Буддизм – это философия а не религия!
Крайне популярное и крайне не верное мнение, и те, кто его разделяют, ошибаются дважды. Первый раз, когда решают, что буддизм – это когда люди сидят, скрестив ноги, уткнувшись лицом в стену, медитируют — и это все. И да, это буддизм – но в нем много течений и это далеко не весь буддизм. О том, что еще есть в буддизме – речь ниже.
Второй раз ошибаются, когда считаются, считая что религия и философия – разные вещи. Да, буддизм это философия! Но это никак не мешает ему быть и религией. И разве в каббале или христианстве нет философии?
В буддизме нет бога!
Это так, если богом называть единого, всеобщего Бога, сотворившего мира и правящего им по своему усмотрению, имеющего личность, следящего за каждыми раздающего награды и наказания. Такого бога, впрочем, нет во многих других религиях, а есть он, прежде всего в авраамических верах, иудаизме, христианстве, исламе, бахаи. Не только там, но очень многие религии вообще не имеют дел с богом-творцом, владыкой всей вселенной, или признает много богов сразу, а не одного, высшее существо, правящее вселенной.
И в буддизме действительно нет такого бога.
В буддизме нет ритуалов и поклонения высшим силам!
Именно поэтому люди, представляющие буддизм сплошным потоком медитаций, считают что это не религия. Но буддизм – разный.
Тхеравада или Хинаяна или Малая Колесница – старейший вариант буддизма, самая консервативная и максимально сохраняющая ранний буддизм без изменений. Она приветствует аскетизм, достижение нирваны в течении многих жизней, и полный в нее уход ради личного выхода из круга сансары. Будда здесь именно исторический человек, Сиддхартха Гаутама, он добился нирваны сам и проложил путь, следуя которым можно прийти к тому же результату, что и он, и стать Архатом – тем, кто ушел навсегда.
Махаяна или Большая Колесница – более поздняя версия, в которой не стремятся именно к личному спасению. Идеал тут скорее Бодхисатва – тот, кто мог бы стать архатом и уйти в нирвану без возврата, но не делает этого, что бы помочь остальным. В каком–то смысле, можно сказать, что цель – это превратиться в одного из Тайны Вождей, говоря терминами запада, достиг сам – помоги товарищам! И цель такой помощи – итоговое всеобщее освобождение.
Будда здесь уже наделяется неким набором духовных качеств, и предстает в роли кого-то больше, чем просто духовный адепт прошлого, оставивший инструкции по практике. Одновременно с ним признается существование бесконечного числа других будд, в бесконечном числе миров.
Именно в рамках махаяны и сформировался Дзен (он же Чань) буддизм. Для достижения просветления здесь не обязательно нужны многие жизни, оно может быть достигнуто в этой жизни, а к тому, кто готов, оно порой приходит совершенно внезапно
Ваджраяна или Алмазная Колесница – самая поздняя ветвь, выросшая из Махаяны, в ней сильны веяния тибетских и индийских верований. Медитации сосредоточены вокруг визуализации образов божеств – и да, здесь полным полно богов! Нет «того самого» бога, царя вселенной, но во множестве миров обитает множество духовных разумов, гневных и милостивых.
Это боги и духи, они могут служить интересам буддизма защищать и приносит некие блага, они подвержены законам кармы, и так же как и все, нуждаются в достижении просветления.
И вот тут уже, вне всяких сомнений, в буддизме есть поклонение высшим силам, молитвы, ритуалы (хуралы) совершаемые в храмах (дацанах) священниками (ламами). Прихожане приходят за магической помощью, очищением, ламы занимаются предсказаниями, делают астрологические прогнозы (использую, разумеется, тибетскую астрологию, а не западную).
Есть проблемы? Возможно вам нужно окурить себя очистительным благовонием. Или вывесить флаг с особыми символами в особом месте. Или принести 9 черный камней, утопить их в молоке и сделать все то, что будет сказано, что бы отвести силу негативного для вас года, несущего беды. Или провести обряд для возвращения души, которая была потеряна или украдена, что вызвало депрессию.
Или просто заказать молебен, что бы высшие силы попросили дать вам благополучие. Например, прийти на обряд почитания сахъюсанов – духов-хранителей буддизма и буддистов. В их честь будут прочитаны мантры, исполнены обряды, им будет сделано Подношение Золотого Нектара, когда в жертву духам на землю разливают молоко, чай и водку. А освященную на обряде пищу верующие унесут домой и съедят за три дня, что бы принять в себя духовную силу обряда (причастие, своего рода).
Именно такой буддизм распространен в России. И на этих примерах отлично видно, что в буддизме есть не Бог, но боги, духи, ритуалы предсказания, магия и почитание духовных сил, и не верно считать его сплошным потоком медитации. И именно поэтому буддизм – несомненно, религия.
Буддисты постоянно медитируют
Да. Медитируют. Но не постоянно и далеко не все! Большая часть, пожалуй, этого как раз не делает, уповая на религиозную составляющую – обряды, праведную жизнь и прочее.
Далай-лама – это глава всех буддистов
Нет, Далай-лама глава тибетского буддизма школы Гелуг (одна из ветвей Ваджраяны). Он видный духовный лидер, но он не глава всех буддистов, и не имеет отношения к Тхераваде и Махаяне, а в Китае и вовсе крайне нежелательная фигура (что стало, впрочем, следствием политики, а не религии).
Будда – это бог буддистов.
Нет, Будда – это тот, кто достиг нирваны. И он далеко не один, любой может пройти путь до конца и стать Буддой, так что в Махаяне предусмотрено их бесконечное число.
В узком смысле Будда, как личность – это Будда Шакьямуни (то есть из рода Шакья), урожденный Сиддхартха Гаутама, человек, родившийся, как принято считать, весной 563 года до нашей эры, где-то в Непале. Он стал основоположником буддизма и «тем самым» Буддой.
В будущем придет еще один очень значимый для мира Будда – Майтрея, который принесет в мир процветание. Пока он бодхисатва и живет в Тушите – вселенной, населенной богами (дэвами), которой он руководит, дожидаясь времени своего прихода на землю.
И хотя есть элементы неострого его обожествления Будды, он совершенно точно не Бог.
Есть такой особый толстый Будда, для притягивания денег
Ну, почти… Только это не Будда, а Хотэй, и не буддистский, а синтоистский, почитаемый в Японии, как один из Семи Богов Счастья. Когда-то он жил на земле, был монахом по имени Цицы, который прославился весельным нравом, огромным животом и словами, что в его мешке для подаяний (который и называется хотэй) он носит весь мир. После смерти он был причислен к богам.
И если кажется странным, что богом богатства назначили живущего подаяниями монаха, то да – Хотэй бог не богатства, а бог сострадания и добродушия! Богатства хранит другой бог, Бисямон, одновременно почитаемый как воин и защитник.