Сбои в медитации

Сознание человека не любит, когда ему скучно. А потому оно постоянно ищет себе приключений. Но приключения сознания могут быть лишь воображаемыми – и разум наш уносится в прошлое и будущее, в видения и образы, мечты и иллюзии, планы и воспоминания, самообманы и бесполезные перемалывания в голове каких-то обрывков мыслей.

А в это же время тело, которое впервые оказалось в покое, начинает паниковать и требовать внимания. Ему кажется, что ты отсидел ногу и она вот-вот отвалится. Оно понимает, что зуд в носу невозможно терпеть и что пять минут без движения – это адская пытка.

Уроки медитации, осознанность

И все это наваливается на каждого, кто начинает практиковать медитацию. И кажется, что от нее все вдруг стало хуже, что тело и разум захлестнули всевозможные помехи,которые не дают медитировать. На самом деле, это не так.
Все эти помехи, сигналы тела, мысли, чувства – все это было всегда. Но до этого их заглушали еще более сильные телесные и мысленные сигналы, и на них просто не обращали внимания. В начале медитации, когда самые сильные помехи устранены, когда разум и тело пришли в покой и обратили внимание на себя, вместо того, чтобы интересоваться только внешними событиями, все это, наконец, оказалось замечено.

И все это – помехи для медитации. Какие и что с ними делать?

Первый противник – это сонливость и телесные проблемы.  Сонливость начинает одолевать  просто в силу того, что телу дали расслабиться и у него нет работы – и его тянет уснуть. Эта проблема решается, прежде всего, хорошим ночным сном. Не надо вставать в пять утра, что бы медитировать, если во время медитации потом тянет уснуть. Выспись! Но если это не помогло – то самое время использовать медитацию на ходу. Ее следует практиковать некоторое время до сидячей медитации – это позволит активизировать тело и снизит сонливость.

Телесный дискомфорт – один из главных моментов. Он будет! Он нужен. Сидеть даже 15 минут в одной позе без движения может быть сложно, тело затекает, чешется, просит поменять позу. Делать этого нельзя! Задача не в том, что бы найти позу идеального удобства, а в том, что бы перебороть возникающей в позе дискомфорт. Да, тело будет подавать сигналы – но, прежде всего, надо понять, что его сигналы вовсе не повод для действий. Если нога затекла, то это можно потерпеть минуту. И две. А если потерпел 2, то разве есть причина бросать медитацию, не потерпев все 5, 10, 15?

Такой дискомфорт сам становится объектом медитации. Отметив зуд, боль и прочее, нужно перенести на них свое внимание, и промедитировать то, что происходит в теле. Осознать ощущение и классифицировать его как зуд. Наблюдай за ним, это еще одно событие, которое касается медитации. Следи за ним, изучай его. Растет ощущение или уменьшается? Чем оно вызвано? К чему ведет? Вдох, выдох, мелькнувшая мысль, вдох, выдох, зуд, вдох, выдох, зуд, вдох, выдох, зуд уменьшился, вдох, выдох… Примерно так идет наблюдение за телесными сигналами. И если не придавать им значимости, то они очень быстро пропадают, как незваный гость, которому не открыли двери, и он ушел.

Более серьезные отвлечения – это отвлечения в сознании.  Сознание многослойно, и стоит успокоить его на одном уровне, как прорываются более тонкие мысли с другого, становятся заметны более мимолетные движения мысли и скрытые ранее уровни разума. И каждая мысль (или эмоция) не имеющая отношения к процессу самой медитации – это сбой и отвлечение.

Самое коварное отвлечение – это отвлечение на мысль об отвлечениях. Прошли несколько минут без блужданий разума – и возникает мысль, что все отлично и нет посторонних мыслей. И это уже посторонняя мысль, отвлечение и блуждание разума!  И приходит мысль, что это было отвлечение – но и это еще одно отвлечение. И мысль, что отвлекаться нельзя – отвлечение.

Это может стать лавиной, когда одна мысль порождает другую, и есть только одно средство – сосредоточиться на объекте медитации. В сосредоточенном сознании просто не хватит места для таких блужданий.

Разумеется, отвлечением будет и любая посторонняя мысль, эмоция, фантазия, воспоминание – все, что не имеет прямого отношения к самой медитации.

Среди прочего, это могут быть видения – яркие или смутные образы,  отдельные мелькнувшие картинки или целые сцены со своим сюжетом. Будет соблазн внимательно изучить видение, уйти  в него – но этот соблазн нужно преодолеть. Это лишь отвлечение! В другой момент, в другой практике, видение может быть вызвано и использовано специально, но во время медитации, не направленной специально на получение видений, это лишь помеха.

Видения, как и все прочее, были в  сознании всегда, они не возникли в ходе медитации – но только когда более грубые отвлечения исчезли, удалось заметить то, что творится на глубоком уровне сознания, где уже нет слов, только образы и символы. Это хороших знак! Но отвлекаться на видения все равно нельзя.

И что бы отвлечение не увлекло за собой, и не стало проблемой, нужно просто четко осознать, что это именно отвлечение – никчемное, не нужное, ничего не значащее, даже если оно кажется важным или интересным. Даже гениальная идея в такой момент – просто отвлечение.

Как это осознать?
Классифицировать отвлечение, навесить ярлык, от которого ему уже не отвертеться!

За окном посигналила машина и в голове всплыло воспоминание о том, как вчера таксист обрызгал из лужи, что вызвало гнев. Гнев был замечен. Классифицируй его – “Гнев”. Обозначь, навесь мысленный ярлык. Не принимай его себе, не отождествляйся с ним, не “Я зол” или “Я чувствую гнев”, а просто – “Гнев”. Некое событие в мире – и оно не имеет никого значения. Гнев не часть медитации – так что он просто утихнет.

Используй пересмотр мысли, посмотри, откуда этот гнев пришел – он появился из воспоминания. Новый ярлык – это “Воспоминание”. Оно нужно для медитации, имеет к ней отношение? Нет. Его вызвал просто шум от проехавшей машины.

И проехала машина  – это “Шум”.
Вспомнилась сора – это “Воспоминание”.
Начала рождаться мысль о том, что сделаешь через год в отпуске – это “Фантазия”. Не план, не важная идея, на которую нужно срочно отвлечься, бросить все, обдумать ее, а то и записать, а просто “Фантазия”. Она не важна и является помехой для медитации. Осознав это и повесив мысленный ярлык “Фантазия” ее можно сразу прервать.

Поэтому – сиди, дыши (что бы получить объект сосредоточения и разум не блуждал где попало), считай выдохи (что бы заметить, если разум начал блуждать) или практикуй иную форму медитации. И в это время наблюдай за своими мыслями. В этом и заключена суть медитации – в осознании того, что происходит в тебе, в наблюдении за собой. Отмечай возникающие отвлечения, классифицируй их, и этим  прерывай цепочки мыслей до того, как они станут проблемой.

Наблюдение за собой помогает фиксировать свои состояния, классифицировать их, раскладывать по полочкам внутреннего мира, отмечая: «Это гнев», «Это фантазии», «Это моя лень», ревность, зависть, вина… Понимать их, понимать их причины и последствия. Это не только защищает от сбоев – это ведет к познанию себя.

Становится понятно, как все это переменчиво и непостоянно, как иллюзорно Эго, казавшееся вечным. Осознаются самые глубокие процессы сознания. Вина не подавляется, гнев не отрицается – все замечено, классифицировано, все понятно. Все прослежено до источника, который дает им силу. И если гнев возникает постоянно, то уже можно это заметить, можно понять, откуда он берется, почему возникает и что есть его изначальная причина. И понимание причины гнева позволит взять его под контроль. Гнев больше не контролирует сознание – теперь он слуга, которого можно призвать, если он нужен, но он никогда не явится без приказа и не попытается взять верх над разумом.

А потому сбои – это не только ваши враги, отекающие от медитации. Куда важнее, что это события вашего внутреннего мира, которые постоянно происходят в нем. Их нужно изучать, наблюдать и осознавать, и это – бесценная часть практики медитации и осознания истинной природы самого себя.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.