ПРЕДИСЛОВИЕ
Время от времени на страницах английских газет появляются сообщения о деятельности «малых культов», тайных обществ и даже об осквернении «черными магами» заброшенных деревенских церквей. Зачастую там же помещены фотографии обнаженных или полуобнаженных мужчин и женщин, пляшущих вокруг огромного костра или застывших в экстазе перед грубым алтарем, на котором видны мечи, плети, масло, ножи и прочие традиционные колдовские принадлежности.
Но подобные газетные сообщения — лишь верхушка айсберга, видимое и, пожалуй, демонстративное проявление удивительного возрождения средневековой магии и алхимии, которое произошло в XIX и ХХ вв.
Оживший интерес к предметам, которые, по мнению агностиков Х1Хв., считались выброшенными на свалку истории, это не только интерес к оккультным наукам в целом и ритуальной магии в частности. Смысл этого явления на самом деле гораздо шире. История этого возрождения проливает свет на образ жизни и убеждения таких совершенно непохожих людей, как У.Б.Йетс, Алистер Кроули и Чарльз Уильяме и вместе с тем многое проясняет в развитии всего европейского общества.
Мое повествование начинается с 1887г. Но поскольку для широкой публики может оказаться затруднительным окунуться в события тех времен без знания того, каким образом выжила западноевропейская мистико-магическая традиция, я считаю целесообразным вкратце рассказать о розенкрейцерах xviii-xixbb., а также об истории возрождения магии в Англии. Об этом речь пойдет в начальных главах. Те из читателей, кто хорошо знаком с этим материалом, могут безболезненно пропустить эти разделы книги и начать с главы «Д-р Уэсткотт и козел».
Глава 1 ЛЕГЕНДА О РОЗЕНКРЕЙЦЕРАХ
Религиозная жизнь средневековой Англии, судя по всему, ничем не отличалась от религиозной жизни континентальной Европы — она была такой же безупречно добропорядочной и строго католической. Случалось, правда, что какого-нибудь странствующего монаха-францисканца сжигали на костре за распространение неоиоахимской ереси, да еще в ХVв. прокатилось движение лоллардов — но эти события не имели большого значения.
Однако за догматическим фасадом англиканской церкви таились потемки крестьянских суеверий и неогностических учений, а если принять тезис Маргарет Мюррей (с которым я не согласен), то существовали также и остатки древнего западноевропейского культа плодородия.
Магию, если рассматривать ее как набор приемов для вступления в связь с неподвластными человеку силами, чтобы обрести богатство, власть и наслаждение, изучали и практиковали многие с виду праведные и уважаемые граждане. Об этом можно судить по огромному количеству рукописных гримуаров — учебников по ритуальной магии, — которые сохранились и по сей день. Должно быть, многие благочестивые церковнослужители и миряне тайно хранили у себя дома «Ключ Соломона» или «Великий Гримуар».
Казалось бы, следовало ожидать, что подобные практики и вероучения сойдут на нет в эпоху Возрождения, эпоху развития культуры, господства рационализма, когда священники с повадками аристократов избегали читать свои молитвенники из боязни, что грубая латынь может осквернить их стиль. Но напротив, интерес к магии стал гораздо шире, чем даже во времена упадка Римской империи, и гримуары начали распространяться в печатном виде. Кентский помещик и автор нескольких учебников Реджинальд Скотт,
живший в xvib., имел в своей библиотеке экземпляры почти всех сколько-нибудь значимых гримуаров.
К началу xviib. в Англии насчитывалось множество мистиков и магов. Некоторые из них были вполне безобидными — тихие деревенские священники, которые изучали христианскую каббалу Мирандолы и флорентийских неоплатоников. Другие были куда опаснее. Например, д-р Лэмб, наперсник распутного герцога Букингемского, не только практиковал черную магию, но и изнасиловал маленькую девочку (заразив ее при этом венерической болезнью) и был, в конце концов, убит разъяренной лондонской чернью. А Саймон Форман не только занимался магией, предсказаниями и астрологией и слыл знатоком ядов, но и оказался причастным к убийству, которое совершил печально известный Сомерсет.
Мистики и маги, разделяясь на «черных» и «белых», в сущности стремились к одному и тому же — большей мудрости, тайному знанию, «скрытому со дня сотворения мира», контактам с последователями эзотерических учений. Когда из Германии до них докатилась легенда о Христиане Розенкрейце, они почувствовали, что их желание вполне осуществимо.
«Все течет, все изменяется», — гласит старинная пословица. Действительно, во все века людям казалось, что они живут накануне вселенской катастрофы, что Сумерки Богов уже сгустились над ними. Им казалось, что прошлые поколения жили в мире порядка и безопасности, а сейчас все это, увы, безвозвратно ушло и на смену пришел жестокий век опасности, смерти и отчаянья.
Но, пожалуй, нигде это чувство тревоги не проявилось так сильно и не было столь объяснимо, как в среде образованных людей Германии начала ХУПв. Тридцатилетняя война, ужасное бедствие, превратившее половину Европы в пустыню и замедлившее политическое развитие Германии на два столетия, еще не началась — и все же некоторые чуткие люди смогли ощутить надвигающийся рок и уловить в неистовых спорах между католиками и кальвинистами, лютеранами и анабаптистами смутное предвестие предстоящих сражений, грабежей и насилия. Именно в этой тревожной и неопределенной атмосфере впервые публично заявили о себе члены розенкрейцерского братства. В 1614-16гг. они (или же те, кто выдавал себя за них) опубликовали четыре кратких манифеста.
Первым был «Fama Fratemitatis», вышедший в 1614г. (Возможно, что в рукописном виде «Fama» распространялся еще с 1610г.) Второй назывался «Всеобщая реформация мира». В следующем году вышел памфлет «Confessio» («Исповедь»); здесь уже содержатся некоторые важные даты, но главным образом он выделяется своим крайне протестантским тоном и нападками на «тупоголовых папистов». Четвертым манифестом стала «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». Из дальнейшего повествования мы увидим, что это — либо восхитительная легенда, либо прекрасная аллегория с внутренним мистическим смыслом.
В «Fama» и «Confessio» содержатся подробности жизни персонажа, скорее всего мифического, по имени Христиан Розенкрейц (Его полное имя дается только в «Химической свадьбе Христиана Ро-зенкрейца», в других манифестах он упоминается как Отец С.R.С., Брат C.R.C. или просто C.R.C.) краткая история Ордена, якобы им основанного.
Главный герой, сын немецкого дворянина, получивший монастырское образование, отправляется на поиски оккультного знания в Дамаск. Там он не находит того, что искал, но ему удается узнать, что в Аравии есть город Дам-кар, где будто бы живут учителя тайной мудрости. По прибытии в Дамкар, Христиан Розенкрейц обнаруживает, что его визит не был неожиданным: «Мудрецы приняли его не как случайного путешественника, а так, словно давно уже ожидали; им было известно его имя и многие тайные стороны жизни в его монастыре». За время пребывания у этих мудрецов Розенкрейц усовершенствовал свой арабский язык, многое познал в области физики и математики и перевел с арабского на латынь мистическую «Книгу М».
Христиан Розенкрейц пробыл в Дамкаре 3 года, а затем через Египет отправился в марокканский город Фее. Там «он познал то, что принято называть первоэлементами планеты (По-видимому, здесь имеется в виду учение о четырех элементах — ухах земли, воздуха, огня и воды, — которое впервые полностью разработал Парацельс, алхимик, оккультист и врач XVI в.) в результате чего ему открылись многие секреты природы». Затем Розенкрейц, «захватив с собой множество полезных вещей, морем отправился в Испанию, надеясь, что время, проведенное в путешествиях, потрачено не впустую и все, чему он научился, будет полезно для европейских ученых». Однако его надежды потерпели крах. Ученые мужи из университета в Саламанке обвинили его в том, что сам дьявол говорит его устами и отказались принимать знания от какого-то неизвестного и загадочного немецкого путешественника.
Далее подробно рассказывается о том, как Христиан Розенкрейц возвратился в Германию и основал там «Братство Розы-Креста» — «сперва только лишь из четырех человек, коими был изобретен магический язык и составлен подробный словарь, используемый нами и по сей день во славу Господа».
Вскоре четверо первых братьев начали изготавливать чудодейственные лекарства, и к ним потянулось множество больных. В результате братьям пришлось удвоить количество членов своего Ордена, что и было сделано. Также они построили новый дом для собраний, который получил название Дом Святого Духа. Затем братья решили разойтись. Перед расставанием они составили перечень правил Братства:
- Никому не дозволено делать что-либо открыто, кроме лечения больных, причем это должно быть бесплатным.
- Члены Братства не обязаны носить какой-либо особой одежды. В этом они могут следовать обычаям той страны, где проживают.
- Слово R.C. должно стать паролем, по которому они могут узнавать друг друга.
- Каждый брат Ордена должен подыскать себе достойного преемника на случай смерти.
- Каждый год в праздник Тела Христова следует собираться в Доме Святого Духа.
- Братство Розенкрейцеров должно оставаться тайным в течение ста лет.
После этого .братья расстались друг с другом, и связь между ними, похоже, была почти утеряна. В «Fama» говорится, что «мы, последние из братьев, не знаем, когда умер наш славный Отец R.C.»
Далее в «Fama» в аллегорической форме рассказывается о том, как был найден склеп Христиана Розенкрейца. Во время работ по реконструкции главного здания Братства — «Дома Святого Духа», был найден большой медный гвоздь. При попытке выдернуть его, разрушилась часть стены и обнаружилась дверь с надписью — «POST CCXX ANNOS РАТЕВО» («Через 120 лет я восстану»). Когда дверь наконец-то открыли, «нашему взору предстал склеп, имеющий семь сторон (…) хотя склеп был совершенно не доступен для солнечного света, тем не менее, он был освещен искусственным мистическим Солнцем, которое находилось вверху, в центре потолка. В середине (…) был круглый алтарь, накрытый медным листом, на поверхности которого было выгравировано: «Я сделал этот склеп как модель Вселенной». Вокруг были начертаны слова: «Иисус для меня все». Посредине стояло четыре фигуры, расставленных по кругу. Под каждой имелась надпись: (1) Нигде нет пустоты. (2) Бремя Закона. (3) Свобода Евангелия. (4) Недосягаемое Величие Бога. Так как мы еще не обнаружили тело нашего заботливого и мудрого Отца, то решили сдвинуть алтарь в сторону. Под ним находилась прочная серебряная плита. Когда ее подняли, мы увидели тело прекрасного и достойного человека, совершенно нетленное… В руках была книга Т, являющаяся, наряду с Библией, нашим величайшим сокровищем». За стенами склепа братья нашли книги, магические зеркала, пояса и даже «еще горящие лампы».
О чем говорит эта аллегория? По крайней мере, ясно одно — здесь имеется связь с духовным возрождением, обретением новой жизни, внутренним воскрешением, в котором «все обновлено». Роберт Фладд, апологет розенкрейцерства XVIIB., почувствовал это и сказал:
Некоторые авторы, изучающие эту тайну (т.е. воскрешение), высказываются о ней туманно, а великий Розарий, как мне кажется, облек ее описание в священный символизм. Ибо здесь мы видим захороненный труп, от которого отделилась душа, и, по всей видимости, вознеслась на небо. Тело, должным образом подготовленное к захоронению или даже уже разлагающееся; и вот душа, некогда принадлежащая ему, обретя великую силу, вновь спускается в свое тело. Мы видим свет, подобный солнечному. Но этот свет, исходящий из могилы, был интенсивней и ярче, чем у нашего небесного светила. Мы видим картину становления совершенного человека, изображенную с удивительным мужеством.
Я не стану тратить время на комментарий ко «Всеобщей Реформации», так как у меня имеются сильные подозрения, что это вовсе не подлинный розенкрейцерский манифест. Очевидно, предприимчивый издатель просто объявил его продолжением «Fama Fratemitatis». Так или иначе, в нем содержится множество заимствований из «Raguaglio di Parnasso» Боккалини, итальянского лютеранина, который умер, отстаивая свою веру, в 1613г.
Самым необычным из всех четырех манифестов является «Химическая свадьба», опубликованный в 1616г. И если верить теологу-лютеранину И.ВАндреа, который утверждал, что написал его в возрасте 14 лет, то каким же удивительным и не по годам развитым ребенком был он.
В «Химической свадьбе» говорится о том, что Христиан Розенкрейц накануне Пасхи был приглашен на королевскую свадьбу. На самом приглашении был изображен крест, несущий на себе как солнечный диск, так и полумесяц. И хотя Розенкрейц ждал этого приглашения семь лет, он был настолько тронут, что чуть было не лишился чувств.
На следующий день он проснулся рано и начал готовиться к путешествию. День спустя, воткнув в шапку четыре красные розы, он отправился в путь. Однако обнаружил, что во дворец короля ведут четыре дороги и лишь одна из них — Королевская дорога. По любой выбранной дороге следовало ехать до конца, так как повернувшего назад ожидала смерть. Вначале Розенкрейц был в неведении — какой путь избрать. Но, оказывая помощь голубке, раненной вороном, он неожиданно очутился у больших ворот, на которых было вырезано множество незнакомых ему мистических знаков. Когда стражник спросил его имя, он назвал себя «братом Алой Розы-Креста» и, получив в обмен на воду золотой опознавательный знак, прошел ко вторым воротам, охраняемым львом. Здесь он подвергся той же процедуре, только на этот раз, чтобы получить знак, он отдал свой узелок соли. Затем Розенкрейц быстро прошел через третьи ворота и как раз успел на свадебный пир. В конце пира гостей известили, что на следующий день на Великих Весах Правосудия будет взвешена их моральная ценность, дабы не допустить недостойных на мистическую свадьбу.
Большинство из гостей не сумели пройти испытание и вернулись домой, позабыв все, что происходило во дворце. А Розенкрейц в числе немногих преодолел его. На них набросили Золотое Руно, пригласили к столу, а затем показали чудеса, имевшиеся во дворце, в том числе Великого Феникса — символ Христа. На следующий день те, кто успешно прошел испытания, приняли участие в пиршестве. Когда трапеза была закончена, они сменили белую одежду на черную. Внезапно явился человек в черном. Он убил короля и королеву и положил их в гробы.
Затем Розенкрейц и его спутники, ведомые Девственной Наставницей, отправились к семиэтажной Башне Богов, где немедленно начали готовить материал для «Великого Делания» — magnum opus алхимиков. В итоге им удалось с помощью крови, взятой у Феникса, воскресить короля и королеву к жизни и славе и стать «Рыцарями Золотой Розы-Креста».
Может быть, вся эта история — обыкновенная сказка;
но содержащаяся в ней алхимическая символика и особенно упоминание крови Феникса (средневекового символа христианского учения об искуплении и спасении) подсказывает нам, что это совсем не простая сказка.
В конечном счете не столь важно, существовало ли истинное Братство розенкрейцеров, сотворившее четыре самобытных памфлета, или же все это было бредом сумасшедшего либо же тщательно продуманной шуткой какого-то любителя розыгрышей. Важно то, что огромное количество людей поверило в существование такого братства, в существование тайного общества посвященных, обладающих сверхъестественными силами, а также в то, что когда-нибудь они тоже смогут быть принятыми в ряды этих посвященных.
Было опубликовано множество брошюр и открытых писем, авторы которых желали пополнить ряды розенкрейцеров. Но едва ли кто-нибудь из них удостоился ответа, а если таковые и оказались, то просто не решились предать его огласке. Поэтому, по прошествии всего лишь нескольких лет, к теме розенкрейцерства в целом стали относиться скептически. Английский метафизик Фладд предпринял попытку остановить растущую волну неверия:
Мы, обладатели сокровенного знания, должны окутывать себя тайной, дабы избежать упреков и домогательств со стороны тех, кто полагает, что нас нельзя считать философами до тех пор, пока мы не придадим нашему знанию словесную форму, пригодную для понимания. Невежда, размышляя о нас, сперва не верит в то, что нашего общества не существует; но поскольку (и это сущая правда) он никогда не встречал никого из нас, он убеждается в том, что нашего братства действительно не существует. Но не его, пребывающего в суетности своей, ищем мы, дабы принять в свои братья. Вопреки его ожиданиям, мы не выходим на всеобщее обозрение, ибо, в отличие от него, не жаждем пристальных взглядов невежественной толпы. Пустое любопытство — вот что заставляет глупцов искать членства в ордене; вступив же в него, они громогласно восклицают: «И это — суета и томление духа!».
Однако усилия Фладда оказались тщетными. К концу xviib. розенкрейцерство и магия приобрели весьма одиозную репутацию и пребывали в этом состоянии вплоть до середины xviii в., когда данная тема вновь стала актуальной. Именно в это время начали возникать многочисленные псевдорозенкрейцерские организации.
Глава 2
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РОМАНТИЗАЦИЯ ТАЙНОЙ МАГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тому, что народная магия выжила в период 1б80-1800гг, она во многом обязана деятельности астрологов и так называемых знахарей. Первые из них занимались «талисманной магией» — изготовлением и освящением амулетов, предназначенных для предотвращения неблагоприятного планетарного влияния, возращения утерянных вещей, приобретения способности влиять на людей и тд. Более авторитетные астрологи осуждали подобные занятия и часто публиковали в своих ежегодных альманахах статьи, нередко содержащие острую критику в адрес таких конкурентов.
О знахарях, предсказателях, народных целителях и «белых колдуньях» того времени известно очень немногое, поскольку они действовали весьма осторожно, их клиентуру в основном составляли крестьяне или ремесленники. Периодика этой эпохи почти не содержит упоминаний об их деятельности. По-видимому, в Х1Хв. их особенно было много в отдаленных районах Англии и Уэльса.
В качестве примера здесь можно привести биографию Джона Харриса. Он родился в 1785г. в Кармартеншире. Изучал медицину в Лондоне, но, не закончив курс, начал практиковать как знахарь (по-валлийски — dyn hysbys). Клиенты приезжали к нему издалека, даже из Кардиффа. Свое тайное знание, по его словам, он получал главным образом от общения с миром духов. Он также занимался астрологией, являясь ее убежденным сторонником, и использовал «магическое зеркало» для предсказания будущего. Местные жители уверяли, что раз в году он уединялся в отдаленном и безлюдном месте, чертил магический круг, произносил соответствующие заклинания и с помощью самого Дьявола обновлял свои сверхъестественные силы на весь следующий год!
Вполне возможно, что именно его вера в точность астрологического предсказания в некоторой степени явилась причиной одного несчастного случая, закончившегося для него трагически. Изучив расположение планет на день своего рождения, он пришел к заключению, что в его гороскопе есть «смертельная дирекция», выпадающая на конкретный день в 1839 году. Потому в этот день он оставался в своей постели, надеясь или избежать приближающегося несчастья, или, что более вероятно, спокойно встретить свой конец. Внезапно его разбудил крик, что в доме пожар. Харрис поспешил принять участие в тушении пожара. Таская ведра с водой на крышу, он поскользнулся, упал с лестницы и в результате сломал себе шею. Сейчас он покоится на кладбище в Кайо. Скромная надпись на его могильном камне гласит: «Хирург Джон Харрис».(«Деятельность Харриса продолжил его сын, который умер десятью годами позже. Интересные и более подробные сведения об отце и сыне можно найти в брошюре Артура Ми «The Harrieses of Cwrt—y—Cadno».)
Трудно определить, в какой степени магия выжила в Х1Хв. на интеллектуальном и философском уровне. По крайней мере, мы точно знаем, что некий маг использовал сложную енохианскую систему магии, разработанную Ди. Об этом говорят оставленные им конспекты. Вполне вероятно, что были и другие, изучавшие теоретические аспекты магии. Когда в 1791г. в свет вышли первые номера «Conjuror‘s Magazine» («Журнал Волшебника»), в редакцию сразу же хлынул поток писем от людей, интересовавшихся главным образом астрологией, но при этом явно обладавших некоторыми знаниями о таких предметах, как ритуальная магия и алхимия. Уильям Гилберт, часто публиковавшийся в этом журнале, фактически пытался заработать на жизнь изготовлением талисманов. Он писал: «Изготовление талисманов — великое искусство, которым я полностью овладел в результате упорной борьбы с его противниками… Поэтому мне будут платить и платить хорошо».
Он также учредил или пытался учредить школу, в которой учили бы «Астрологии и Духу, а также сущности и применению талисманов». Плата за обучение составляла от 20 до 150 фунтов в год. Гилберт, кажется, даже предпринял попытки прибрать к своим рукам весь рынок по продаже талисманов (он не мог быть большим), угрожая разрядить и сделать бесполезными изделия конкурентов! Он дал такую рекламу:
Никакие талисманы, никем не могут быть произведены в будущем, кроме моих учеников. И я сведу на нет силу всех талисманов, кроме тех, которые сделаны под моим
руководством или мною самим.» (Дополнительная информация о Гилберте и о журнале, для которого он писал, содержится в увлекательной книге Эллика Хоуи о современной астрологии «Дети Урании».)
Конец XVIIIB. был отмечен некоторым ростом интереса к магии и другим «герметическим наукам» со стороны дилетантов и аристократов. В значительной степени это было связано с готическим возрождением, вылившимся в моду на всевозможные поделки в средневековом духе. Так, например, в 1784г. начали издаваться «Небесные науки» Эбенезера Сибли. Несмотря на то, что в них давались инструкции по демонстрации таких псевдонаучных экспериментов, как создание иллюзии цветка из пустоты, и что они вмещали в себя большой раздел по магии и материал о том, как оживить труп с помощью некромантии, эти публикации в общей сложности представляли собой продукт, созданный теми же общественными силами, благодаря которым возникла псевдоготическая архитектура, а готический роман «3амок Отранто» имел литературный и финансовый успех.
Намного серьезней была работа Фрэнсиса Барретта «Маг» (1801). Ее использовали в качестве учебника в школе по изучению ритуальной магии и алхимии, основанной автором в Мэрилебоне. Тем не менее даже в этой книге ощущалось заметное влияние неосредневекового романтизма, особенно в иллюстрациях.
Подобным образом магическая традиция развивалась и во Франции, где были схожие социальные условия. Таро, необычная колода из 78-ми игральных карт, поспешно отнесенная к азартным играм и считавшаяся цыганским орудием обмана, начала интересовать любителей древностей. В 1784г. Курт де Гибеллин (Кур де Жеблен) продвинулся в этом вопросе дальше всех. Он опубликовал книгу, в которой не только утверждал, что система Таро берет свое начало в древнем Египте, но и что вся колода является не чем иным как упрощенной версией «Книги Тота» — легендарного собрания учения жрецов священного Хема. Вскоре многие стали разделять взгляды Курта де Гибеллина, и к началу Великой Французской революции карточные гадания и другие формы предсказательных искусств были уже весьма распространены среди парижан.
Такие представления бытовали до середины ХIХв., когда Элифас Захед Леви (настоящее имя — Альфонс Луи Констан) заявил, что вся колода Таро и в особенности 22 карты старшего аркана неким образом связаны с Древом Жизни, то есть с традиционной системой символов каббалы как в еврейской, так и в христианской версиях. Однако основная заслуга Леви состояла не в рассуждениях о карточных гаданиях, а в том, что он фактически вывел на поверхность всю тайную магическую традицию в той романтизированной форме, которую она впоследствии приняла.
Элифас Леви — в дальнейшем я буду употреблять это имя, так как Леви предпочитал называть себя именно так, -родился в Париже в 1810г. в семье бедного сапожника. Детство он провел в крайней нужде, но все же счастье улыбнулось ему: он оказался чрезвычайно смышленым ребенком. Так, некто, знавший Леви еще подростком, называл его «пожирателем книг». Вырваться из своего убогого окружения ему удалось обычным путем — он поступил в семинарию св. Сульпиция, где бесплатно готовили католических священников.
Но мятежный дух Элифаса Леви заявил о себе уже с первых дней учебы. Мари Гебхард, его ученица, которая позднее стала теософом, поведала в своих воспоминаниях о неповиновении Леви администрации семинарии и последующих наказаниях, которым он подвергался по распоряжению своих духовных наставников. Тем не менее он легко сдал необходимые экзамены (впрочем, в те времена они не были слишком сложными) и стал дьяконом. Однако получить более высокий духовный сан ему не удалось, поскольку он занимался так называемыми «чуждыми учениями». Насколько я знаю, ни один из авторов, писавших о Леви, не раскрывает, что это были за «учения». Я полагаю, что Леви обратился к своеобразным полурелигиозным, полуполитическим учениям фанатичных сторонников экстремистского «Французского роялизма», которые впоследствии стали известны как «Спасители Людовика XVII».
Около 1838г. Леви подружился с Альфонсом Эсквиросом, эксцентричным романтиком, который позднее опубликовал роман «Маг», Среди персонажей книги оказался целый гарем женщин-зомби, железный робот, непрестанно проповедовавший о достоинствах целомудрия, и гермафродит, посылающий письма на Луну! Именно через Эсквироса в 1839г. Леви познакомился с Ганно и стал его учеником.
Ганно проповедовал что-то вроде революционного роялизма и верил в то, что он в некотором смысле является реинкарнацией Людовика XVII и его жены Марии Антуанетты. Как член секты Ганно, Леви занимался миссионерской деятельностью, за что в 1843г. подвергся, как он говорил, «великим преследованиям», а в 1847г. был арестован и посажен в тюрьму. Со временем иллюзии Леви по поводу этого псевдомессии развеялись, хотя это случилось уже после написания им «Евангелия Свободы», религиозно-социалистического трактата, который своим бредом о черепах тиранов, наполненных кровью, и т.п. напоминает худшие работы Ламенне. В дальнейшем Леви зарабатывал на жизнь литературной поденщиной — он написал целый том для объемного «Словаря христианской религии», который был направлен на поддержание абсолютного авторитета римского папы.
В начале 50-хгг. Леви написал «Учение и ритуал высшей магии» — хотя «Учение» и «Ритуал» были опубликованы раздельно, в 1854 и 1856гг. соответственно, их содержание явно говорит о том, что изначально они были написаны как одна книга.
В «Учении и ритуале», как и в последующих за ними важных работах «История магии» и «Ключ великих таинств», Леви полностью романтизировал всю магическую и алхимическую традицию, толкование карт Таро и то немногое, что он знал о еврейской Каббале. Читая книги Леви, на ум приходит фраза, их характеризующая, — «готика XIX столетия». Книги Леви — это литературно-оккультная вариация вокзала Сен-Панкраса. К этому определению можно Добавить, что стиль, в котором написаны его работы, снова входит в моду, точно так же как стала популярной архитектура в стиле Сен-Панкрас.(3ачинателем литературной родословной оккультно-хипповского журнала «Gandalf‘s Garden» стоило бы назвать Элифаса Леви, а не Генри Миллера. Но я считаю, что сотрудники этого журнала находятся в неведении относительно своего происхождения.)
Я приведу только один пример, как Леви готизировал магическую традицию. В «Гримуаре Гонория», относящегося к позднему средневековью (авторство которого по названию книги ошибочно приписывают римскому папе Гонорию), приведена формула вызывания «Повелителей четырех сторон света и ангелов семи дней недели». Во всех просмотренных мною изданиях этого гримуара данной операции предшествовала подготовка, заключающаяся в разведении в уединенном месте большого костра и в начертании магического круга с помощью распятия. В «Истории магии» Леви описывает эту простую процедуру следующим образом:
В зловещем месте при свете костра из горящих ело-. манных распятий тлеющей золой чертится круг, при этом произносится магический гимн, состоящий из стихов, взятых из псалмов Давида.
Леви был не просто популяризатором готики. В своих книгах он заявлял о древнем происхождении и действенности магической традиции. Таким образом, он установил, что магия обладает несомненным потенциалом и что ее традиция хранит в себе истинные тайны познания добра и зла; что только традиционные доктрины магии способны адекватно объяснить такие явления, как спиритизм и глубинные аспекты гипнотизма; и что все туманные символы эзотерической и народной религии в действительности скрывают под собой магическое учение — единственную подлинную религию, действенную всегда и везде.
Сначала книги Леви не имели большого влияния, но спустя несколько лет они привлекли внимание читателей, желавших практиковать проповедуемые им магические доктрины. Среди этих магов были и англичане.
Глава 3 МАСОНЫ-РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ
Если до XVIIIB. розенкрейцерским братством и высшими аспектами магии интересовались только профессиональные историки, то в xviiib. такой интерес уже стали проявлять члены как аристократических, так и буржуазных масонских лож, причем первыми такую заинтересованность проявили европейские франкмасоны высших степеней посвящения.
Уже через несколько лет после публикации «FamaFratemitatis» многим стало понятно, что между розенкрей-церством и франкмасонством существует некая связь. В 1638г. в «Плаче Муз» Адамсона встречаются следующие строчки:
Для братьев Розы и Креста,
Кто древним знанием масонства одарен,
Завеса времени прозрачна и тонка
Вперед исчислен мир и наше место в нем.
Мне представляется важным то, что эта цитата принадлежит шотландцу, который, вероятно, являлся франкмасоном. Ведь Шотландия была родиной теоретического, оккультно-философского масонства, отличающегося от еще незрелого практического масонства, ставшего предшественником современного тред-юнионизма. Я также склонен полагать, что еще в xviib. некоторыми шотландскими масонскими ложами разрабатывалась некая форма розенк-рейцерских степеней посвящения (Моя точка зрения наиболее неортодоксальная, и поэтому большинство именитых историков масонства ее не разделяют.), из которой произошли такие степени как «Rose-Croix 18°» «Древнего общепринятого обряда» и «R.S.Y.C.S.» («Rosy Cross») современного масонского «Королевского Ордена Шотландии».
Как бы то ни было, но вполне очевидно, что уже в 50-хгг. XVIIIB. шотландские ссыльные якобиты разрабатывали упомянутый розенкрейцерско-масонский ритуал, и этот ритуал был прямым прародителем современной масонской степени, известной как «Rose—Croix of Heredom».
Некоторые историки масонства, обеспокоенные чистотой своего братства, отрицают всякую связь между этой степенью посвящения, с одной стороны, и розенкрейцерским братством и его учением, с другой. Они необоснованно отвергают связь с розенкрейцерством и твердо придерживаются своего мнения.
Я же согласен с а.э.уэйтом, который писал об этом так:
Лично я убежден, что все необходимое для степени -«Rose-Croix»: облачение, драгоценности, вся мизансцена, помещение, в котором проходил ритуал, напоминает более ранний Орден. В трех пунктах прослеживается явное соответствие с герметической работой в алхимии — мрак, смерть и в конечном счете воскрешение в красном цвете или приобретение совершенного состояния.
…Отсюда следует, что большинство масонских авторов, которые отрицали любую связь между 18-й степенью и Розенкрейцерским орденом, делали это или с полным отсутствием даже элементарного знания по этому вопросу, или же они были не искренни. Узы родства лежат на поверхности, и только слепой этого не замечает.
К этому следует добавить, что существует поразительное сходство между определенными аспектами этой степени и историей, изложенной в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца». Например, на фартуке масона был вышит Пеликан, кормящий своих птенцов кровью.(Изображение Пеликана также встречается на воротниках одежды и на драгоценностях, принадлежащих посвященным в эту степень.) Сейчас мы знаем, что Пеликан и Феникс в средние века были взаимозаменяемыми символами. И как мы помним, именно кровью Феникса Христиан Розенкрейц возродил к жизни короля и королеву.
В то время как епископы и другие духовные лица англиканской церкви, являющиеся членами 18-й степени, решительно отвергают это сходство, у меня не возникает сомнений, что даже в ее наиболее расплывчатой версии, распространившейся в ХХв. под названием «Rose Croix of Heredom» (Некоторые историки масонства одержимы желанием узнать истинный смысл слова Heredom. Большинство придерживается мнения, что оно происходит от греческих слов hieros domos (священный дом). Но также очевидно, что оно может быть заимствовано из французской легенды XVIII в., в которой говорится, что в Шотландии находился Mount Heredom (Холм Гередом), где хранились секреты «Rosy Cross».) излагается учение о посвящении и духовном возрождении, которое было непосредственно заимствованно у розенкрейцеров и, в конечном счете, у поздних гностиков и неоплатоников. Я склонен согласиться с одним антимасонским автором, который писал:
…в основе этой степени лежит докетическая христология… Смерть и воскресение Христа следует рассматривать не как действительный акт искупления, но, скорее всего, как некий вид опыта, которому должен подвергнуться посвященный в своих поисках просветления. По всей видимости, ударение ставится на достижение посвящаемым своего собственного спасения через просветление… Посвящаемый считает себя 33-летним, вне зависимости от того, сколько лет ему исполнилось на самом деле. В течение 33-х дней он путешествует по семи концентрическим окружностям, представляющим собой семь периодов существования мира. Он проходит сквозь мрак смерти к своему возрождению в Красной комнате, поднимается по лестнице к славе и совершенству. Он слышит, как проходит Воскрешение в Закрытой церемонии, описываемой как час совершенного Масона. Такое описание может показаться мрачноватым, но оно не мрачнее, чем описание триумфальной искупительной смерти нашего Бога на Кресте; и масонский траур по этому поводу, к сожалению, заставляет заподозрить, что они оплакивают смерть Сатаны (Хотелось бы уточнить, что, хотя я и считаю описание 18-й степени прекрасным примером суммирования неогностической и розенкрейцерокой доктрины посвящения, все же я не разделяю в высшей степени англиканские убеждения автора, с позиции которых оно написано.)
Степень «Rose-Croix» была разработана в Англии не раньше конца XVIIIB. Она не просто являлась частью некой большей системы, но послужила фундаментом для основания целого самостоятельного масонского Ордена. Этот независимый Орден «Rose Croix», вероятно, находился под покровительством сэра Томаса Данкерли, незаконнорожденного сына Георга II, который также являлся главой полумасонских тамплиерских лагерей.
В 1865г. некий Роберт Уэнтворт Литтл, на основании старинных рукописей, якобы найденных во Франкмасонском зале, основал еще одно масонско-розенкрейцерское общество — Розенкрейцерское общество Англии. Ритуалы, взятые из этих рукописей, в чем-то напоминали ритуалы немецкого «Братства Золотой Розы-Креста», розенкрейцерской организации конца ХУШв., членство в которой, как и У их поздних английских подражателей, было допустимо только для масонов в степени Мастера.
Одним из первых членов этого общества, обычно известного как «Soc. Ros.» (Общество Розенкрейцеров в Англии), был Кеннет Маккензи. Этот молодой масон и оккультист утверждал, что в континентальное Розенкрейцерское братство его посвятил один австриец, а именно граф Аппоньи. Интересно отметить, что некто под этим именем действительно был прикомандирован к австрийскому посольству в Париже, как раз в то время, когда там находился Маккензи. Маккензи был учеником Фреда Хокли, знаменитого коллекционера старинных магических текстов. Последний, в свою очередь, был учеником одного оккультиста, который обучался в магической школе Фрэнсиса Барретта. И именно Хокли уверял, что сразу же по возращении Маккензи из Парижа, где тот посетил
Элифаса Леви, он записал воспоминания его разговоров с этим французским оккультистом. А спустя десять лет Маккензи написал важную статью для «Розенкрейца» — весьма недолговечного журнала общества «Soc. Ros.» В этой статье он не только поделился интересными личными воспоминаниями о Леви, но и изложил свое отношение к магическим искусствам:
(Эта цитата может показаться излишне затянутой. И все-таки, я думаю, что лучше привести ее здесь, чем поместить в приложении. Она исчерпывающе показывает
а) каким образом Маккензи и тем, кто разделял подобные взгляды, удавалось примирить веру в традиционную магию с принятием науки XIX столетия;
б) почему так почитали Элифаса Леви; и
с) как французская романтизация оккультизма временно повлияла на поздних английских магов.)
Магия — не некромантия, не воскрешение мертвой материи, наделенной воображаемой жизнью. Магия -психологический раздел науки, изучающий симпатическое воздействие минералов, лекарств, трав и живых организмов на способность воображения и мышления, она ведет к новому пониманию удивительного окружающего нас мира, приводя все явления в должный порядок и демонстрируя благое дело Великого Архитектора Вселенной. Следовательно, магия по праву счита-, ется достойным предметом изучения для масонов. И теперь, когда химики научились получать спирт из угля, нас едва ли удивит возможность достижения духовной истины путем изучения взаимодействия материальных субстанций. Такой мудростью руководствовались древние алхимики. Однако современный надменный химик не только не почитает их титанический труд, оставляя без внимания удивительные открытия, но и презирает их работу, забывая о том, что именно им он обязан своим существованием. Видимо, отношение современных химиков к алхимикам основывается на политическом принципе, в котором старые методы должны рассматриваться как тормоз науки. Однако такая теория неверна — старые методы познания мира так же истинны, как и современные утилитарные, то есть либеральные, — они развиваются параллельно, но с разными скоростями, или же эти параллели настолько удалены друг от друга, что человеческий разум не в состоянии понять их связь.
Давайте же отдадим должное тем, кто с преданностью и смирением пытается привести к гармонии две стороны великого покрова Исиды, который не поднимал ни один человек в этой смертной жизни. Там, под покровом, в темноте можно увидеть слабое мерцание
жизни, и восхищенному взору провидца, возможно, будет дарована способность созерцать очертание славы Ветхого Днями, вечно озаряющей его присутствие
в мире.
Итак, 25 ноября 1861 года я выехал из Лондона и направился в Париж. Прибыв туда, я начал знакомиться с тамошним положением дел в оккультных науках. Среди прочих оккультистов, о которых будет рассказано несколько позже в отчете Обществу, мне особенно хотелось посетить Элифаса Леви Захеда. Он известен как аббат Альфонс Луи Констан, автор нескольких работ по священной каббале, оккультной философии и иллюминизму.
Утром 3 декабря 1861 года я отправился к Элифасу Леви, который проживал в доме № 19 на авеню де Мэн, в симпатичном трехэтажном здании искусной кирпичной кладки, с квадратным газоном перед фасадом и изящными воротами, рядом с которыми находилось помещение для привратника. От привратника я узнал, что Леви проживает на втором этаже. Первый этаж, вероятно, отводился под различные конторы. Я вошел в дом и оказался в узком коридоре, по правой стороне которого находились четыре двери, очевидно, ведущие в небольшие комнаты. На четвертой двери висела маленькая табличка длиной около трех дюймов. На ней были начертаны несколько еврейских букв, соответствующих имени Элифаса Леви (Альфонс Луи). В каждом углу размещалось по одной из четырех букв, образующих священное слово INRI. Эта еврейская надпись была выполнена тремя основными цветами: красным,
желтым и голубым.
Было около 10 часов утра. Я постучал. Дверь открыл сам Элифас Леви. Я увидел невысокого плотного человека, с румяным лицом, маленькими, но проницательными глазами, которые светились доброжелательным юмором. У него было широкое лицо с густой черной бородой и усами, губы тонкие и сжатые, ноздри широкие. Также я заметил, что уши у него маленькие и изящной формы. В целом он производил впечатление крепкого, здорового человека. Одет Леви был скромно и неброско, на голове нечто вроде фетровой шляпы, сдвинутой на затылок, с загнутыми спереди полями. Здороваясь со мной, он приподнял шляпу, и я заметил, что он лысоват. Волосы его оказались темными и блестящими, а часть черепа, предназначенная для тонзуры, немного заросла. Леви извинился, что не снимает шляпы, объяснив, что он вынужден так поступать из-за болезни головы. Он остерегался оставлять голову непокрытой.
Кратко представившись и вручив рекомендации, я выразил свое удовлетворение той информацией, которую извлек из его книг, а также объяснил причину своего приезда к нему. Она заключалась в том, чтобы выяснить, над чем он сейчас работает и насколько он расположен поведать мне об этом, и в то же время предоставить ему последние сведения о том, как развиваются оккультные науки в Англии. Отвечал Леви по-французски, так как это был один из трех известных ему языков, наряду с ивритом и латынью. Он сказал, что очень рад любому чужестранцу, чьи исследования сродни его собственным, и выразил удовлетворение, узнав, что его работы по теории магии принесли ему признание многих пытливых умов во всей Европе. Среди своих учеников Элифас Леви особенно выделил графа Брашинского, польского миллионера, которому он был обязан множеством манускриптов, некоторые из них к тому же перешли в его владение. Я сказал, что уже некоторое время собираю коллекцию всего, что относится к оккультной игре Таро и что особенно хотел бы узнать, собирается ли он осуществить намерение, выраженное в «Учении и ритуале высшей магии» — издать полную колоду карт Таро. Он ответил, что охотно готов это сделать, и достал из своих манускриптов небольшой том, в котором были изображены 22 карты Таро. Среди них была карта Зеро, или Дурак, согласно ранним версиям. Карты были нарисованы его собственной рукой. Этот маленький томик содержал также большое количество символов из теургии и гоетии, многое из Ключа равви Соломона и других подобных трудов — хранилищ оккультного знания.
Чтобы составить эту маленькую работу (как он мне сказал), ему потребовалось 20 лет. Далее он любезно заметил, что если я намерен опубликовать в Англии любой вариант карт Таро, то я могу рассчитывать на его помощь, и что он снабдит меня всеми необходимыми рисунками и инструкциями, а также указаниями, как ими пользоваться.
После этого предварительного и формального разговора мы перешли на обычную беседу, и только тогда я впервые позволил себе окинуть взглядом обстановку его жилища. Комната была маленькой и несимметричной и казалась еще меньше из-за нагромождения мебели. В алькове, позади обыкновенного письменного стола, находился своего рода алтарь с набором позолоченных сосудов, какие обычно используются в римских католических церквях во время проведения мессы. Сам алтарь был покрыт великолепной тканью желтого цвета с тускло-коричневым рисунком. В центре лежал еврейский свиток Торы; поверх него -позолоченный треугольник с именем Иеговы; по правую сторону от алтаря стоял сервант, также накрытый тканью. Под стеклянным футляром я заметил манускрипт. Он был о талисманах. Это я понял по раскрытым страницам.
Рядом с буфетом находилось окно, выходящее на северную сторону. Возле него стоял обычный письменный стол Элифаса Леви — большой и прочный, напротив, на стене висели полки, полные книг и манускриптов. Позади стола на стене рядом с письменным столом и ближе к окну была повешена большого размера картина, изображавшая женщину, которая, прижав руки к груди, поклоняется Священному Слову, явившемуся ей в ореоле Славы. Элифас Леви сообщил мне, что эта женщина символизирует Священную Каббалу. Под картиной стоял старинный диван с красными вельветовыми подушками. В конце комнаты размещался камин с причудливой решеткой. Каминная полка была заставлена рядом массивных стеклянных сосудов, в которых хранились
монеты, медальоны и талисманы. По другую сторону камина, напротив картины, стоял небольшой шкаф со стеклянными дверцами. Он был покрыт красной тканью, сверху поставлены полки, на которых были расставлены книги неоккультного характера. Внутри шкафа я разглядел целый ряд манускриптов, печатных книг, стеклянный сосуд, наполненный водой голубого цвета, два черепа и множество других магических атрибутов. Рядом со шкафом находилась дверь, над которой была подвешена каббалистическая диаграмма. Леви сообщил мне, что было сделано только сто ее оттисков. На стенах висело множество гравюр и картин, имеющих отношение к каббале. Вся комната была чрезмерно украшена различного рода предметами и выглядела несколько театрализовано. На одном из шкафов я заметил египетскую фигуру Исиды. По-моему, она была сделана безупречно. Выслушав мое мнение, Элифас Леви засмеялся и сказал, что это всего лишь коммерческое изделие, какими торгуют в Париже, и фактически оно предназначено для хранения табака.
Затем у нас состоялся серьезный разговор о теософии. Элифас Леви любезно заметил, что форма моей головы явно свидетельствует, что я расположен к таким темам. Леви признался, что если в его книгах и были раскрыты какие-либо истины — а они действительно имелись — их открытие не должно быть приписано только его собственной мудрости. Ко многим изложенным в его работах выводам он пришел логическим путем, благодаря изучению комбинаций из 22-х карт Таро. Он также признался, что эти работы готовились к печати одним его другом, так как он сам не обладает необходимыми литературными способностями.
В целом я остался вполне доволен своим первым визитом к Леви. Он был прост в общении, искренен и прямолинеен. Леви рассказывал мне о своей поездке в Англию, выразив сожаление, что так и не сумел в достаточной мере овладеть английским языком. Он воздал должное многосторонним знаниям лорда Литтона (впоследствии сэра Эдварда Бульвера). Наряду с другими вопросами я спросил Леви, верит ли он в существование реальных средств общения с умершими. Его ответ был таким:
«Разбейте бутылку с маслом под водой. На какой бы глубине это не произошло, масло поднимется на поверхность, тогда как осколки бутылки упадут на дно. Точно так же, — продолжал он, — я представляю себе, как душа, оставляя тело, благодаря присущей ей духовной гравитации, поднимается к предназначенной для нее сфере. И, как и масло, она остается наверху и не возвращается на Землю».
Затем я попытался убедить его, что духи посредством рефракции, или отражения должны сообщаться с Землей, но нашел, что в данном вопросе он абсолютно материалистичен, и не стал развивать эту тему, а поскольку было уже поздно, я попрощался, договорившись о продолжении нашей беседы на следующее утро.
На другой день он был столь же дружелюбен и любезно принялся показывать мне большое количество манускриптов как своих собственных, так и написанных другими авторами. Одна работа, которую он положил передо мной, представляла собой фотографическую копию печатной книги. Как выглядит титульный лист книги, Леви было неизвестно, так как его кто-то вырвал. Несмотря на этот досадный факт, было отчетливо видно, что это пророчество знаменитого Па-рацельса, проиллюстрированное символическими фигурами. В нем были безошибочно предсказаны: первая
Французская революция, возвышение Наполеона, разорение папства, реставрация монархии в Италии, лишение власти римского папы над светской жизнью, обнищание духовенства, усиление влияния оккультных наук, к которым стали относиться как к средству, способному восстановить прочный общественный порядок. Эта книга карманного формата состояла из 32 глав. Копия, которую я видел, была одной из шести, снятых графом Брашинским с уже потертого оригинала. Обладатель оригинала, проживающий в Варшаве, не согласился продать ее графу, хотя тот предлагал заплатить за нее столько, сколько тот пожелает. Некоторая часть книги была процитирована Элифасом Леви в его работе «La Clef des Grandes Mysteres».
Упоминание имени Парацельса заставило меня отметить, что многие его медицинские препараты имели талисманную природу. Я высказал мнение по поводу эффекта, производимого талисманами на воображение, или же, наоборот, как воображение воздействует на них. После чего Элифас Леви начал рассказывать мне об одном своем странном видении:
«Среди различных опубликованных работ Парацельса есть одна, почти полностью состоящая из описаний талисманов и сигил. Меня сильно удивило то, что в этой книге нет ни прямых, ни косвенных ссылок на систему Таро, которая интересует меня всю мою жизнь. Первые сведения об этой системе содержатся в книге «Зогар». Вчера я вам показывал карты, которые были сделаны на основе описания, взятого из этой книги в том виде, в котором она дошла до нас».
Здесь я его прервал просьбой: «Извините меня, но мне очень любопытна работа «Зогар». Не могли бы вы мне сказать, была ли она напечатана, и если да, то когда?»
Элифас Леви ответил: «Чтобы у вас сложилось представление об объеме книги «Зогар», скажу вам, что она не вместилась бы даже в самую большую повозку. Фактически это обширный комментарий ко всем разделам Ветхого Завета. Он был написан задолго до создания Масоретской системы диакритических знаков и даже до изобретения самаритянского алфавита. В этой книге были применены буквы, сохранившиеся до наших дней, и они же послужили тем материалом, из которого произошли эскизы буквенных сигил.
После этих слов Элифас Леви достал свой манускрипт о системе Таро и показал мне оригинальные начертания сигил. Затем я любезно попросил его продолжать.
«Я отдыхал и при свете лампы просматривал работу Парацельса под названием «Архидокс». Меня клонило ко сну, я впал в бессознательное состояние и в этом состоянии очутился в просторном зале со множеством алхимических приборов, с драпировкой и знаками, которые обычно можно встретить в лаборатории оккультного философа. Я с изумлением рассматривал эту картину — а она была самым совершенным изо всех моих видений — и вдруг обнаружил прямо перед собой величественную фигуру мужчины, который был значительно выше и крупнее меня. Одет он был в длинную мантию, вокруг талии завязан пояс, на лбу узкая лента, поддерживающая волосы. С добродушной улыбкой он пригласил меня в свой зал на аудиенцию. Мы немного поговорили и, будучи уверенным, что я нахожусь в обществе Парацельса, я сказал, что «по ту сторону» я как раз изучал его работы и обратил внимание, что в них нет ссылок на систему Таро, и что трудно вообразить, что он не знаком со столь важным предметом. На поясе у Парацельса висела маленькая сумка. Вместо ответа он вытащил из нее медную монету. Точно такую же я описал в одной из моих работ. На ней была изображена первая фигура Таро — Маг или Фокусник; перед ним стоял стол с изображениями различных символов его искусства.
Я признался Парацельсу, что очень хотел бы обладать такой редкой и изящной монетой. На что он ответил, что не может мне подарить этот особенный образец. Я спросил его, можно ли добыть подобную монету «по ту сторону». В ответ он попросил следовать за ним. Я повиновался и, проходя через зал поменьше, мы вышли на улицу. Здесь в первый раз я осознал, что мы в Париже и с удивлением отметил, что необычный наряд моего спутника совсем не привлекает внимание многочисленных прохожих. Поэтому я сделал вывод, что для них мы невидимы. Переходя с улицы на улицу, мы, наконец-то, вышли к мосту Понт-Неф. Затем он сказал, что сможет дать мне такую монету, которой я мог бы владеть «с той стороны». Средь бела дня, не обращая внимания на окружающих, он наклонился и начал разгребать землю между двумя камнями. Затем из вырытой ложбинки достал монету в форме медальона, точно такую же, какую он вытаскивал из своего мешочка. Он вручил ее мне и попросил положить в ложбинку один су, что я и сделал.
Признаюсь, что проснувшись, я почувствовал сильное желание заглянуть в карман своего пальто и убедиться, есть ли там монета, которую я туда положил во сне. Должен вам сказать, я был разочарован. Но мысли об этом событии не покидали меня. Следующим днем я поднялся рано и, стыдно признаться, но у меня было настолько воспаленное воображение, что я сразу же отправился к мосту Понт-Неф, чтобы узнать, смогу ли я найти монету, порывшись в земле.
Когда я пришел к мосту, я обнаружил, что все здесь мне знакомо, даже прохожие. Фактически это было осуществлением моего сна. Я узнал два булыжника, между которыми мой невидимый проводник обнаружил монету, и наклонился, чтобы разгрести землю, в надежде найти монету. Нет необходимости говорить, что монеты там не оказалось, зато, выпрямляясь, я случайно заметил стоящую поблизости антикварную лавку.
Какая-то непреодолимая сила заставила меня подойти к лавке. Там продавалось большое количество монет и среди них, — сказал Элифас Леви, торжественно протягивая мне медальон, — я обнаружил точно такую же монету, какая была у Парацельса в моем видении».
Я спросил Элифаса Леви: «Не могли бы вы объяснить причины возникновения такого видения?» В ответ я услышал: «Я не сомневаюсь, что все это необычное видение можно объяснить чисто естественными причинами. Я уснул с книгой Парацельса в руках и, вполне естественно, что мое сознание попало в такие обстоятельства, которые, как я понял, связаны с ним».
Я спросил: «Но как вы объясните ситуацию с монетой? Вы знали раньше о ее существовании?»
Элифас Леви ответил: «Нет».
«Но как могло случиться, что вы благодаря такой Удачной интуиции почувствовали во сне то, что впоследствии произошло на самом деле? По вашим словам, вы не спирит, но мне кажется, что это событие должно почти что обратить вас в спирита».
Он ответил: «Мне было хорошо известно, что торговец монетами обычно выставляет свои товары на пристани рядом с мостом. Я часто проходил мимо, но, признаюсь, ни разу не подумал, что могу там увидеть такую монету. Все это для меня необъяснимо. Я только в точности описал вам это событие — и вот монета».
В ответ на его рассказ я привел несколько примеров осуществления снов. Среди других обсуждаемых тем меня особенно интересовало, есть ли у Леви работы, которые он собирается опубликовать в ближайшее время. В ответ он показал мне том большого формата в красивом переплете, написанный синими чернилами его неровным отрывистым почерком. Каждая страница содержала рисунки, главным образом состоящие из смеси первичных цветов: красный, желтый и синий. Этими цветами были нарисованы фантастические формы обычных каббалистических знаков, запечатленных в работах Леви. В томе были комментарии к книге Иезекииля и Апокалипсису, которые Леви прямо связал с пророчеством Парацельса, показанным мне раннее. Выбрав одну из многочисленных коробок, Леви извлек оттуда удивительную каббалистическую дощечку, купленную им на одной из набережных. Затем он сообщил, что у его друга графа Брашинского имеется манускрипт, авторство которого приписывают знаменитому Калиостро. В манускрипте предсказано, что в XIX веке родится человек, который сможет точно объяснить смысл этой дощечки. Имя этого человека в манускрипте значится как Альфонс — Элифас Леви считал, что речь идет именно о нем.
Также мы говорили об Урим и Туммим и о наперсной скрижали первосвященника Аарона. В связи с этим, Элифас Леви обратился к справочнику и нашел в нем рисунок, изображавший ковчег Завета и четыре символические фигуры в углах. Затем обратил мое внимание на то, что верхняя поверхность ковчега была ровной и достаточно просторной, чтобы позволить прямоугольной наперсной скрижали пророка свободно вращаться в любом направлении. Далее Леви сообщил, что открыл метод, как использовать Урим и Туммим. Он состоял в следующем:
Как известно, скрижаль первосвященника содержит 12 семигранных камней. На каждой грани выгравировано одно из 72 двух имен Бога. Таким образом, Урим и Туммим вмещает в себя всю каббалу. Установив скрижаль на вершину, пророк, вознося молитву, в которой просил об озарении, раскручивал ее вокруг оси и ждал до тех пор, пока не прекратится вращение. Затем он наблюдал отражение четырех животных на камне того племени, относительно которого ставился вопрос и, комбинируя эти изображения с именем Бога, делал свои предсказания.
При расставании с Леви я был уверен в том, что он остался доволен моим визитом и что он был признателен за предоставленную мной информацию о настоящем положении дел в сфере изучения магии и смежных с ней наук в Англии. Прощаясь, он в который раз предложил мне свои услуги и выразил желание переписываться на любые интересующие нас обоих темы.
В целом, первые члены Societas Rosecruciana представляли собой группу людей, не обладающих, за некоторым исключением, обширными знаниями о внутренней природе и учении традиционного розенкрейцерства. И доказательством этого являлось их искреннее восхищение Харгрейвом Дженнингсом и его необычной книгой «Розенкрейцеры, их ритуалы и мистерии». Эта экстраординарная книга посвящена почти что исключительно фаллизму и фаллическим изображениям — во всех предметах окружающей среды автор находит ассоциацию с мужским половым органом. Круглые башни в Ирландии, дольмены, кромлехи, рисунки на гностических украшениях — все эти предметы, согласно Дженнингсу, являлись символами мужского полового органа и каким-то удивительным образом были связаны с розенкрейцерством. Он даже верил в то, что первый английский рыцарский орден, Орден Подвязки, первоначально был ориентирован на фаллический культ. Дженнингс предположил, что девиз ордена: « honi soit qui mal y pense» изначально читался как «yoni soit qui mal у pense». Я полагаю, что эта фраза в свободном переводе могла бы звучать так: «люди, считающие женские гениталии злом».
Глава 4
Д-Р УЭСТКОТТ И КОЗЕЛ
В Англии второй половины ХIХ в. широко распространился интерес к двум экзотическим и сравнительно новым направлениям в традиционном оккультизме. Первым из них являлся американский спиритизм, который представлял собой во многих отношениях прежний культ некромантии в новом облачении, характерном для XIX столетия, а второе направление представляло собой теософию мадам Блаватской — расплывчатый синтез индуизма и буддизма.
Зарождение современного спиритизма связывают с семьей Фоксов и «хидесвилльскими постукиваниями» 1848г. Фоксы были сравнительно бедны. Жили они в деревянном Доме в Хидесвилле, Уэйн, штат Нью-Йорк. Две дочери Маргарет и Кейт спали в одной спальне, и именно в этой спальне неожиданно возникли таинственные постукивания и Другие явления, характерные для полтергейста. Вначале, по словам самих Фоксов, они быстро привыкли к постукиваниям и не обращали на них никакого внимания. Но однажды одна из дочерей ответила на стук беспокойного духа и договорилась с ним о контакте посредством простого кода. С тех пор Фоксы начали проявлять интерес к его необычным забавам. С помощью созданного ими простого кода, основанного на алфавите, дух, если это на самом деле был
дух, а не, как предполагалось, ритмическое потрескивание суставов больших пальцев ног сестер, заявил, что он дух торговца, которого убил бывший владелец дома. Убийство произошло в комнате, занимаемой сейчас девочками, а труп был закопан в подвале. Все это вызвало огромный ажиотаж. Дом осаждали любопытные посетители и журналисты, а постукивания и другие шумы больше не ограничивались только их домом, преследуя девочек повсюду. Возбуждение усилилось еще больше, после того как в подвале обнаружили несколько костей, но несколько спало, когда оказалось, что эти кости животного происхождения. Неожиданно объявился крайне возмущенный прежний владелец дома. Он негодующе заявил, что ничего не знал о торговце и тем более о его возможном убийстве.
Вскоре и другие люди стали ощущать присутствие духов. Они пытались наладить «контакт с миром духов», используя при этом постукивания, прибор «Вийя» и спиритический стол. Сначала мода на спиритизм зародилась только в Америке, но затем распространилась на Англию и Западную Европу. Два американских медиума, миссис Хейдон и миссис Роберте, в 1852г. посетили Англию и обратили в спиритизм многих англичан. В 1855г. Даниэль Дуглас Хоум,( Конечно, это он был прототипом м-ра Слуджа в стихотворении Бра-Унинга «м-р Слудж «Медиум».) ребенок от внебрачной связи одиннадцатого графа Хоума с горничной из Саутгемптона, и таким образом являющийся Дядей сэра Алека Дугласа-Хоума, начал свою экстраординарную карьеру медиума. Благодаря его опытам с левитацией и материализацией предметов, а также другим, поражающим воображение деяниям (или трюкам), среди аристократии и верхушки среднего класса появилось большое количество не только его последователей, но и сторонников других, менее именитых профессиональных медиумов. Спиритизм также быстро распространился среди рабочего класса. Вероятно, интерес рабочего класса к спиритизму возрос из-за обращения к спиритизму Роберта Оуэна, утописта преклонного возраста, фактического родоначальника рабочих коммун, который все еще сохранял влияние на образованные круги ремесленных общин, особенно на севере Англии. Около 1855г. был основан первый английский журнал, посвященный вопросам спиритизма, «Yorkshire Spiritual Telegraph». И хотя он долго не просуществовал, совершенно ясно, что этот журнал ориентировался на читателей из рабочих и представителей нижнего слоя среднего класса.
По прошествии 30 лет со времени начала распространения спиритизма в Англии, среди интересующихся оккультизмом стала пользоваться популярностью книга А-П.Синнетта «Оккультный мир», которая подтолкнула некоторых читателей к принятию восточного оккультизма — в версии Теософского общества мадам Блаватской. В результате в январе 1883г. была основана лондонская ложа этой организации. Теософское общество имело намного меньше влияния, нежели спиритизм, импортированный несколько раньше, и его социальный состав ограничивался исключительно средним классом. Однако нередко были случаи, когда спириты становились теософами. Подобное произошло с хорошо известным медиумом Мейбл Коллинз, (Мейбл Коллинз, спиритка, обратившаяся в теософскую веру, некоторым образом была связана с ритуальной магией, вероятно, зловещета характера. Одно время она была любовницей некого Рослина Стивен сона, утверждавшего, что он был посвящен в тайное общество Бульвер-Литтоном, а также, что своими глазами видел в применении африканскую магию и знал настоящее имя Джека-Потрошителя. В своей недавно вышедшей книге Мелвин Харрис выдвинул теорию, что сам Стивенсон и был Потрошителем, а его убийства были не чем иным как кровавыми жертвоприношениями, осуществлявшимися в целях черной магии.)
которая присоединилась к этому новому движению. В 1888г. группа профессио нальных предсказателей начала издавать оккультный журнал под названием «Светильник Тота». Некоторые из них, по-видимому, относили себя к последователям Хирама Батлера, американского сторонника свободной любви, вегетарианства и спиритизма. Один из читателей журнала, назвавший себя «пострадавшим», писал: «Общество состоит главным образом из спиритов и астрологов-шарлатанов, которым доставляет удовольствие брать деньги от наивных служанок. В обществе можно обнаружить и слепых сторонников Хирама Батлера из Америки». Этот журнал был довольно низкопробной продукцией. Хотя мне удалось снять копию только с одного сохранившегося экземпляра, я согласен с этим «пострадавшим», который утверждал, что «все здесь содрано из книг по черной магии». Тем не менее, в то время эти публикации привлекли внимание, потому что некоторые статьи были подписаны «Секретарь Ros. Crux.», тем самым намекая на розенкрейцерское происхождение. Этот же секретарь, как стало известно, приобрел козла и предложил принести его в жертву на одном из общих собраний своего общества. Вскоре после этого в теософском журнале «Люцифер» появилось полное негодования письмо, осуждающее йоркширских оккультистов. В нем заявлялось, что те никоим образом не связаны с розенкрейцерством. Это публичное обвинение подписал У.У. Уэсткотт. Несомненно, он озадачил большинство читателей «Люцифера» тем, что представился Премонстра-тором Герметического ордена 3. Р.
Возмущенные йоркширцы ответили, что (а) козлов они больше не держат, (б) Ros. Crux означало только «Роса и Свет» и (с) франкмасоны тоже очень много едят.
В течение короткого времени как йоркширцы, так и их журнал были преданы забвению, в котором они остаются и сейчас. Но именно этот курьезный спор привел к тому, что Уэсткотт в первый раз осторожно объявил о своей связи с Герметическим орденом «Золотой Рассвет». Во многом благодаря деятельности и учениям этого общества ритуальная магия выжила в Великобритании и в США. Его членами были У.Б.Йетс, поэт и лауреат Нобелевской премии, Флоренс Фарр, актриса и какое-то время любовница Бернарда Шоу, а также Алистер Кроули, поэт и демонический пророк новой религии Телема.
Происхождение ордена покрыто некой тайной. Мне, по крайней мере, известны три версии событий, приведших к основанию Ордена. И у меня есть все основания полагать, что одна из них, которую я здесь привожу, весьма правдоподобна, но, разумеется, я могу ошибаться.
Трое из четырех основателей «Золотого Рассвета» были также членами Розенкрейцерского общества Англии. Четвертый, А.ФА.Вудфорд, был близким другом Кеннета Маккензи и фактически он составил многие статьи для «Энциклопедии масонства» Маккензи. Вудфорд получил диплом по теологии в Дареме и, проработав несколько лет сельским священником, поселился в Ноттинг-хилле, где также вел приход. Когда в 1885г. умер Фред Хокли, мистик, ясновидец и, как предполагают, маг, некоторые его бумаги достались Вудфорду. Среди них Вудфорд обнаружил несколько зашифрованных манускриптов. Это открытие, казалось, не произвело на него должного впечатления, так как Уэсткотту об их существовании он сообщил в феврале 1886г. и только летом следующего года прислал их ему для того, чтобы тот вынес свое решение по поводу их ценности.
К сентябрю 1887г. Уэсткотту удалось расшифровать манускрипты. Это была не такая уж трудная работа, хотя, возможно, и кропотливая. Дело в том, что с таким шифром можно было ознакомиться в одной легкодоступной английской работе XVII в. К тому же, как я полагаю, этот шифр первоначально был заимствован из «Полиграфии», книги знаменитого аббата Тритемия. Расшифрованные манускрипты оказались схематическим описанием на английском языке пяти до сих пор неизвестных ритуалов розенкрейцерского происхождения.(См. Приложение А — Зашифрованные манускрипты). Эти ритуалы наблюдались автором, по-видимому, в Германии, так как в одном из манускриптов был помещен адрес некой Анны Шпренгель, проживающей в Нюрнберге и предположительно являющейся розенкрейцером высокой степени посвящения.(Даты, указанные в двух последних параграфах, взяты мною из а) предполагаемой копии дневника Уэсткотта, неизвестно к какому периоду относящегося; б) копии официальной лекции по истории храма «Stella Matutina» с комментариями, сделанными, по-видимому, Уэсткоттом и датированной около 1918г.) Уэсткотт был в восторге от своего открытия и обратился к СЛ.Мак-Грегору Матерсу, уже имевшему хорошую репутацию благодаря своим обширным знаниям в области оккультных наук, с целью получить еще одно мнение по поводу ценности манускриптов. Матерс отозвался о манускриптах положительно, и Уэсткотт предложил объединиться для того, чтобы провести работу по доработке ритуалов и в дальнейшем скомпоновать их в единую систему, приемлемую для основания ложи и ее работы. Матерс согласился на это и в качестве третьего компаньона привел некого д-ра В.Р.Вудмана.
В октябре этого же года Уэсткотт послал письмо фрейлейн Шпренгель по адресу, указанному в манускрипте. Через некоторое время пришел ответ, и, таким образом, завязалась оживленная переписка, в результате которой было создано практически все оккультное учение, а Уэсткотт, Матерс и Вудман были возведены в почетную степень Свободных Адептов (7° = 4°). Также пришло разрешение на основание Храма «Золотого Рассвета», с целью работы над пятью ступенями, основные принципы которых изложены в зашифрованных манускриптах. Таким образом, в 1888г. появился Храм «Золотого Рассвета» «Исида-Урания». Его создание совпало с периодом, когда многие люди стали проявлять недовольство наукой ХIХ в., ухитрявшейся совмещать свой патетически самоуверенный материализм с рабской приверженностью всем глупостям господствующей религии. Те, кого привлекало спиритическое и философское содержание теософии Блаватской, но отталкивало ее восточное оформление, начали примыкать к «Золотому Рассвету».
В течение короткого времени к Храму «Исида-Урания», находящемуся в Лондоне, были добавлены новые храмы: Храм «Осирис» в Уэстон-Сьюпер-Мэр, Храм «Гор» в Брэдфорде и Храм «Амон-Ра» в Эдинбурге. Несколько лет спустя Матерс в Паже основал Храм «Ахатор».
В 1891г. внезапно прекратилась переписка с Анной Шпренгель. Из Германии Уэсткотту пришло сообщение о том, что (а) его корреспондент умер; (б) ее компаньоны не одобряли (хотя и не препятствовали) ее преподавательскую деятельность и (с) никакой дальнейшей информации английским оккультистам дано не будет. Если же они желают установить связь с Тайными Вождями Ордена, то должны сделать это сами.
В 1892г. Матерс заявил, что он установил такую связь. Затем он основал Второй Орден, известный как «Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста», и снабдил его ритуалами, основанными на традиционной версии легенды, повествующей о том, как был найден склеп Христиана Розенкрейца. Ритуалы были приняты. Также была создана «Скиния Адептов» как орган контроля над деятельностью храмов «Золотого Рассвета», находящихся на низших ступенях в иерархической лестнице этой организации. О том, как Матерс установил контакт с Тайными Вождями и каким образом создавал ритуалы, можно узнать из его собственного описания, оставленного им для истории Ордена:
Еще до учреждения «Скинии Адептов» возникла необходимость в некоем достойном члене, избранном специально для поддержания связи между Тайными Вождями и структурами Ордена более низкого ранга. Было очевидно, что этим человеком должен стать я — так как я, обладая необходимой и специфической образовательной базой, на основе своих глубоких знаний в оккультной и археологической сферах не только был готов, но и имел сильное желание полностью и беспрекословно подчиниться тайным вождям…
Что касается Тайных Вождей, передавших мне мудрость Второго Ордена — я ничего не могу о них сказать. Мне не известны даже их земные имена. Я знаю их только по некоторым доступным мне секретным девизам. К тому же они очень редко связывались со мной, находясь в своем физическом теле. Если такая встреча была необходима, то время и место оговаривалось ими астрально. Они являлись мне во плоти в предварительно назначенное время и в заранее условленном месте. Лично я верю, что они — человеческие существа, живущие на этой Земле, но обладающие неимоверной сверхчеловеческой силой.
Когда такая встреча проходила в многолюдном месте, внешне они ничем не отличались от обычных людей, но при этом выделялись превосходным здоровьем и огромной трансцендентальной энергией, независимо от того, чей облик они принимали — молодого или зрелого человека, причем эти качества были присущи им всегда. Традиционно считается, что такое прекрасное физическое состояние дарует им Эликсир Жизни, тайной которого они обладают.
Когда же встреча проходила в месте, недоступном для внешнего мира, они были одеты в символические мантии с вышитыми на них знаками отличия.
В те редкие встречи, когда я общался с ними на физическом плане, я ощутил, насколько тяжело для обычного человека, даже если он продвинутый оккультист, выносить присутствие Адепта, пребывающего в физическом теле… Я не имею в виду, что физическое общение с ними оказывало на меня такое же влияние, как и воздействие магнетизма, следствием которого является физическое истощение, совсем наоборот. Возникало ощущение, что вы вступили в контакт с ужасной силой, производящей на человека такое же воздействие, как близкий удар молнии, с той лишь разницей, что продолжительность воздействия этой силы не столь кратковременна. И в том и в другом случае у человека перехватывает дыхание. И если это так подействовало на такого человека как я, имеющего опыт в оккультной работе, то трудно представить, что менее продвинутый оккультист сможет выдержать подобное напряжение даже в течение пяти минут и при этом остаться в живых.
От Тайных Вождей я получил почти полный объем знаний Второго Ордена. Это происходило различными способами: посредством ясновидения — через астральную проекцию с их и моей сторон; с помощью стола для спиритических сеансов и с помощью кольца и диска; (Эти предметы лучшим образом могут быть охарактеризованы как средневековые аналоги планшетки для вызывания духов, используемой в современном спиритизме, и маятника, применяемого в современной Радистезии. На шелковую нить подвешивают золотое кольцо. Затем это кольцо вращают над диском, на котором начертаны буквы алфавита… Сумма тех букв, над которыми остановится кольцо, и будет обозначать ответы, на задаваемые магом вопросы.) иногда — посредством Прямого Голоса, воспринимавшегося физическим слухом, как моим, так и Вестиджии (Вестиджия — сокращенная форма от Vestigia Nulla Retrorsum, магический девиз жены Матерса), иногда путем копирования из книг, которые каким-то образом возникали передо мной и исчезали из моего видения по окончании переписывания; иногда это было астральное свидание в определенном месте, до этого мне неизвестном. Свидание назначалось таким же образом, как и в те редкие случаи, когда мы договаривались о встречах на физическом уровне.
Как вы понимаете, такая работа требовала огромного напряжения. Особенно тяжело было получить ритуал Z, тогда я думал, что это убьет меня или Вестиджию, или нас обоих.
Следствием приема, а затем и проверки принятого сообщения, являлось невыносимое напряжение, которое приводило к нервному истощению, сопровождавшееся в то же время обильным холодным потом и сильным кровотечением из носа, рта и иногда из ушей.
Вы знаете, какое предельное и длительное внимание необходимо, чтобы получить достоверные и полные ответы посредством спиритического стола или кольца с диском. Добавьте ко всему этому церемонии вызывания духов, почти что постоянную борьбу с враждебны ми демоническими силами, стремившимися помешать прохождению и получению Священного Знания, и необходимость постоянно устремлять свое сознание к высшему Я.
Интересно отметить, что позже (в 191бг.) Уэсткотт признался в том, что материалы, на которых Матерс основывал ритуалы Второго Ордена, были заимствованы у континентального Адепта Брата Lux Tenebres. Члены «Золотого Рассвета» утверждали, что этот Брат Lux Tenebres в обычной жизни был известен как д-р Тиссен или Тилсон из Льежа. Долгое время я предполагал, что этот доктор фактически и есть один из «Астральных Вождей» Матерса и что он не существовал на физическом плане, но на данный момент я обладаю достоверной информацией, доказывающей, что имя д-ра Тилсона было известно в бельгийских мартинистских кругах на рубеже XIX и ХХвв.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.