А как насчет научной проверки?

<<ПРОШЛАЯ СТРАНИЦА     |<<НАЧАЛО

Вы слышали о Премии Рэнди? Или о ее клоне, Премии Гудини?

Это две весьма схожие между собой премии, первая — старая, западная, и уже закрытая, вторая — отечественная, новая и предлагаемая прямо сейчас. Обе премии — примерно одно и тоже, и обе  обещаны каждому,  у кого есть паранормальный дар. Любой талант. Телепат, маг, ясновидец, шаман, экстрасенс, колдун, медиум, человек, способный зажечь силой мысли спичку, согнуть ложку, вызвать дождь — все они могут показать свои таланты и получить весьма солидную сумму наличными.

Но ни разу за многие десятилетия премия так и не была вручена. Почему? Претендентов всегда хватало. У претендентов и организаторов, впрочем, очень разное мнение о том, почему она не была востребована.

 

Джеймс Рэнди фокусник премия Рэнди
Джеймс Рэнди грозит пальцем всем экстрасенсам и обещает разоблачить каждого

Учредитель Премии Рэнди —  Джеймс Рэнди, профессиональный фокусник, которым сам мог легко  показать и чтение мыслей, и кожное зрение, и телекинез. И был  уверен, что больше ничего не существует, только фокусы. А значит все, кто претендует на «паранормальность» — обманщики. И, кстати, очень многие претенденты на премию реально оказались мошенниками, которых привлекли легкие деньги, но фокусник никогда не обманет другого фокусника.

Например, демонстрируя сгибание железного прута силой мысли, такие претенденты сначала заранее  незаметно подгибали этот прут пальцами,  потом создавали видимость сгибания за счет оптической иллюзии – они поворачивали прут так, что бы зрители увидели изгиб. Это выглядит со стороны как появление изгиба, как сгибание прута силой мысли. И это известный и весьма эффектный фокус.

Или, самое популярное — обладатели кожного зрения, читая с завязанными глазами просто подглядывали в тонкую щель, которая оставалась возле носа между телом  и повязкой.

Но были и те, кто не был пойман на обмане, но и показать свой дар не смог. И вот в чем вопрос — были они мошенниками, как считают организаторы премии, или действительно не смогли показать свои таланты? Настоящие таланты, которые вдруг отказали. Сами экстрасенсы обычно объясняют это некими негативными флюидами, которые подавляли их способности. Попытка выкрутиться, оправдание шарлатана? Или реальность? Поставим себя на секунду на место участника программы. Пусть он реально может угадать, не глядя, семь карт из десяти. Но приходит за премией — и не может сделать ничего.

Провал.

Почему?

Рассмотрим процесс испытания чуть подробнее. Участник приходит на испытание, ему выставляют жесткие условия по повторяемости угадываний, заматывают лицо фольгой и скотчем, окружают членами жюри и он угадывает карты.

Успех?

С позиции организаторов премии — нет, не успех, а лишь пока не раскрытый обман. Нужно усложнить задачу.

Ему наматывают изоленту поверх фольги и запрещают отрывать руки от стола. Он угадывает. Казалось бы, угадывает — значит, успех!

Но опыт все  равно продолжается, меры безопасности становятся все строже, до тех пор, пока он не потерпит поражение после очередного усложнения мер безопасности. На очередной  попытке его сажают в смирительной рубашке в темную комнату, затыкают уши, карты показывают в конвертах из картона с расстояния в три метра, что бы исключить обман, и он, наконец, терпит поражение.

Вот теперь можно и остановиться! Его разоблачили, он обманщик.

Это чуть утрированно, конечно, но принцип именно такой. Испытание проводится многократно, но испытуемый, как игрок к казино, в заведомом проигрыше. Ему нужно провалить испытание один раз, и его признают мошенникам. Но достигнуть успеха ему предстоит многократно, во все более сложных условиях, и любой успех можно объявить недоработкам с технике испытания, которые нужно исправить, и начать все с начала.

Честным было бы провести лишь одно испытание,  которое окончится или провалом или успехом, и принять его результат. Но организаторы премии имеют неограниченное число попыток, а претендент на нее — нет.

А законы самообмана работают в обе стороны! Не только так: «Подожди — и все само сработает», но и так: «Подожди, и наступит момент, когда это не сработает». Магия — тонкое искусство. Что вы скажете о спортсмене, поставившем рекорд, которого после этого, заставляют повторять рекорд, снова и снова, что бы он показал четкую повторяемость результата? Он пробежал марафон за 2 часа и 1 минуту, улучшил мировой рекорд. И его рекорд должны засчитать сразу.

Но по  логике этих премий можно предположить,  что эта победа просто обман, допинг или случайность, и отправить бегуна на пробежку еще раз. Снова хороший результат? Так не пойдет, нужно проверить его более строго! Пусть бежит еще раз, но теперь в валенках и по льду! А если он не справляется — говорят, что он провалился, и никакого рекорда не было. Не сумел повторить — значит, ничего не было. Примерно так работает лабораторная проверка магии.

Но в реальном спорте даже один результат, один мировой рекорд, поставленный спортсменом за всю его жизнь, будет засчитан. А одна книга может сделать вас прославленным писателем. В спорте, в искусстве,  в магии, в равной мере, нелепо требовать строгой научной повторяемости результата. Магия — не наука, а искусство, прежде всего. Да в ней свои четкие законы — но и в живописи, музыке, фотографии они тоже есть. А вот кто и как сможет их применить, получит дрянь или шедевр — это уже зависит от творца, это уже искусство.

И нельзя требовать нарисовать еще десять Джоконд, что бы доказать, что ты художник. Хватит и одной. А значит должно хватить и одного успеха в ходе проверки — нельзя требовать сделать это еще десять раз!

А если, по тому же принципу,  собрать комиссию что бы  проверить слухи о существовании секса? Вот пара незнакомых, не привлекательных друг для друга подопытных, которых раздели, уложили на лабораторный стол и предложили показать, что такое секс, причем в присутствии десятка посторонних, под камерами, и с множеством датчиков на теле, с термометрами и тонометрами. Причем (для надежности) показать это 5-6 раз сразу. У них все получится? А если нет — будет ли это доказывать, что секса не существует? Нет, это будет доказывать, что способ проверки выбран не правильно и сама проверка мешает продемонстрировать ожидаемый эффект.

Так что возьмем на заметку простую мысль — истории о «негативных флюидах», скорее всего, чистая правда. Не раз и не два в присутствии скептика у мага переставала работать его магия. Возможно, дело тут не только в психологии, но в своеобразном ноцебо, причем работающем не в пределах одного человека, а сразу для многих. И как сила веры сотворят, так и сила неверия уничтожает. В данном случае — уничтожает  чужую магию. А значит тот, кто ни во что не верит и над всем смеется, не только сам не сможет стать магом, но и почти не рискует стать мишенью для магии. Чуть позже мы поговорим об изгнании смехом и роли скептицизма.

С другой стороны, и в вере своей человек может превзойти любые слова и молитвы. Алистер Кроули описывал в своих дневниках ритуал, в ходе которого он  вызвал гоэтического демона читая стихи, совершенно не связанные с магией, когда все его призывы не достигли успеха. И просто стихи, прочитанные с силой, чувством, приложением Воли, пониманием цели, оказали нужный эффект. Так что же, все определяет вера и неверие, а не ритуалы и слова? Важно кто говорит, а не что именно он говорит?

Выходит, это все в голове?

ДАЛЬШЕ>>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.