Сознание человека не любит, когда ему скучно. А потому оно постоянно ищет себе приключений. Но приключения сознания могут быть лишь воображаемыми — и разум наш уносится в прошлое и будущее, в видения и образы, мечты и иллюзии, планы и воспоминания, самообманы и бесполезные перемалывания в голове каких-то обрывков мыслей.
А в это же время тело, которое впервые оказалось в покое, начинает паниковать и требовать внимания. Ему кажется, что ты отсидел ногу и она вот-вот отвалится. Оно понимает, что зуд в носу невозможно терпеть и что пять минут без движения — это адская пытка.
И все это наваливается на каждого, кто начинает практиковать медитацию. И кажется, что от нее все вдруг стало хуже, что тело и разум захлестнули всевозможные помехи,которые не дают медитировать. На самом деле, это не так.
Все эти помехи, сигналы тела, мысли, чувства — все это было всегда. Но до этого их заглушали еще более сильные телесные и мысленные сигналы, и на них просто не обращали внимания. В начале медитации, когда самые сильные помехи устранены, когда разум и тело пришли в покой и обратили внимание на себя, вместо того, чтобы интересоваться только внешними событиями, все это, наконец, оказалось замечено.
И все это — помехи для медитации. Какие и что с ними делать?
Первый противник — это сонливость и телесные проблемы. Сонливость начинает одолевать просто в силу того, что телу дали расслабиться и у него нет работы — и его тянет уснуть. Эта проблема решается, прежде всего, хорошим ночным сном. Не надо вставать в пять утра, что бы медитировать, если во время медитации потом тянет уснуть. Выспись! Но если это не помогло — то самое время использовать медитацию на ходу. Ее следует практиковать некоторое время до сидячей медитации — это позволит активизировать тело и снизит сонливость.
Телесный дискомфорт — один из главных моментов. Он будет! Он нужен. Сидеть даже 15 минут в одной позе без движения может быть сложно, тело затекает, чешется, просит поменять позу. Делать этого нельзя! Задача не в том, что бы найти позу идеального удобства, а в том, что бы перебороть возникающей в позе дискомфорт. Да, тело будет подавать сигналы — но, прежде всего, надо понять, что его сигналы вовсе не повод для действий. Если нога затекла, то это можно потерпеть минуту. И две. А если потерпел 2, то разве есть причина бросать медитацию, не потерпев все 5, 10, 15?
Такой дискомфорт сам становится объектом медитации. Отметив зуд, боль и прочее, нужно перенести на них свое внимание, и промедитировать то, что происходит в теле. Осознать ощущение и классифицировать его как зуд. Наблюдай за ним, это еще одно событие, которое касается медитации. Следи за ним, изучай его. Растет ощущение или уменьшается? Чем оно вызвано? К чему ведет? Вдох, выдох, мелькнувшая мысль, вдох, выдох, зуд, вдох, выдох, зуд, вдох, выдох, зуд уменьшился, вдох, выдох… Примерно так идет наблюдение за телесными сигналами. И если не придавать им значимости, то они очень быстро пропадают, как незваный гость, которому не открыли двери, и он ушел.
Более серьезные отвлечения — это отвлечения в сознании. Сознание многослойно, и стоит успокоить его на одном уровне, как прорываются более тонкие мысли с другого, становятся заметны более мимолетные движения мысли и скрытые ранее уровни разума. И каждая мысль (или эмоция) не имеющая отношения к процессу самой медитации — это сбой и отвлечение.
Самое коварное отвлечение — это отвлечение на мысль об отвлечениях. Прошли несколько минут без блужданий разума — и возникает мысль, что все отлично и нет посторонних мыслей. И это уже посторонняя мысль, отвлечение и блуждание разума! И приходит мысль, что это было отвлечение — но и это еще одно отвлечение. И мысль, что отвлекаться нельзя — отвлечение.
Это может стать лавиной, когда одна мысль порождает другую, и есть только одно средство — сосредоточиться на объекте медитации. В сосредоточенном сознании просто не хватит места для таких блужданий.
Разумеется, отвлечением будет и любая посторонняя мысль, эмоция, фантазия, воспоминание — все, что не имеет прямого отношения к самой медитации.
Среди прочего, это могут быть видения — яркие или смутные образы, отдельные мелькнувшие картинки или целые сцены со своим сюжетом. Будет соблазн внимательно изучить видение, уйти в него — но этот соблазн нужно преодолеть. Это лишь отвлечение! В другой момент, в другой практике, видение может быть вызвано и использовано специально, но во время медитации, не направленной специально на получение видений, это лишь помеха.
Видения, как и все прочее, были в сознании всегда, они не возникли в ходе медитации — но только когда более грубые отвлечения исчезли, удалось заметить то, что творится на глубоком уровне сознания, где уже нет слов, только образы и символы. Это хороших знак! Но отвлекаться на видения все равно нельзя.
И что бы отвлечение не увлекло за собой, и не стало проблемой, нужно просто четко осознать, что это именно отвлечение — никчемное, не нужное, ничего не значащее, даже если оно кажется важным или интересным. Даже гениальная идея в такой момент — просто отвлечение.
Как это осознать?
Классифицировать отвлечение, навесить ярлык, от которого ему уже не отвертеться!
За окном посигналила машина и в голове всплыло воспоминание о том, как вчера таксист обрызгал из лужи, что вызвало гнев. Гнев был замечен. Классифицируй его — «Гнев». Обозначь, навесь мысленный ярлык. Не принимай его себе, не отождествляйся с ним, не «Я зол» или «Я чувствую гнев», а просто — «Гнев». Некое событие в мире — и оно не имеет никого значения. Гнев не часть медитации — так что он просто утихнет.
Используй пересмотр мысли, посмотри, откуда этот гнев пришел — он появился из воспоминания. Новый ярлык — это «Воспоминание». Оно нужно для медитации, имеет к ней отношение? Нет. Его вызвал просто шум от проехавшей машины.
И проехала машина — это «Шум».
Вспомнилась сора — это «Воспоминание».
Начала рождаться мысль о том, что сделаешь через год в отпуске — это «Фантазия». Не план, не важная идея, на которую нужно срочно отвлечься, бросить все, обдумать ее, а то и записать, а просто «Фантазия». Она не важна и является помехой для медитации. Осознав это и повесив мысленный ярлык «Фантазия» ее можно сразу прервать.
Поэтому – сиди, дыши (что бы получить объект сосредоточения и разум не блуждал где попало), считай выдохи (что бы заметить, если разум начал блуждать) или практикуй иную форму медитации. И в это время наблюдай за своими мыслями. В этом и заключена суть медитации — в осознании того, что происходит в тебе, в наблюдении за собой. Отмечай возникающие отвлечения, классифицируй их, и этим прерывай цепочки мыслей до того, как они станут проблемой.
Наблюдение за собой помогает фиксировать свои состояния, классифицировать их, раскладывать по полочкам внутреннего мира, отмечая: «Это гнев», «Это фантазии», «Это моя лень», ревность, зависть, вина… Понимать их, понимать их причины и последствия. Это не только защищает от сбоев — это ведет к познанию себя.
Становится понятно, как все это переменчиво и непостоянно, как иллюзорно Эго, казавшееся вечным. Осознаются самые глубокие процессы сознания. Вина не подавляется, гнев не отрицается — все замечено, классифицировано, все понятно. Все прослежено до источника, который дает им силу. И если гнев возникает постоянно, то уже можно это заметить, можно понять, откуда он берется, почему возникает и что есть его изначальная причина. И понимание причины гнева позволит взять его под контроль. Гнев больше не контролирует сознание — теперь он слуга, которого можно призвать, если он нужен, но он никогда не явится без приказа и не попытается взять верх над разумом.
А потому сбои — это не только ваши враги, отекающие от медитации. Куда важнее, что это события вашего внутреннего мира, которые постоянно происходят в нем. Их нужно изучать, наблюдать и осознавать, и это — бесценная часть практики медитации и осознания истинной природы самого себя.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.