Не случайная Вселенная

Представленные тексты — фрагменты книги «Омниасофия. Раскрытие»
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КНИГИ МОЖНО КУПИТЬ ЗДЕСЬ

Начало и оглавление — ЗДЕСЬ

Не случайная Вселенная

 «Начальная скорость Большого Взрыва должна была оказаться очень точно подобранной, чтобы расширение Вселенной шло на самой грани критического режима, который еще позволяет избежать схлопывания. Очень трудно объяснить, почему Вселенная зародилась именно в таком состоянии, если только не предполагать вмешательства бога, который намеревался создать существ вроде нас» – это слова не проповедника или религиозного деятеля, а знаменитого физика Стивена Хокинга. Он не говорит здесь, что мир именно создан богом. Но говорит, что объяснить его без привлечения концепции бога может быть очень сложно. И речь здесь идет о концепции тонкой настройки Вселенной.

Не только начальная скорость Большого Взрыва, но и многие другие фундаментальные механизмы нашего мира, оказались каким-то образом настроены так, что само существование мира стало возможным. Изменение одного параметра, силы одного взаимодействия, скорости полураспада одного изотопа, полностью изменили бы физическую действительность, сделав мир совершенно не пригодным для любой формы жизни.

Но очевидно, что жизнь в нашей Вселенной существует. И очевидно, что большая часть этой Вселенной для жизни непригодна. Но что бы даже на одной из планет жизнь могла возникнуть, самые глубинные свойства всего мира должны укладываться в строго определенные рамки. Другая скорость Большого Взрыва (о чем пишет Хокинг) создала бы совершенно иную Вселенную. Если бы сила гравитации оказалась больше, чем она есть, то во Вселенной не смогло бы существовать ничего, кроме черных дыр.

Атом водорода стабилен благодаря тому, что нейтрон тяжелее, чем протон и электрон вместе взятые. Стоит совсем немного изменить это соотношение, и атомы водорода не смогут существовать. Без водорода не будут существовать звезды, а значит не будут существовать планеты и жизнь на них.

Сильное ядерное взаимодействие участвует в образовании атомных ядер, это одна из глобальных сил природы, отвечающая за само существование атомов. Если бы оно было чуть сильнее, в мире снова не смог бы существовать водород, а если чуть слабее, то не смогло бы существовать ничего, кроме водорода. Во Вселенной, представляющей собой просто пузырь разреженного газа, жизнь не возникнет.

Но мир устроен так, как он устроен. Множество параметров и фундаментальных сил природы, от самого начала нашей Вселенной, складываются именно таким образом, что не только мир существует, но и жизнь в нем. Это то, что в науке называют антропным принципом – мир устроен так, что в нем может существовать разумный наблюдатель, созерцающий устройство этого мира.

В осторожной форме он формулируется как простое признание того, что мир, который мы видим вокруг нас, пригоден для возникновения жизни. В более радикальной и смелой форме этот принцип гласит, что сама Вселенная неизбежно должна иметь некие свойства и механизмы, предполагающие возникновение разумной жизни.

Следующий шаг в формулировке антропного принципа делает Джон Арчибальд Уилер, физик, президент Американского физического общества, автор термина «черная дыра» и теории, в которой Вселенная рассматривается как информационная по своей сути. Уилер считает, что Вселенная не просто устроена так, что в ней возникает разум, но и сама нуждается в разуме. Наблюдатели, разумные существа, нужны Вселенной для обретения ей бытия.

Его идея созвучна буддистским представлениям, согласно которым Вселенная рождается и гибнет, и в каждом новом цикле творения множество миров наполняются живыми существами. Это неизбежный процесс, и без жизни Вселенная не имела бы ни смысла, ни бытия. А в конце кальпы, когда Вселенная в очередной раз погибает, из ее многочисленных миров сначала исчезает жизнь, и уже тогда исчезают сами миры, которые просто не могут существовать без тех, кто их населяет.

Еще дальше заходит Джеймс Гарднер, автор теории эгоистичного биокосма, утверждающей, что разум не просто возникает на каком-то этапе развития мира, но и необходим для самого этого развития. Именно благодаря ему Вселенная и принимает форму, подходящую для существования разума. Разум не просто случайность или приспособление к выживанию, а сила, направляющее развитие мира.

Жизнь возникает неизбежно, как обязательное условие бытия. Ее развитие связанно с развитием космоса, и именно разумная жизнь становится движущей силой этого развития. По словам Гарднера, жизнь трансформирует Вселенную, ведя ее по пути от простого набора атомов к трансцедентальному разуму, который отвечает за возникновение новых Вселенных.

И это уже идея космической эволюции – мир развивается от набора атомов к жизни, от жизни к разуму, от единичных разумов к их единству и к вселенскому объединению разума, направляющего развитие мира.

Но это не антропоцентризм! Не стоит думать, что мир создан ради человека и во имя человека, что мы уникальные и все крутится вокруг нас. Антропоцентризм ставит человека в центр Вселенной, считая, что весь бесконечно огромный и разнообразный мир существует лишь для того, что бы крохотным его кусочком мог пользоваться человек.

Антропный принцип не сводится к человеку. Вселенной необходим разумный наблюдатель, но это не значит, что наблюдателем будет именно человек. Разумная жизнь закономерна и необходима, но мир един, он управляется едиными законами, и то, что случилось на Земле, случится и в других местах. Поэтому человек вовсе не единственный носитель разума во Вселенной, а лишь один из многих.

Весь наш мир наполнен разумом! Человеческий разум – его частное проявление. Вселенной нужен не именно человек, а разум вообще, и если человечество однажды исчезнет, мир не прекратит свое существование. Жизнь и разум – глобальные явления природы, важная часть самого мироздания. Человеческий разум (и лично ваш разум!) – важный компонент Вселенной. Но далеко не единственный, и осознание важности разума не должно создать иллюзию, что важен только ваш разум и все в мире существует лично для вас. Вы – важная часть Вселенной! Но именно часть, одна из многих, а не ось, вокруг которой вращается весь мир.

 

***

Мир не случаен. Он устроен именно так, как нужно для возникновения разума, но не в силу случайности. Разум абсолютно необходим и неразделим с космосом. Спрашивать: «Почему мир устроен так, что в нем может существовать разум?» все равно, что спрашивать: «Почему наше тело устроено так, что в нем может существовать разум?».

Мир развивается, подобно живому существу, он зарождается, проходит свои этапы развития, и гибнет, что бы дать начало новому миру. Это процесс полностью закономерен и касается всех уровней бытия. Не случайны физические параметры мира, не случайны условия его возникновения. Не случайно и появление жизни.

Биологическая эволюция представляет собой частный случай того пути, по которому развивается мир. И эволюция не просто существует, она существует у нас на глазах. Современный Чернобыль стал заповедником, свободным от вмешательства человека. Жизнь там не вымерла, не превратилась в собрание мутантов. Там не ходят олени с двумя головам, не растут одуванчики размером с грузовик. Но там живут черные лягушки. Их нормальный цвет – зеленый, защитный, благодаря которому лягушек не видно в траве. Но за годы, прошедшие с момента аварии, появился новый вид черных лягушек.

Черный цвет их коже придает меланин. Он нужен для защиты от ультрафиолетового излучения, но он же способен защитить и от радиации. И за считанные десятилетия лягушки эволюционировали, обеспечив себе черную кожу, что бы уменьшить воздействие радиации. Это эволюция в действии! И она так же не случайна, как и все остальное.

Обычно эволюцию называют случайностью или сочетанием мутаций (создающих новые варианты) и отбора (отсеивающего неудачные варианты). Но даже сами мутации не вполне случайны, и чем важнее ген, тем реже он подвержен мутациям. Большая часть мутаций затрагивает лишь те гены, изменение которых позволяет именно создать что-то новое, а не убить организм. Чистой случайностью, равно как чистым соединением мутаций и естественного отбора, нельзя объяснить всю сложность жизни.

Птица американский вальдшнеп топает лапами по земле, создавая колебания почвы, похожие на те, что возникают от ударов капель дождя. Дождевые черви реагируют на них и выползают по поверхность, где вальдшнеп может их съесть.

Может это быть результатом того, что какой-то вальдшнеп чисто случайно научился так «танцевать», и поэтому у него хватило еды, в то время как не умеющие этого птицы вымерли от голода, не сумев добыть червей, и в итоге выжили только потомки танцующей птицы? Сомнительно. Но еще более сомнительно, что такой «танец», изобретенный одной птицей, генетически передался бы потомкам, закрепился, и стал обычным для этих птиц поведением, прописанным в ДНК.

Подобное может быть лишь результатом закономерного развития, в котором путь, по которому движется вальдшнеп в своей эволюции, полностью согласован с путем развития дождевых червей, физическими свойствами дождя и всем миром вокруг.

Жук-бомбардир, если его напугать, выбрасывает из желез на брюшке два химических вещества, которые на лету смешиваются, вступают в химическую реакцию и превращаются в кипящую едкую жидкость, обжигающую противника. Одно из этих веществ – перекись водорода, крайне активная и нестойкая, которая быстро разлагается, превращаясь в обычную воду. Но жук научился синтезировать ее, хранить и использовать.

Тропический червь-паразит ришта проникает в хозяина в воде, а для размножения ему снова надо выйти в воду. И он выделяет вещество, вызывающие у зараженного им человека сильный жар в ногах. Стремясь охладить их, человек окунает ноги в воду, и червь покидает хозяина.

А гриб-паразит кордицепс заражает муравья, берет его тело под контроль, заставляет насекомое подниматься на высокое растение и буквально разрывает его тело, разбрасывая споры. Так они разлетаются с высокой точки, а не с уровня земли, поэтому смогут пролететь большее расстояние.

Какая случайность могла заставить предков этого гриба не только научиться управлять зараженным муравьем, но научиться выбирать высокое место? Мог гриб случайно приобрести способность управлять муравьями, согласованную с физическими законами мира? Нет. Распространение спор на большое расстояние дает преимущество. Но разве оно настолько велико, что выжить могут лишь грибы, которые научились направлять муравьев вверх по траве и разбросали свои споры на полметра дальше, а все остальные вымерли, не оставив потомства? Нет.

Паразиты демонстрируют удивительные механизмы выживания. Примитивнейшие существа берут верх над гораздо более совершенными, управляют ими, используют в своих целях, не имея и намеков на разум. Обезьяны умны и они используют простые инструменты, обрабатывают раны, осваивают язык жестов. Они могут многое понять, многому научиться и научить других. Но заподозрить в уме и сообразительности одноклеточное существо или гриб будет очень сложно.

Еще один пример потрясающей сложности таких приспособлений – токсоплазма (простейшее, вызывающее болезнь токсоплазмоз). Болезнь поражает всех млекопитающих, и часто все начинается с грызунов. Зараженные мыши меняют свое поведение. Они теряют инстинкты самосохранения, запах кошачьей мочи становится для них привлекательным. В результате мышь идет туда, где есть кошки, и позволяет себя съесть, а паразит заражает кошку. Так он распространяется, получая новых носителей, переходя от вида к виду, и управляя поведением всех тех, кого заразил.

Зараженная токсоплазмозом обезьяна начинает рисковать собой, выходит на глаза тиграм и леопардам, и не пытается сбежать. Она погибает, и ее смерть позволят токсоплазме заразить этих тигров и леопардов, распространиться еще дальше.

И даже человек, зараженный токсоплазмой, начинает испытывать тягу к неоправданному риску. С человеком все сложнее, его мир слишком быстро меняется, что бы за ним успевала природа, поэтому человека, который патологически рискует собой, не съедают хищники. Но суть остается той же, и зараженные люди чаще других подвергают себя опасности.

Примитивный организм, лишенный намека на способность учиться и принимать решения, идеально приспособлен к любым млекопитающим, способен вмешиваться в работу их нервной системы, регулировать уровень гормонов, менять поведение. Причем поведение именно всех млекопитающих, от мышей до человека, то есть животных с совершенно разным уровнем интеллекта и разным поведением.

Можно ли предположить, что многие особи токсоплазмы чисто случайно начали одинаково мутировать, случайно вызывая у зараженных ими существ именно такое поведение, и это случайно дало шанс выжить именно мутировавшей токсоплазме, а вся прочая вымерла? Нет, особенно учитывая, что нет никого вымирания простейших с иными механизмами выживания. И учитывая, что такое случайное приспособление должно быть новым для каждого вида, который заражает паразит. Все это может быть случайностью? Нет.

Вот именно это обычно и критикуют те, кто отрицает эволюцию. Часто говорят, что случайное возникновение жизни подобно тому, как если бы по свалке промчался ураган и случайно собрал из мусора самолет. С этим можно согласиться! Но это не значит, что мир не развивается и эволюции не существует, это значит, что она не является случайностью.

Но само отсутствие случайности еще не означает, что существует некий единый творец, который однажды все создал и теперь всем правит, кто-то оторванный от нашего мира, существующий вне его правил, не имеющий причина и начала. Отсутствие случайности не означает наличие плана, придуманного реальной личностью, по ее вкусу и усмотрению.

Брошенный камень всегда падает с одним ускорением. Вода становится твердой, если ее охладить. Соль растворяется в воде. Все это не случайности, можно провести миллионы опытов, и результат всегда будет один. Но это вовсе не значит, что каждый раз, когда вы бросаете камень, невидимое высшее существо стоит рядом с вами, принимает этот камень и по замыслу своему опускает его на поверхность Земли.

Падение камня закономерно. Но это не значит, что за этим падением стоит чей-то план. Это значит лишь, что устройство нашего мира, присущие ему внутренние качества, предлагают, что соль растворяется, вода замерзает, камень падает, а жизнь возникает и обретает разум. Для этого не нужен план, замысел и высшее руководство. Нужен лишь внутренний импульс, присущий миру. Единый вектор, который задает его направление развития с самого момента возникновения нашей Вселенной.

Когда вы бросаете камень, вы задаете траекторию его полета и место падения тем усилием, которое приложили к нему в момент броска. Вы не влияете на то, что с ним будет дальше, вам не нужно сопровождать его до самого падения, достаточно импульса, полученного камнем в начале его пути. Так и Вселенная не нуждается в руководителе, который будет направлять каждый атом и каждую звезду, ее путь определен в момент ее возникновения, первым импульсом, задающим путь ее развития.

И что бы наша Вселенная (одна из многих в бесконечной их череде) могла получить такой импульс, совершенно не нужен некий творец, который существовал до самой Вселенной, а потом решил создать ее из пустоты. Этот импульс приходит не снаружи, а изнутри, как выражение самой сути нашего мира.

Ваша Воля заключена внутри вас, как вектор вашей жизни. Никто не может продиктовать вам снаружи, в чем состоит ваша Воля, она открывается лишь как внутренний импульс.

Воля к жизни выражается в стремлении всего живого оставаться в живых. Никто извне не приказывает живому существу жить, это стремление заключено внутри, как суть самого явления жизни.

Воля Вселенной, определяющая путь ее развития, так же не приходит извне и заключена внутри самой Вселенной, как выражение сути всего мироздания.

Мир не случаен. Но мир и не прихоть творца, решившего создать его на свой вкус. Мир самодостаточен, и направляющий его импульс – свойство самого мира. Вселенная развивается, последовательно и закономерно, движется по пути космической эволюции. Нам нужно лишь понять суть и происхождение Воли Вселенной, понять, кто или что формирует ее. И этот ответ снова заключен в идее соединения разумов. И соединения многих Воль в единый поток.

Следующий демонстрационный фрагмент книги ЗДЕСЬ >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.