Реинкарнация как всеобщая идея и учение всех религий

Реинкарнация - идея всех религий

Реинкарнация кажется идеей сугубо восточной, но это не так. Это всеобщее учение, которое есть или было по всему миру — включая иудаизм и христианство.

00:00 суть одна, версий много 03:09 реинкарнация античных философов 09:33 гилгул – иудейская реинкарнация 14:12 утраченная реинкарнация христианства 20:51 Юстиниан против Оригена 25:17 перерождение душ в исламе 26:55 новые учения

Реинкарнация – идея популярная. Даже Высоцкий пел, про удобную религию индусов, где был ты туп как дерево – родишься баобабом.  Хотя, понятно, что индусами дело не ограничивается, и версий реинкарнации очень много, и суть одна, а тонкости очень сильно отличаются.

Для одних это строгое перерождение из человеческого тела в человеческое, для других это рождение в виде, в том числе, животного, растения, даже предмета, камня.

Для одних это видится вечным циклом, в  котором по перерождениям душу мотает и в прошлое и в будущее, и на другие планеты,  и хочется вспомнить себя инопланетянином, для других в ход идут иные миры, Вселенные, параллельные нашей, а кто-то уверен, что душа может идти лишь вверх, к более совершенным формам.

Для кого-то перерождение – это всеобщее правило, для кого-то – проклятие, а кто-то считает это скорее достижением, которое еще надо заслужить, и которое не гарантированно.

И порой кажется, что реинкарнация это часть только восточных религий. И это не так.

Но порой кажется, что реинкарнация есть везде! Блаватская уверяет, что Христос и его апостолы верили в реинкарнацию, но потом христиане потеряли эту веру. И это уже куда как ближе к правде, хотя в христианстве реинкарнации нет.

Но да,  в христианстве реинкарнации нет. И тут уместно спросить – почему? И насколько эта вера вообще всеобщая?

Очевидно, что реинкарнация широко известна нам именно с подачи востока. Индуизм – да, не вопрос, там реинкарнация. Буддизм – да. Даосизм? Да, разумеется.

Все они предусматривают новое рождение, в новом теле.
И это не вечное и бесконечное унылое хождение по кругу – это всегда круг, из которого можно выйти.
Просветление, нирвана и прочее, дает шанс покинуть цикл перерождений, выйти из него, обрести жизнь вне этого цикла, не умирая больше и не рождаясь. В случае с даосизмом предусмотрена даже возможность стать богом!

Японский синтоизм? Да, снова реинкарнация.

Но все это восток. А вот на западе, вроде бы, все понятно – родился, потерпел, умер, попал в рай или ад. Все. Но нет – стоит немного копнуть, и оказывается, что реинкарнация на западе  — вполне привычная идея!

И для начала стоит вспомнить  древние корни – язычество.

Греческие философы верили в реинкарнацию и признавали возможность родиться много раз, в новых телах.

Философ Ферекид Сиросский учил перерождению души за 600 лет до нашей эры. И вроде бы у греков предусмотрен Аид для мертвых – но это скорее учение народных верований, а продвинутые философы часто считали иначе. Ферекрид учил, что душа вечна и всегда возрождается, в теле, в том числе, животного, а потому не стоит есть мясо – мало ли чья душа может жить в теле этой коровы или курицы.

Платон считал, что земные желания привязывают душу к земле, они влекут ее и душа из духовного мира опускается в материальный, в новое тело. То есть желания заставляют душу перерождаться и возвращаться в мир земных страданий – немного напоминает буддизм.

Достигнув совершенства душа уйдет в духовный мир, выйдет из цикла перерождений, а если человек погрязнет в мирском, то душа может и деградировать и тогда он родится в теле животного. Причем себе под стать – агрессивный и драчливый родится волком, пьяница – ослом, и лишь проведя какое-то время  в таком состоянии, в качестве урока, душа сможет вернуться в человеческое тело и получить шанс.

Идею перерождения унаследовали последователи Платона, а потом и неоплатонизм, к которому относится учение Ямвлиха, посвященное теургической магии как пути к богу, которое очень сильно повлияло на весь западный оккультизм, а так же местами каббалу и другие учения.

Задолго до нашей эры в Греции был популярен орфизм, религиозное учение, названное в честь мифологического музыканта Орфея,  давшее нам Орфические гимны в честь богов, до сих применяемые в ритуалах.

И орфики, последователи этого учения, снова  верили в реинкарнацию – причем считали, что перерождения в земном воплощении – это пусть страданий, и в этом они похожи на буддистов. А еще считали, что тело – это тюрьма, в которой заточена душа и возвращается в нее, как рецидивист и не может выбраться – в этом на них похожи гностики.

Душа может попасть в Аид, загробный мир, в области для грешных и для праведных, но это не вечное пребывание, души рождаются снова (этим, как скоро узнаем, гностики похожи на иудаизм). Душа рождается и проживает свое очередное заключение в теле, в вечном цикле перерождений. Душа существовала раньше ее первого тела (это теория предсуществования души, которая будет в христианстве) и причина, почему она заключена в тело – изначальный грех, совершенный до ее рождений (и это тоже будет в христианстве, в идеях первородного греха). Человек будет рождаться снова и снова, пока не искупит этот грех (то есть это карма), и тогда он выйдет из цикла перерождений (нирвана, просветление).

Эти идеи поддержал и развил Пифагор признавал прошлые души, и уверял, что помнит свои прошлые перерождения. Пифагор известен как математик, по его теореме, нор он философ, мистик, религиозный лидер – и математик тоже. И математика для него – часть мистической картины мира, нумерология и прочее оккультное восприятие чисел  восходит к нему.

И он писал, что  «Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется в круговороте, предписанном необходимостью».  Однажды он устроил скандал с человек, бившем осла – сказал, что  в этом осле живет душа хорошего человека, с которым он был знаком в прошлой жизни.

Эмпедокл, автор теории о четырех Стихиях, считал, что за свои грехи души попали в материальный мир, и обречены на 30 000 рождений каждая – в телах людей, растений и животных.

Сократ говорил, что душа вечна, бессмертна и рождается в новых телах, и талантливый в чем-то человек, на самом деле, этому делу не учится, а просто вспоминает то, что умел в прошлой жизни.

Словом, лет за 500-600 до нашей эры для запада реинкарнация уже была обычным делом. И это язычество, но им дело не ограничивается, реинкарнация – часть авраамических религий! Просто это не так бросается в глаза в них.

И, прежде всего, это часть иудаизма, хотя многих очень удивляет, что в иудаизме есть реинкарнация. Там ее называют словом «гилгул» — круговорот душ.

Там много сложностей, там выясняются тонкие моменты вроде вопроса, в каком же теле из своих многих тел душа воскреснет для вечной окончательной жизни, раввины обсуждают такие тонкие  детали, но в иудаизме есть реинкарнация!

И она не просто так есть – она нужна, что бы совершенствовать душу. И да, рай и ад тоже есть, но они не вечные. Ад – не место, где будут бесконечно пытать, а место, где душа проходит очищение, что бы снова родится.

Рай и ад - или реинкарнация? Или все сразу?

Ад – для очищения, рай – для отдыха, грубо говоря. А потом снова в тело – причем это может быт тело человека, животного, растение, и даже предмет. Можно родиться камнем, например – все ради того, что бы душа обрела нужный опыт и получила новый шанс.  Если это случилось, она очистилась и стала совершенной, то она покинет цикл перерождений. И это не обязательно будет общим принципом для всех – это только для тех, кому это нужно.

Условно и грубо можно сказать, что человек, который всегда брал, греб под себя, никому ничего не отдавал, был жаден,  стал камнем, который ничего не получает из внешнего мира и душа учится жить и не брать, изживает свою привычку брать, ничего не отдавая. Или жрал, как свинья – ну так родись свиньей и наешься же уже! И Геином (огненный ад) и реинкарнация тут – способы совершенствовать душу, приближать ее к богу.

И это иудейская реинкарнация, не вызывающая в иудаизме никаких сомнений, хотя и не записанная в тексты Танаха (в христианстве они стали Ветхим Заветом) – в иудаизме несколько уровне изучения религии, и тексты – самое начало, а реинкарнация относится к более высоким уровням, на которых известно многое, чего нет в текстах. И это «многое» передавалось устно, это продвинутый уровень, пока это стоит запомнить, скоро это понадобится.

Знаменитый каббалист Ицхак Лурия умел вспоминать прошлые жизни, но это не игра, не каприз, как это часто стало пониматься сейчас, а мощная духовная практика, к которой прибегает лишь тот, кто в ней нуждается. В ней нуждался ученик Лурии, Хаим Виталь, еще один знамениты каббалист, и Лурия помог ему вспомнить его прошлые воплощения. И тогда  он написал «Шаар ха Гильгулим» (Врата кругообращения)  — классическую книгу по иудейской реинкарнации.

Там сказано, что душа покидает тело, возвращается к Источнику, и снова приходит в мир, облачаясь в новое тело. Если человек мог исполнить заповедь, но нарушил ее, то он родится снов аи получит новый шанс, сможет все же исполнить ее. По мнению Виталя, будет три попытки, и душа, которая не сделала и тени попытки жить праведно в трех жизнях подряд, уничтожается. А та, что была хоть немного праведной, получит и тысячу жизней и тысячу попыток.

И это иудаизм. От него происходит христианство. Почему в нем реинкарнации нет? Она всеобщая, она буквально везде! Почему в христианстве ее нет? Правильнее было бы спросить, почему в христианстве ее уже нет. Копнем в прошлое – и найдем ее!

Причем в самом традиционном христианстве. Есть и менее стандартные его версии, например, русские хлысты, к которым принадлежал Распутин, были последователями гностического христианства (и по некоторым оценкам – третьей по величине религией России 19 века). Они учили, что Христос был не один, он – вечный дух, который рождается во многих телах. Но и любая душа сотворена задолго до тела и живет много раз и рождается на земле в новых телах, снова и снова. Причем родиться она может в теле человека, или животного, или стать ангелом.

Это соединение христианства с гностицизмом – учением , популярным в конце прошлой, начале нашей эры, которое существует и до сих пор – и уже 2000 лет гностики так же признают реинкарнацию.

И у раннего христианства отличные корни  реинкарнация была известна из работ античных философов  — а того же Платона или Сократа в христианстве порой считали святыми язычниками и рисовали на иконах.

Святой Платон на иконах. Учение о реинкарнации

Реинкарнация была известна из учения гностиков, а главное – она есть в иудаизме. Так что ранние христиане точно про нее знали. И не просто знали, а принимали и учили, что душа существует до тела, живет на небе до своего первого земного рождения (предсуществование души) и рождается много раз.

Блаженный Августин размышлял, жил ли он на земле до рождения и спрашивал: «Был ли у меня некий  период, что я провел в лоне какой-то иной матери? А что было до этой жизни, пребывал ли я где-либо или в каком-либо теле?». И он не говорит «нет, не было!», он размышляет о перерождении в новых телах

Но главное – это Ориген и его последователи. Ориген – теолог, богослов, христианин, видный религиозный деятель 2-3 века, который сам обучался философии у последователей неоплатонизма (верящих в реинкарнацию), верил в предсуществование души, и во всеобщее спасение – это было популярной когда-то идеей, согласно которой впереди не конец света и тотальное уничтожение, а всеобщее искупление и спасение и рай для всех, и путь никто не уйдет обиженным.

Ориген и его последователи (христиане), считали, что души, склонные ко злу, попадают в тело человека, что бы иметь разум и шанс исправиться. Но если человек все еще творит зло, то он родится в теле животного, а то и даже растения. Если же он выбирает праведный путь, то перерождения очищают его и ведут вверх по духовной иерархии, в Царство Божье. Это сильно напоминает иудейский Гилгул. По пути вверх человек может стать ангелом – это один из уровней его духовного роста.

И это не сходится с идеей страшного суда, когда в один момент всем раздадут рай и ад, навечно – поэтому Ориген отрицал страшный суд и телесное воскрешение из мертвых.  Вообще идеи конца света идут из книги Апокалипсиса, которую начали считать канонической только в 5 веке, до того она христианами отрицалась, а некоторые течения христианства отрицают ее и по сей день.

Ориген пишет, что души, умершие на земле, распределяются согласно их дела, а души, умершие на небе, «нисходят, признанные достойными обитать в различных, лучших или худших, жилищах на всём земном пространстве и родиться от таких или иных родителей,  так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин — перейти в Иудею».

Но это именно идеи конкретных деятелей христианства, богословских школ, течений, а не всей религии вообще. Напомню, иудейская реинкарнация была частью устной передачи, не записанной в тексты. А христианство ориентированно именно на одни только тексты, и первые христиане, порвав связи с иудаизмом, потеряли доступ к устной передаче. И просто потеряли учение о реинкарнации! Оно должно быть – но его утратили, когда устная передача была потеряна!

Остались лишь фрагменты и отдельные идеи, реинкарнация для ранних христиан стала не частью религии, а  просто одно из точек зрения – и на нее пошел войной Юстиниан. Византийский император 6 века Юстиниан был христианином, но в реинкарнацию не верил. Он начал борьбу с последователями Оригена, с христианскими гностиками и всеми прочими, кто верил в перерождение душ.

И он император – но считал, что его власть распространяется и на вопросы веры, он открыто приказывал кому и во что надо верить. Он так же ободрял захват чужих земель, считая, что это помогает распространению предписанной им веры и показывает благочестие завоевателя, предписывал, как жить священникам, какие исполнять обряды, лично назначал людей на духовные должности и устанавливал для них максимальные привилегии и права.  И всегда считал свое мнение окончательным аргументов в любом богословском вопрос – истина то, что император приказал считать истиной.

И он отрицал реинкарнацию. Юстиниан лично  объявил Оригена еретиком, и повелел созвать Собор. Второй Константинопольский Собор – и это уже середина 6 века, и реинкарнации на западе уже минимум 1300 лет.

И на этом соборе Юстиниан повелел верить, что реинкарнации нет, а Ориген и все прочие – еретики, и велел всем собравшимся главам церкви подписать от своего имени его указ. С ним не соглашались, право императора вмешиваться в вопросы религии оспаривалось, Папа Вигилий отказался подписаться под этим указом. Ппричем для участия в Соборе Папу похитили и привезли на Собор насильно, а отказ согласиться с императором кончился арестом и привел, в итоге, к отлучению от церкви – снова по приказу Юстиниана.

Разумеется, Юстиниан победил, указ был подписан, признан, вышел папский указ с теми же решениями и лично за счет вмешательства одного человека, императора Юстиниана, было сказано следующее: «Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме».

Так желанием одного человека с реинкарнацией в христианстве было окончательно покончено. И отказ от нее – это в большей степени политика, чем богословие.

С тех пор реинкарнация отрицается – и Святитель Ириней Лионский приводит занятный аргумент против нее: «Учение о переселении душ из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними». То есть  не было того, чего я не помню! Получается, я вообще не рождался и не был младенцем – я же этого не помню…

И получается, что Блаватская права – реинкарнация есть учение всеобщая, и в христианстве она была и должна быть, но ее потеряли.

В исламе реинкарнации тоже нет. Но при этом знаменитый  суфий  Джалаладдин Руми прямо пишет:

«Я умер камнем и воскрес растением,
Я умер растением и воскрес животным,
Я умер животным и стал Человеком.
Чего мне страшиться?
Разве смерть обокрала меня?».

Это слова мусульманина 13 века.

Ему вторит живший в 10 веке Мансур аль-Халлай, еще один суфий и поэт:
«Я сотни раз прорастал травой по берегам стремительных рек. Сотни тысяч лет я рождался и жил во всех телах, что есть на Земле».

Суфизм – это мистический ислам. И сирийские суфии не сомневались в существовании реинкарнации, это стало одной из ветвей ислама века с 11. А еще есть Танасух — учение о том, как душа рождается много раз, живет в разных телах снов аи снова, то есть о реинкарнации. И это учение мусульманское. Далеко не всеми признанное, существующее только в отдельных направлениях ислама, но оно есть.

Последователи этой идеи – танасухиты, и они верят, что души меняют тела, как одежду, новое тело зависит от поступков в прошлой жизни, болезни и прочее могут быть последствиями грехов души в прошлом воплощении.

Так что реинкарнация – не только восток. Она есть  на западе. Она есть в авраамических религиях. Она есть везде! В том числе во всем новом — мистические учения 18 века, 19, 20,  поддерживают реинкарнацию, мартинисты и телемиты, викане и теософы, почти все новое и оккультно ориентированное верит в реинкарнацию. Даже сантология и культы поклонения НЛО не обходятся без нее.

И да, реинкарнация в религиозности – это всеобщая идея, и куда чаще в мировых учениях  она есть, чем нет. Это одна из самых всеобщих вер в мировой истории, и если где-то ее нет, то надо спросить, почему ее там нет. Возможно, кто-то просто утратил это учение.

Связанные материалы:
Смерть, реинкарнация, растворение
Ворох вопросов о реинкарнации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + девять =