Перекресток популярен в наши дни. Кто расскажет про демонов перекрестка, кто про то, что демонов надо вызвать на перекрестке, или после ритуала оставить духам плату на перекрестке. Кто-то задается вопросом, считать ли перекрестком соединение двух дорог под острым углом и можно ли колдовать на таком перекрестке.
Много тут порождение чисто современных систем, даже если их и называют древнерусским колдовством, чернокнижием из бабушкиных тетрадей и прочее, почти все это активно придумывается именно сейчас. Но все это было и раньше, и перекресток всегда был популярным колдовским местом, местом святым или нечистым.
В средние века ведьм связывали с колдовством на перекрестках, например, именно там они должны наводить мороз, что бы уничтожить урожай. Зачем им это, кстати, учитывая, что они само останутся голодными? По все тем же средневековым представлениям – их заставляет Дьявол, они его рабы и выполняют то, что им приказано. И именно на перекрестке! Там они должны колдовать. Там они должны приносить жертвы.
Гримуары советовали вызывать духов на перекрестках.
На перекрестках вываливали мусор, потому что это место все равно нечистое. Там хоронили самоубийц, преступников и некрещенных детей, что бы они не стали нечистью, вампирами или призраками, которые бродят по миру живых – с перекрестка им не выйти, они его не покинут, если что.
Балканские славяне бросали кусок мяса через левое плеч на перекресток, в качестве жертвенного ужина волку, что бы новорождённый теленок не заболел, не умер. Они откупаются малой кровью от возможной большей беды, кормят ее, что бы она не просила чего-то большего. И делают это на перекрестке, месте колдовством и нечистом, и уходят оттуда не оглядываясь, что бы не увидеть ту нечисть, что обитает на перекрестке, не вступить с ней в личный контакт. Если вы видите их – то и они видят вас!
В Сербии, если умерло в доме несколько детей, так же оставляли жертву в уплату за жизнь оставшихся – поросенка, брошенного на перекрестке. Подобных обычаев не счесть.
На перекрестках же приносили жертвы богам. В античности почитали лар – духов хранителей, оберегающих местность, город, семью, род. Ларам приносили жертвы, справляли ритуалы в их честь, и алтари им стояли на перекрестках дорог.
Перекрестки посвящали Гекате, двуликому Янусу, Гермесу, Диане. И это уже явно не нечистое, а святое место!
Скажем так – это духовное место. А дальше по специфике культуры уже это будет восприниматься как святое место, где можно встретить богов, или как нечистое, где живут демоны.
И это не развилка, как в картах Таро или русских сказках, когда от одной дороги начинается несколько путей, и нужно выбрать свой. Развилка – очевидный символ выбор.
Перекресток же – это именно пересечение равноценных путей. Это возможность резко куда свернуть и оказаться совершенно в ином мире. Два пути, которые нигде и никогда больше не пересекутся, два разных мира, которые сходятся только здесь, в точке перекрестка.
Один мир пересекается с другим. То, что живет в ином мире и следует иным путем, может показать себя в мире нашем. Перекресток скрещивает это «наше» с «не нашим», человеческое с нечеловеческим, мирское с духовным, земное с потусторонним.
Вот откуда идея, что это место магическое. Вот почему он то божественный то нечистый! Перекресток ассоциируется с пересечением, на котором нечто из иного мира может свернуть и показать себя в нашем. И на котором человек может свернуть и заглянуть в этот иной мир. Точка, в которой все сходится, в которой устанавливаются контакты между теми, кто никогда и нигде больше не мог бы встретиться.
Это очень яркий символизм, и именно он делает перекресток воплощением соприкосновения мира материи и мира духа. Местом контакта человека и потусторонних сил. Ну а уж считать их великими богами или нечистой силой – это диктует местная культура.
И равносторонний крест в ритуале – это миниатюрный перекресток. Он несет тот же символизм, указывая на точку соприкосновения двух миров: материального, выраженного горизонтальной линией, и духовного, выраженного линией вертикальной. Дух пересекается с материей, открывается контакт с тонкими силами.
Вычерчивая такой крест в ритуалах, вы символически соединяете мирское и сакральное, открывая этому сакральному дорогу в наш мир.