Сатана, Дьявол и Люцифер — в чем разница?

Три образа, три Автона (а то и больше, чем три!) —  Сатана, Люцифер и Дьявол. Они  очень отличаются, их не стоит смешивать! Но их все время смешивают, считают разными именами одной сущности. Разберемся, в чем разница!

Вопрос, который регулярно смущает умы – Сатана, Дьявол и Люцифер это одно и тоже, или есть разница?

Короткий ответ – это не одно и тоже!

Хотя имена их часть используются как синонимы и христиансктого Дьявола могут назвать и Сатаной и Люцифером, строго говоря, это разные религии.  B не зря я сказал именно «христианского» Дьявола. На сом деле не только это все  — разное, но это все еще и в от разных религий!

Сатана – персонаж из Ветхого Завета, а стало быть из иудейского Танаха. Ветхий Завет это чуть подправленные иудейские тексты. Иудейские – написанные иудеями для иудеев в иудейском понимании, и Сатана там – тоже, разумеется, в иудейском понимании. И сам он – персонаж иудейский. Причем именно в тех текстах, которые стали в итоге Ветхим Заветом, он активно действует  только в одной истории.

Да, есть змей в саду – и обычно считается, что это сатана, но прямо этого не написано. А вот что бы прямо так и сказано – «сатана» — это книга Иова:

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана»

Сыны Божти – Бене Элохим – это ангелы. И сатана – один из них. И дальше бог мило с ним беседует, заводит разговор об Иове, и сатана предполагает, что набожный Иов такой набожный только пока у него все есть. Выдержит ли он испытание веры?  И бог дает приказание сатане. И сатана идет обрушивать беды на Иова по указаниям бога.

Почему так? Потому что сатана – ангел, служащий богу!

Вообще в иудаизме демоны, черти, и ангелы – разные вещи. Демоны – не падшие ангелы, они сотворены богом отдельно от ангелов и не состоять с ними в родстве, и не имеют особого отношения к аду. А гнев божий и прочее обрушивают на людей ангелы. Восстания ангелов тут не может быть, потому как у ангелов нет свободы воли – они инструмент бога.

И сатана —  ангел искуситель, он проверяет веру людей, дает им соблазны, испытания, что бы проверить их преданность богу. И делает это по воле бога, как и все прочее, что делают ангелы. Он враг людей – но он верный слуга Господа.

Помимо книги Иова он лишь разок мельком упомянут – сказано, что он «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» — подбил сделать перепись населения, что было запрещено.

А в другом месте, про тоже самое событие: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.» по сути сатана – это тот самый, получается, гнев господень и есть.

Есть и другие именно упоминания, в которых сатана назван, но не играет роли в сюжете, активно он дейсвует только в книге Иова.

В книге Захария :

«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему».

Причем тут в этих словах иногда сразу видят лично Иисуса Христа, но Иисус — имя распространенное, и понятно, что христианский термин «Иерей» вписан переводчиком, так что вот более оригинальный иудейский перевод:

«И показал Он мне Йеошуа, священника великого, стоящего пред ангелом Господним, и СатАна, стоящего справа от него, чтобы обвинять его» — вот она, роль сатанаы – обвинять перед богом, обличать грехи.

Иудейский Сатана или СатАн не способен восстать против бога и действовать вне его воли – иудаизм предан строгому монотеизму, и ничего вне бога и его воли, ничего, что идет против бога, там не может быть в принципе. Бог – это все! И сатана – верный ангел его.

Он испытывает веры и обвиняет люде в их грехах на страшном суде.  Он – небесный прокурор! И Ангел Смерти, вдобавок. Он выполняет важную роль по воле бога, и вполне достоин такого же уважения, как все прочие его собратья, респектабельные ангелы господа.

А вот Дьявол – это уже персонаж  христианский. Причем не новозаветный, даже, а именно христианский, сформированные за века развития религии.

Иудаизм  буквально монотеистичен. Все  — от бога, нет ничего не по его воле. Так что и зло- от бога и по его воле. Собственно, это осталось в Библии, где бог о себе говорит, что он создает тьму и бедствия, а про него сказано – что он замышляет злое против людей.

А вот в христианстве бог стал приниматься как абсолютно благой, от которого  только любовь и добро, и никакого зла. Причем это  не взирая на всемирный потоп, на сожженные Содом и Гомморру, где наверняка много новорожденных, ничего плохого не сделавших детей, и прочее.

Жена Лота за мелкую провинность превращена столб из соли,  а когда пророка Елисея какой-то ребенок назвал лысым, бог прислал медведей, и они убили в деревней всех детей вообще – 42 жертвы!

Но не смотря на это, сложилось мнение, что от бога только добро! И появилось учение теодиции- оправдания бога. Буквальные богословские концепции, которые пытаются как –то обосновать зло  в мире, доказать, что оно не от бога идет, и что бог = только добро.

Ладно. Добро – от бога. А зло от кого? От кого-то другого! От его врага, противника, антибога! И вот тут появляется Дьявол – и он уже не служит, богу, он враг бога.

Теперь считается, что Он ангел изначально, но ангелы восстали (так что у них есть теперь свобода воли, не зависящая от божественной), были сброшены и стали демонами. Христианские демоны – бывшие ангелы, а в иудаизме, напомню, они вообще не родня и демоны даже сотворены отдельно, после ангелов и людей.

И вот теперь Дьявол – это мятежник, который отказаться повиноваться, был изгнан, он враг людей, но теперь еще и враг бога. Он нарушитель божественного порядка, преступник.  Он правит в аду,  он властелин над демонами, от него исходят грехи, он источник зла, враг всего святого, враг бога и его противоположность, антибог.

Он мечтает загнать всех людей в ад, где он сам. Он скупает души и заключает сделки с ведьмами, и потом заставляет их товрить мелкие пакости, воровать молоко ,вызывать град и проклинать рядки с морковкой у соседей.

Его цель – погубить людей, а причина всех бед – мятеж против бога. Фактически это даже не вполне монотеизм – это две мировые силы, бог как добро, и противостоящий ему дьявол как зло.

И это практически ничего общего не имеет уже с сатаной – иудейским ангелом, верно служащим богу.

Ну а Люцифер — римский бог, воплощение Венеры, звезды утренней, и вообще не  имеет к делу никакого отношения. И в Библии его нет – но когда король Джеймс 1 (он же король Яков) приказал перевести Библию на английский, там из-за лингвистических проблем появилось упоминание Люцифера – ненадолго, потом его убрали.

Люцифер – значит «несущий свет». Так называли назвали Иоанна Крестителя, в раннем христианстве был святой Люцифер, и в католических гимнах на латыни звучит слово «люцифер» в адрес Иисуса  – потому что его там называют «Светоносец мира» — несущий свет, на латыни – люцифер.

А в ветхозаветной книге в Книге Йсайи 14-12, сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю».

Денница – это не имя, это старое обозначение зари, восхода Солнца. В оригинале там речь о звезде, и написано слово «сияющий» в оригинале. Вот его и перевели на латынь как «люцифер» — несущий свет, сияющий. А потом оставили без перевода, когда переводили библию на английский, и в тексте появился Люцифер – как чистое недоразумение, связанное лишь с лингвистикой.

Так что Сатана – это ангел бога, преданный ему, Дьявол – враг бога и источник зла, правитель ада,  Люцифер – римский языческий бог.  И совершенно точно все это не одно и то же!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × четыре =