Практическое использование мантр

Шла уже речь о мантрах вообще, и о мантрах в Омниасофии в частности. А что с ними делать? Как это все использовать на практике?


Продолжаем тему, и для начала стоит оговорить важное, хотя и элементарное – мантры произносятся. Вслух или мысленно, но произносятся, и это кажется очевидным, но частое заблуждение состоит в том, что мантры можно просто сидеть и слушать. Кто-то другой их поет, вы слушаете, как музыку, и занимаетесь чем-то посторонним, приближаясь к тотальному просветлению. Это не так! Произнесение мантр – ваша работа. Слушать, как их произносят другие, все равно что спортивном зале смотреть, как другие тренируются, ничего не делать и ждать что мышцы нарастут.

Использование мантры – это ее осознанное повторение! А вот цели и методы могут быть уже разными. Для некоторых было оговорено применение в ритуале – как именно фразы, которая некоторое время повторяется в ритуальной обстановке, как фраза «Апо пантос какодаймонис!», о которой уже говорили — она означает что-то вроде «Да сгинут все злые демоны!», и может повторяться в ритуалах очищения.
Это выражение вашей Воли, она выражает суть того, что вы делаете. Можно читать длинные речи, а можно выразить суть в слове, в наборе звуков, даже не имеющем лингвистического значения – как легендарное АУМ, например, или «Цодокаре од цодомеране» или мантра из ритуала Приветствия Солнца.

С точки зрения языка в них смысла нет, но они выражают идеи, и очень многое можно уложить в считанные буквы и получить сакральное слово, которое произносится в нужный момент, или мантру, которая повторяется многократно в ходе ритуала, во время какого-то продолжительного действия. Но это ритуал – и это не первое и не основное применение.

Мантра может использоваться повседневно, как чисто механическое средство защиты разума от блужданий, и тогда в ее роли может использоваться практически что угодно. Это не раскрывает пока весь возможный потенциал мантры, но это первейшее назначение – защита разума. Победить навязчивые мысли, устранить блуждания, прервать пресловутый внутренний диалог – все это может сделать сосредоточенность. А мантра – объект сосредоточения.

Пока не идет еще речи о смысле, вложенном в мантру, только о ее защитной роли. И осознанное повторение мантры – не автоматические, не слушание ее как песенки на заднем фоне, а именно осознанное – крайне эффективная защита такого рода.

Наверное, все знаю притчу про человека, который пришел учиться к мастеру дзен и долго изливал ему поток своих мыслей, идей, хвастался познаниями в дзене, пока тот наливал чай. И он увидел, что мастер льет и льет чай в полную чашку, начал кричать: «Хватит, чашка уже полная!». И мастер признал, что да налить еще больше в полную чашку не получается – но так и в его голову, уже полную мнений, больше ничего не налить. Нельзя наполнить полное, и что бы познавать дзен ему сначала придется опустошить чашку своей голову, избавиться от заранее сформированных предубеждений.

Полное не наполнить – именно это и использует мантра как защита разума, но не опустошает его, а именно наполняет собой. Пока вы сосредоточенны на ней, разум полон, сфокусирован, собран, и у него нет ресурсов для блужданий, он не увиливает и не уклоняется, в него не проникают случайные фантазии, мысли, ваши или чужие, он не уходит в прошлое и не пытается убежать в будущее. Он уже полон, и больше в него ничего не добавить, а потому никаких навязчивых состояний и разговоров с самим собой в своей голове.

В этом контексте мантра прекрасно служит частью медитации на ходу, медитаций во время повседневных дел, для тренировки полноты внимания. Вы можете блуждать в своих мыслях. Вы можете сосредоточиться на своих делах – но все равно одновременно блуждать в своих мыслях. Заниматься двумя делами ваш разум может. А вот на три его уже не хватит, и заниматься делами, повторять мантры и при этом еще и блуждать в мыслях уже не получится. Мантра, вставленная в повседневную практику, станет щитом, защищающим вас от таких блужданий, от отрыжки мозга, когда вы свои мысли, как корова жвачку, пережевываете, проглатываете, отрыгиваете и снова пережевываете.

Старые обиды, не исполненные цели, не сказанные слова, снова и снова всплывают, пережевываются, глотаются и снова всплывают. Они поглощают все ресурсы разума, и на продуктивную деятельность не остается никаких сил.

Говорят, что мы использует разум лишь на несколько процентов. Это не так! Мы используем его весь, на полную катушку – но именно нужной и полезной деятельности тут почти нет, силы расходуются на переваривание такой вот мысленно отрыжки. Прервите ее, и вы высвободите грандиозные ресурсы!

Способ прервать это у истоков, в глубине – пересмотр, способ не отдаться этому здесь и сейчас – сосредоточенность, осознанность. А способ их достигнуть – медитация, в том числе и использующая мантру.

В быту она отлично сочетается с любыми повседневными делами, особенно ритмичными. Ее можно размеренно повторять в ритме шагов, когда вы идете. Или в ритме движения рук, когда вы моете пол шваброй. Прелесть в том, что в таких делах на нее не нужно отдельное время, вы просто живете, не отвлекаясь от быта, но и практикуете одновременно.

И это пока может быть временной практиков. Вы обращаетесь к мантре именно тогда, когда разум нуждается в защите. Одолели навязчивые мысли, которые никак не удается оборвать? Займи разум мантрой.
Привязалась навязчивая мелодии, крутится в голове и никак с ней не справиться? Займи разум мантрой.
Мантра принимает на себя удар, защищает, устраняет проблему, возвращает сосредоточенность. И вы можете на этом остановиться.

А можете продолжить, и практиковать ее не просто как спасение от ментальной проблемы, а постоянно. Вот это уже полная классика. Это и джапа – медитация, использующая мантры на востоке. Но это и иисусова молитва, веками практикуемая в христианстве, например – та же самая мантра, только в обертке другой религии.

Слова «Тот, кто желает увидеть, что из себя в действительности представляет его ум, должен освободить его от всех мыс¬лей» звучат как буддистское высказывание или что-то вроде того, но это христианский святой Нил Синайский сказал.

И мантра как защита разума, используемая в течение дня, устраняет отвлечения и позволяет наблюдать за собой, в чем и состоит суть медитации. И наблюдая за собой, вы познаете себя! И идете к осознанности.

Но это не все, и мантра не просто позволяет вам познать себя, найти свою Волю, но и направляет вас на путь ее реализации.

И здесь уже большее значение обретает смысл того, что вы произносите, и вместе сливаются два прошлых предназначения мантры. В ритуале она кратко и глубоко выражает вашу Волю. В повседневном повторении она защищает ваш разум. А теперь и то и другое сразу – она защищает ваш разум и выражает вашу Волю, но гораздо более глобальную, чем во время ритуала.

Смысл мантры важен на этом уровне, и он формирует некое устремление. Ваш разум свободен и чист, и направлен, как вектор, на то, что выражает ваша мантра. Поэтому мантры классические, религиозные, это не просто что-то вроде: «Траля-ля, траля-ля, ля-ля-ля!», что можно было бы тоже повторять и защищать себя от блужданий.

Они выражают некие цели, устремления, обращаются к силам. Были примеры, восточные мантры, начиная с Ом Мани Бадмай Хум, где каждый слог выражает идею благословения для
небожителей, асуров (это что-то вроде богов, примерно), людей, животных, претов (призраков), и обитателей ада. Благословление и пожелание благополучия всей вселенной вообще, во всех ее проявлениях, без деления на добро и зло, на друзей и врагов.

Саббе Сатта Сукхи Хонту — на языке пали буквально «Да будут все счастливы!».

Ом Таре Тутаре Туре Соха – обращение к богине буддизма ваджраяны Зеленой Таре, бодхисатве, помогающей обретать освобождение. И эта мантра должна служить для устранения препятствия в практике.

И аналогично абсолютно упомянутая иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Это выражение Воли! Которой посвящается каждое повседневное дело, к которой направляется разум с каждым повтором мантры.

А потому важно не просто повторить за кем-то, а именно выразить вашу Волю. Это уже далеко не начальный уровень, но если вы познали свою личную Волю, способны выразить ее, сформулировать на данном этапе жизни; если вы знаете, кто вы и зачем живете; то вы можете выразить это в виде личной мантры.

Именно личной, она только ваша, она уникальна и неповторима, как неповторимы вы и ваша личная Воля. Но с каждым повтором этой личной мантры вы будете напоминать себе, кто вы и в чем ваша Воля состоит, с каждым повтором вы будете направлять себя на путь ее реализации, защищать себя от соблазна уйти с него. Каждый повтор будет делать вас собой в еще чуть большей степени, укрепляя ваши силы на вашем пути, пока ваша Воля, ваш смысл жизни и ее истинная цель, не обретут реализацию.

А чуть раньше вы сможете сделать тоже самое с какими-то текущими целями. Пусть это не полнота самопознания и постигнутая Воля, но у вас есть значимая цель, которой нужно добиться. У вас есть что-то, что нужно изменить. У вас, в конце концов, цель познать себя и открыть свою Волю! Выразите это мантрой, и каждый ее повтор будет фокусировать ваш разум на достижении этой цели. Не отступитесь, не собьетесь с пути, не забудете про нее, а если забудете, то потеряете повтор мантры, спохватитесь и вернетесь к ней.

И так пока не будет создан поток, несущий вас к цели. Когда все отвлечения устранены, когда разум полностью собран, когда все направлено в одну точку, вы достигаете желаемого. Ваш разум сосредотачивается, как солнечный свет, собранный лупой в одном месте и способный разжечь огонь. Блуждающий разум, готовый метаться из стороны в сторону, становится силой, следующей единому порыву и неотвратимо несущей вас к реализации той Воли, что выражена вашей мантрой.

Но что конкретно нужно делать? Очевидно – повторять мантру, если свести все к сути. Повторять громко, повторять тихо, повторять мысленно, и именно мысленный повтор самый ценный, работающий прямо с глубинами разума (не говоря о том, что только его можно практиковать в быту, в гуще всех ваших повседневных дел).

Но вслух, громко – это более простой вариант, с которого обычно и начинается практика. Разумеется, под такую практику потребуется отдельное время, а само повторение вслух поможет еще и лучше запомнить мантру, что иной раз может быть не так просто.

Это касается сейчас и личной мантры, выражающей лично вашу Волю, и более общих мантр. Упомянутые религиозные мантры тоже выражают некие идеи, пусть это не лично ваш смысл жизни, но они очень полезны, особенно на ранних этапах, когда вы налаживаете связи с тонким информационным миром.

Был еще пример – «Цодиредо ноко мад хоатеха иаида» — это енохианский язык и это значит «Я истинный почитатель Всевышнего», что может стать мантрой обращенной к некой божественной силе, идее, вне зависимости от конкретных деталей, поможет наладить связи с такой силой, подобно буддистским мантрам, обращенным в бодхисатвам, Таре и прочее. Это не личная мантра, не выражение Воли, но суть не меняется.

Главное помнить, что это не стишок и не песенка – это объект медитации, мантра повторяется с полной осознанностью, а не просто механически напевается себе под нос. И вы всегда четко сознаете смысл того, что повторяете, это не тарабарщина, а выражение некой идеи, и эту идею вы знаете, цените и помните. Тут я пойду против многих классических представлений, боготворящих звук и уверяющих, что можно ничего не понимать, главное звуки издавать правильные, и скажу как раз обратное – смысл куда важнее звуков.

Мантра в данном случае есть выражение некого устремления, Воли, идеи. Важно то, что она выражает, важно осознание смысла! Можно не понимать даже, как именно смысл выражен в конкретных звуках, не видеть путь, по которому смысл был изложен именно так, но смысл осознавать категорически необходимо, без него это просто тарабарщина, и никакое обожествление букв и поклонение звукам это не исправит.

Один смысл можно выразить в сотне разных мантр, составленных разными людьми, для разных людей, разными способами, и у них будет сотня разных звучаний. Но звучание – способ, а не цель, инструмент, а смысл мантры – ее суть. Так что бойтесь не звук изменить и не с тем произношением что-то прочитать, а не понять цель, для которой
эти звуки служат.

Само произношение неспешное, с глубоким дыханием, на выдохе, разумеется. Это как дыхательная медитация, только на выдохе воздух еще и слова создает.

И громкое произношение относительно быстро уступит место тихому, когда мантра повторяется лишь для себя, тихим голосом, даже практически безмолвно, но все еще с использованием губ, языка, а не мыслью. Главное тут не потерять правильность произношения, повторять тихо – не значит бубнить себе под нос невнятно, глотая слоги.

А от него путь лежит в мысленное повторение. Вот это уже то, что можно делать в любой момент, пока вы идете, моете посуду, сидите в вагоне электрички. Это уже повседневная практика и это защита разума и его фокусировка. Вы живете – и повторяете мантру. Сперва забываете про нее, она уходит и возвращается, когда вы про нее вспоминаете.

Потом обретает свою жизнь, и присутствует постоянно. Вы вроде и не повторяете уже – а она все равно в вашем сознании. Вы не просто указали разуму цель, выразили Волю – мантра стала рельсами, по котором он движется и с них не свернуть, вы создаете направленный поток, устремленный к вашей Воле, к вашим целям, к вашим достижениям. Что бы вы ни делали и куда бы вы ни шли, вы идете к воплощению того, что выраженно вашей мантрой.

Вариант, популярный в западной оккультной практике, и сочетающий все три уровня – это переход от громкого к безмолвному и обратно. Это не для постоянно использования в быту, конечно, это не мантра, читаемая мысленно в течение дня, а отдельная практика.

Вы повторяете мантру громко и не спеша, 10 раз. Можно больше, это ориентир, главное, что на каждом этапе число повторов одинаковое. И еще 10 раз, но немного тише и быстрее. И еще 10 – еще тише, и еще быстрее, постепенно переходя к тихому и очень быстрому бормотанию. Разумеется, при этом все еще н должно пострадать качество произношения, вы ускоряетесь, но не пропускаете ничего, не слепляете слова в оно, не искажаете. И тут уже может идти произношение сплошным потоком, и на вдохе, на выдохе. И не помешают четки или что-то подобное, бы было удобно отсчитывать по десять повторов.
И постепенно мантра угасает как звук, и переходит к мысленному повторению, становясь сплошным потоком направленной мысли, а потом и утихает окончательно. Тут можно сразу пойти в обратную сторону, или посвятить какое-то время уже обычной дыхательной медитации, а потом уже пойти обратно.

И обратно – это от мысленного повтора постепенно, шагами по 10 повторений, к тихому быстрому бормотанию, а потом каждый новый десяток громче и медленнее, пока постепенно не вернетесь в ту же точку, с которой начали.

И еще один вариант, медитация притяжения. Это не вполне использование мантры — это то, где и мантру тоже можно использовать. И тут уже однозначно нужна мантра, выражающая не некое абстрактное устремление, вроде благословления мира, а совершенно конкретную цель, то, что вы хотите привлечь в свою жизнь.

Вот эту цель вам и нужно выразить с помощью двух ключей, как обычно делается в ритуальной практике. Один – это символ, второй – слово. Создайте символ, образ, сигилу, некий знак, выражающий вашу цель. И мантру, набор звуков, выражающих вашу цель.

Примите позу для медитации. Визуализируйте ваш символ. Он огромен и бесконечно далек, он на самом краю вселенной и он гораздо больше любой галактики. Произнесите вашу мантру и начните повторять ее, мысленно или тихо вслух, как удобнее. И пока вы повторяете ее, визуализируйте, как символ движется по часовой стрелке вокруг вас, по спирали. Он приближается к вам и становится меньше.

Вот он прошел четверть пути и стал размером со скопление галактик.
Вот он за спиной – и он еще ближе и меньше, размером с галактику.

Так он движется по спирали, все ближе и меньше, вращаясь в ритме мантры – он размером со звезду и скользит среди звезд.

Он размером с планету – и он уже в нашей Солнечной системе, вошел в атмосферу, скользит страной, над городом, над домом.

Вот он уже в доме, перед вами, он все меньше и все ближе, и становясь совсем маленьким, он касается лба и проникает внутрь головы.

И продолжает свой путь там, делая еще оборот, и становится, бесконечно малой точкой в районе третьего глаза и исчезает, растворившись в вас.

Прочувствуйте, как нужная сила была стянута к вам и стала частью вас – если все удалось сделать правильно, будет реальное ощущение прилива этой силы, ее пробуждение. Теперь можно выходить из медитации, сохраняя ее в себе.

Регулярная практика такой медитации сможет помочь развитию нужного качества, привлечь необходимые вам силы, энергии, через мантру, символ и медитацию.

А если использовать ее в обратную сторону, то какие качества постепенно можно будет ослабить в себе, оттолкнуть не нужное. Во втором случае нужно начать путь символа с точки в «третьем глазу», и постепенно отдалять его. Он вращается против часовой стрелки и описывает спираль, так же, против часовой стрелки, становясь все больше, и уходя все дальше, пока не исчезнет бесследно где-то за гранью мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 9 =