летящего песка, единой, вроде бы – но все равно они лишь отдельные песчинки.

И заведомо ошибочно было бы считать, что Хоронзона можно призвать, укротить и принудить выполнить ваши цели или что он может передать послания и мудрость. Такие попытки делаются порой, вокруг Хоронзона изредка создаются и рассыпаются в прах учения, пытающиеся его почитать и поклоняться, но это все равно, что надеяться сделать из летящего в бурю, на ветру, песка, выстроить стену для своего дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − семь =