Одержимость!
Справедливости ради нужно заметить, что далеко не всегда это именно одержимость человека демоном. На самом деле это может быть одержимость духом, богом, демоном, лоа — словом любым духовным разумом. Нечто незримое, духовное, входит в человека и заставляет его вести себя странно — кричать, кусаться, или говорить на новом языке и проповедовать.
Вариантов множество и далеко не всегда речь идет именно о демонах. И будем реалистами — людей, которые катаются по полу, орут, кидаются на людей очень много в специальных больницах, где есть мягкие стены и рубашки с длинными рукавами. И да, почти все истории одержимостей — это рассказы о психозах.
Но будем реалистами дважды — психоз не пройдет от экзорцизма. А одержимость проходит.
Но и трижды — есть же плацебо, возможно одержимому становится легче оттого, что он верит в экзорцизм?
Но тогда и четвертый виток — плацебо, похоже, само по себе форма магии!
Пятый виток рассуждений — не все и не всегда должно быть так драматично, как в фильмах про изгнание Дьявола. Все может пройти без спецэффектов, в виде просто идеи, навязчивой мысли, патологического влечения, от которого никак не удается избавиться. Но пока поговорим о самом клиническом и предельно ярком случае, когда человек именно теряет контроль над собой и начинает делать нечто такое, что обычно для него было бы невозможным.
Обратите внимание — одержимость очень охотно поражает самых верующих, которых их вера делает скорее мишенями, чем берет под защиту. Целые монастыри становились жертвами одержимости, хотя, казалось бы, Дьяволу не должно быть место в святой обители. Но нет — сами обитатели этой обители, в силу своей религиозности, в силу силы веры, оказались открытыми для тех сил, в которые верят, словно вера не отгоняет их, а приманивает. Словно для одержимости нужно открыть проход, признавая и впуская нечто в себя. И это именно массовая одержимость, она может охватить множество людей, как танцевальная чума в Европе, которую еще вспомним, когда речь пойдет о очень важном моменте – о поведении человека в толпе.
А порой одержимые не только не похожи на безумцев, но и проявляют удивительные способности, демонстрируют экстрасенсорные таланты, говорят на ранее не знакомых им иностранных языках. В религии вуду и близких к ней, адепты, во время своих ритуалов, испытывают одержимость как нормальное явление, ради которого ритуалы и проводятся. И в этом состоянии способны, например, окунуть руку в кипящее масло и не получить ожогов.
С позиции традиционных христианских церквей есть несколько признаков одержимости духами (все же не будем сужать рамки и назовем все то, чем становятся одержимы люди, просто духами): агрессия, судороги, галлюцинации, отсутствие эмоций, стыда, страха, жалости, боязнь воды, стремление вредить себя и окружающим. Это все пока похоже на психоз или какое-то иное психическое расстройство.
А вот дальше – интереснее, классическими религиозными признаками одержимости могут служить умение говорить спонтанно на незнакомом языке, летать и двигать предметы силой мысли. Это уж точно не похоже на расстройство психики, разве что коллективное помешательство внезапно сразит всех до единого участников ритуала и заставит поверить, что предметы двигались, хотя они стояли на месте.
Но что тогда делать с видеокамерами, способными заснять все происходящее? Они массовым галлюцинациям не подвержены.
И это не только христианский феномен. Антрополог, специалист по изучению трансов и измененных состояний сознания в различных культурах, Эрика Бургиньон в середине прошлого века провела обширное научное исследование, сравнив 488 различных культур, и в 360 из них обнаружилась вера в одержимость в различных формах, при примерно равных симптомах одержимости. Это архетипическое явление, а не что-то, что просто диктуется конкретной верой или культурой.
В исламе верят в одержимость джинами и шайтанами, и говорят все о тех же симптомах, добавляя к ним отсутствие чувства боли, а так же употребление алкоголя. Последнее подразумевает не запой, а любое нарушение исламского запрета на алкогольные напитки, демонстративное пренебрежение социальными и религиозными нормами. И это не свойственно христианским одержимым, для которых алкоголь не считается запретным! Суть не в алкоголе, а именно в возможности отвергнуть религиозную мораль, которой придерживается одержимый.
Христианские одержимые проклинают и оскорбляют христианских святых и бога, а мусульманские — мусульманских. То есть либо человек просто поворачивается против привычных ему религиозных устоев, либо, если демоны реально существуют, они избирательны, и выбирают подходящую аудиторию — мусульманин не становится одержим христианским демоном, существование которого не признает, и его одержимость не сопровождается употреблением алкоголя.
Мусульмане так же верят, что если джина не изгнать вовремя, то человек просто сойдет с ума, и никакие ритуалы уже не помогут. Мало того, «сумасшедший» на арабском языке — это «маджун», что можно перевести так же и как «одержимый джинами». То же самое с персидским «девона», и английским «obsessed» и с немецким «besessen». Одержимость и безумие всегда рядом.
Но рядом с ними еще и магия.
Скандинавский бог Один одновременно покровительствует воинам (особенно берсеркам), поэтам и магам. Само его имя «Один» происходит от слова «Од», означающего и безумие, и одержимость, и экстаз, и вдохновение. Сам Один — и шаман, и воин, и мудрец и хитрец, но все это меркнет перед главным его качеством: он бог, дающий «од», экстаз, или как сказали бы сейчас — измененное состояние сознание. Од позволяет человеку разорвать стереотипы и выйти за рамки обыденного видения мира.
В этом Один вполне солидарен с Вакхом, Дионисом и другими богами священного безумия, способными разбить оковы стереотипного мышления и поведения, дать разуму ничем не сдержанную свободу. А как это повернется, как проявит себя, какое поведение вызовет — зависит от ситуации.
Это может быть и аффект берсерка, и вдохновение поэта, и меняющая мир сила мага — и все это вытекает из того особого состояния сознания, которое может стать и одержимостью, и безумием, и вдохновением, и источником магии. Человек буквально «выходит из себя», покидает пределы своего внутреннего мира, своего сознания и открывается неким духовным силам, которые смывают его личность. Хорошо, если на время. Плохо, если навсегда. И тут уже сложно судить, одержимость – это мистическое объяснение шизофрении и психоза, или сумасшествие реально может вызываться одержимостью.
Впрочем, не обязательно, не всегда, одержимость — это плохо. Упомянутый девона (безумный, одержимый) почитался в Средней Азии как избранник аллаха, которому тот посылает видения и предзнаменования. Девона может быть пророком или магом, и некоторые видные суфии были именно девонами.
Одержимость в равной мере приветствуется и среди последователей вуду и среди евангелистов-пятидесятников. Для первых призвать лоа и впустить его в себя — часть ритуала. На вторых, по их мнению, нисходит Святой Дух (хотя иные течения христианства обычно считают, что это одержимость демоном, но это расхождения в идеологии, а не в сути). И те, и другие находят свою временную одержимость желательной и даже необходимой.
Тот порог, о который споткнется психиатрия с диагнозом «психоз» — это уже упомянутые паранормальные способности одержимых. Любопытно, что есть и признаки, по которым можно определить не просто одержимость, а святость, или сошествие Святого Духа (возможно, стоит говорить даже «одержимость Святым Духом»). И симптомы эти местами сильно похожи с симптомами любой иной одержимости, но не подразумевают буйства, потери контроля и так далее.
Снова вспомним о языках.
Глоссолалия и ксеноглоссия — способности говорить на незнакомом языке. Причем как таковая глоссолалия может включать «тарабарские» языки, просто имитацию речи, не имеющую смысла, а вот ксеноглоссия — это именно речь на ранее не знакомом языке. Настоящая речь, которую поймет носитель языка. Откройте Евангелие от Марка на 16 главе и найдите там стихи 17 и 18 — там Иисус перечисляет пять знаков, которыми бог сопровождает тех, кто идет проповедовать христианское учение:
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».
А в Деяних Апостолов сказано:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Вот почему пятидесятники именно так себя называют — что бы подчеркнуть, что на них так же, как в праздник Пятидесятницы, снисходит Святой Дух. Так это или нет — нам не важно, а важно, что, по мнению Библии, нечто духовное вселяется в человека и дает ему паранормальные способности.
И что для одних одержимость — то для других дар, вопрос только в контроле над той силой, для которой одержимый стал носителем. Умение говорить — это один из Даров Святого Духа. Еще два из них не несут ничего магического — это умение проповедовать и обучать. А вот остальные вполне магической природы — умение говорить подкрепляется умением понимать чужие языки, исцелять, предвидеть будущее, видеть духов и говорить с ними, а так же распознавать обман.
Причем человека, который при помощи духов обрел способность видеть будущее или лечить болезни, почти все религии сочтут колдуном и грешником, «ворожеи не оставляй в живых», как пишет Ветхий Завет. Но при этом все тот же, по сути, духовидец, маг, предсказатель может считаться святым человеком, посланцем богов, если его сила исходит от духовных разумов, поддерживаемых и почитаемых местной религией. Тогда, в ее глазах, он окажется не колдуном, а святым, получившим, например, дары Святого Духа, который сошел на него и в нем поселился.
Так что самое время вспомнить и чисто магические феномены, возникающее при контактах с духами — например, автоматическое письмо, когда рука прорицателя, сама, без прямого вмешательства его воли, движется и пишет что-то (реже — рисует или печатает на клавиатуре), передавая информацию, доступа к которой маг не имел. Именно так была получена, например, Книга Закона Алистера Кроули.
Гораздо сложнее, и не так буквально, работает астрологическая европейская геомантия, где прорицание предстает в виде набора точек, который прорицатель делает наугад, отпустив свой разум, что бы рука ставила точки так, как сочтет нужным. Классическое объяснение механизма ее работы — ставить точки помогают духи Земли, направляющие руку прорицателя.
И всевозможные рамки и маятники качаются, крутятся, давая ответы, лишь при условии, что человек очистил свой разум и дал контроль чему-то иному, назовите это духами или бессознательным.
Вспомним и спиритические сеансы, в ходе которых дух умершего, как считается, занимает место сознания медиума в его теле и говорит через него.
Феноменов таких множество и все они, по сути, ничто иное, как результат одержимости неким духовным разумом, в той или иной степени (и пока не будем решать, откуда он исходит — из мира духов или из глубин сознания, для этого еще будет время). А если вы вспомните то, что было сказано про египетские воззвания в инвокациях, когда маг стремится впустить в себя силу божества, и станет очевидно, что в магии такое состояние только приветствуется. Привлечь нечто духовное, под своим строгим контролем, впустить его силу в себя, и применить в согласии со своей Волей.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.