Реальная магия, Боневиц -4

НАЧАЛО

Такое объяснение дает и Сибил Лик — возмож­но, самая знаменитая в мире «белая колдунья», кото­рая, судя по сведениям из ее биографии, больше по­хожа на зеленую или красную чародейку, чем на колдунью. Эта замечательная и несомненно одарен­ная женщина обладает превосходным интеллектом, но ей не хватает научного образования. Несмотря на тот факт, что она ходила в школу лишь три года, ей посчастливилось получить выдающиеся познания в чародействе; подобно средневековым чародеям, она часто прибегает и к колдовству, и к формаль­ной магии. Хотя она смогла отвергнуть некоторые из наиболее абсурдных понятий белой магии, ей по-прежнему мешают усвоенные с детства предрассуд­ки и ограниченность теургической позиции. Хотя мисс Лик, возможно, никогда не станет настоящим тавматургом, она хороший парапсихолог и сотво­рила настоящие чудеса, рассеяв некоторые из наи­более вредоносных суеверий, связанных со средне­вековым колдовством. Учитывая ее воспитание, вполне понятно, почему она верит в миф о «культе колдовства в Западной Европе», но она также раз­деляет распространенный предрассудок о «ведьминских отметинах». Придуманные инквизицией в ка­честве несомненного признака сговора с Дьяволом, ведьминские отметины считались «сосками», с по­мощью которых ведьма вскармливала свое бесов­ское отродье; любая бородавка или родимое пятно автоматически рассматривались как доказательство вины. Очевидно, в семье Сибил Лик присутствует ген, передающий родимое пятно особой формы по женской линии. Почему она разделяет мнение Цер­кви о родимых пятнах, как о признаке ведьмовства — это выше моего понимания. Но как бы то ни было, она очень приятная дама, которую я не захотел бы обидеть ни за что на свете.

Что касается последователей Левой Руки, то их ряды сегодня тоже весьма многочисленны. Самопро­возглашенные лидеры «Черных Братств» и «Цер­квей Сатаны» встречаются чаще, чем генералы в Пентагоне (хотя менталитет в обоих случаях весьма сходен). Эти группы также исповедуют религиоз­ные взгляды, хотя их члены более охотно призна­ются, что заинтересованы скорее личной властью, чем личным спасением. Наиболее легковерные все­рьез верят в Дьявола и почитают его на церемониях, составленных из обрывков язычества, католицизма и масонских ритуалов. Хотя черные колдуны встре­чаются реже, чем белые (по определению, посколь­ку правда всегда на стороне большинства), они не менее опасны.

Здесь, в области залива Сан-Франциско, один цирковой разнорабочий вовремя «вскочил на под­ножку поезда» оккультизма и сумел сколотить це­лое состояние. Зная об оккультных науках достаточ­но, чтобы производить сильное впечатление на невежественных людей, он присвоил идеи Ницше и Гитлера и «смастерил» философию, милую сер­дцу фашистов по всей стране. Мне кажется инте­ресным, что лидеры Пути Левой Руки привлекают в основном правых радикалов, превращая фанатич­ных консерваторов в демонистов и сатанистов. Та­ким образом, в рядах сторонников этого человека вскоре оказались члены Ку-Клукс-Клана, амери­канские нацисты, бывшие полицейские, мафиози и обычные бездельники, ищущие новых развлечений. Тех, кто не имел денег или влияния, не пускали дальше входной двери. (Как же мне удалось «просочиться» туда? Это уже другая история.)

У одного человека имелся постоянный репертуар из шести-семи приемов, который он демонстриро­вал еженедельно. Сюда входили молитвы Сатане с просьбой благословить членов группы, бессмыс­ленные «заклинания», церемонии, украденные у ма­сонов, ношение черных ку-клукс-клановских бала­хонов и голая женщина вместо алтаря.

Несмотря на банальность, многие простаки клю­нули на такую наживку. Этот человек не имел аб­солютно никаких магических способностей, но об­ладал невероятной харизмой и изрядным нахальством. За закрытыми дверями (в его «Внут­реннем Круге») происходили интересные события, а его знания о личной жизни некоторых наиболее богатых и влиятельных семей Сан-Франциско пре­доставляли ему широкие возможности для вымога­тельства и шантажа. Короче говоря, его истинная сила, как и большинства «черных магов», заклю­чалась вовсе не в магии.

Этот человек является исключением лишь в смысле своего успеха. Тем не менее, в стране существуют многочисленные группы черных колдунов и чер­ных магов, пытающихся изображать Зло (что не менее утомительно, чем попытки изображать Доб­ро). Я не нашел никаких свидетельств существо­вания настоящих «Черных Лож», хотя и не сомне­ваюсь, что многие «Белые Ложи» удостаивались такого названия от своих конкурентов*.

 

*Однако, учитывая Законы Парадокса и Бесконечных Вселен­ных, в мире должна существовать хотя бы одна настоящая «Чер­ная Ложа» — Прим. автора.

 

Итак, теперь мы готовы подытожить различия между современными последователями белой и чер­ной магии.

Первые утверждают, что их система — един­ственно действенная из всех. Вторые утверждают, что их система — единственно действенная из всех.

Первые благословляют своих последователей и проклинают своих врагов. Вторые благословляют своих последователей и проклинают своих врагов.

Первые обречены на успех, и судьба благопри­ятствует им. Вторые обречены на успех, и судьба благоприятствует им.

Первые обладают Абсолютной Истиной и сле­дуют по единственно верному пути. Вторые обла­дают Абсолютной Истиной и следуют по един­ственно верному пути.

Первые преисполнены сознания собственной пра­воты и жаждут власти. Вторые преисполнены соз­нания собственной правоты и жаждут власти.

Первые знают, что вторые — трусы и слабаки, не имеющие мужества признать Истину. Вторые знают, что первые — трусы и слабаки, не име­ющие мужества признать Истину.

Первые «очень отличаются» от вторых. Вторые «очень отличаются» от первых.

Я долго и упорно пытался найти различия между этими группами, помимо религиозного фанатизма, но потерпел неудачу. Обе стороны пользуются сходными методами и выполняют одинаковые дей­ствия. Обе берут свои традиции и ритуалы из од­них и тех же источников. Обе нетерпимо относятся к нормальной жизни: первая — посредством одер­жимости пуританством, замаскированной под «хо­роший вкус», а вторая — посредством тщательно культивируемой одержимости черепами, могилами и смертью. Члены обеих групп в конечном счете губят себя негативным отношением к жизни, просто потому, что искусство магии требует здравомыслия и уравновешенности, подкрепленных зрелым и развитым умом. Чтобы стать адептом, чтобы раз­вить свои таланты в полной мере, вы должны позитивно относиться к жизни. Помните, что имен­но физическое тело, управляемое вашей личностью, ответственно за ваши таланты. Если вы ненави­дите свое тело и разум, если вы неуравновешены

и недисциплинированы, если вы не способны сох­ранять здравый рассудок и проявлять гибкость, если вы не можете приспосабливаться к неожиданным переменам, вы погубите себя. Ваша одаренность лишь ускорит процесс саморазрушения. Я встречался со многими членами Пути Правой и Левой Руки, умело и целенаправленно доводившими себя до скотского состояния. Те немногие ценители Жизни, с которыми мне удалось познакомиться, на самом деле практиковали Зеленую, Красную или Корич­невую магию.

Нетрудно заметить, что не существует различия между понятиями Черной и Белой магии как шко­лами мысли. Но как насчет индивидуальных по­ступков? Давайте возьмем что-нибудь простое, вро­де убийства Папы Римского с помощью магии. Это определенно черная магия, верно? Но если жертвой был молодой Гитлер в 1935 году или Иосиф Ста­лин до начала «чисток» 1937 года? В конце кон­цов, убийство есть убийство, не правда ли? Что скажете?

Как можно догадаться, мы вскоре увязнем в тря­сине противоречивых этических и религиозных концепций. Будучи учеными (а все маги являются учеными), мы не в состоянии разделить черную и белую магию точно так же, как не в состоянии раз­делить «добро» и «зло». Это задача этики, а не науки. Я не утверждаю, что ученые не нуждаются в этике — на самом деле сейчас мы нуждаемся в ней больше, чем когда-либо раньше.

Магия и мораль несовместимы. Наука и искус­ство магии не имеет ничего общего с этикой и нравственностью. Этика и нравственность выходят на сцену, лишь когда мы решаем применить ре­зультаты своих исследований на практике. Магия примерно так же нравственна, как электричество. Вы можете пользоваться электричеством для работы аппарата искусственного дыхания или для того, чтобы казнить человека на электрическом стуле. Тот факт, что первое предпочтительнее, не меняет законов физики. Было бы замечательно, если бы понятия «творческий» и «разрушительный» применительно к магии можно было свободно за­менять на «белый» и «черный», но, увы, истори­ческие факты не позволяют этого делать.

Однако существуют веские причины использо­вания и укоренения таких сочетаний, как «черные искусства», «силы Тьмы», «создания Ночи» и «ведьмин час» в полночь. Они связаны с психо­логическим восприятием темноты и ночного времени суток.

Попробуем вернуться на миллион лет в прошлое. Мы не можем видеть в темноте. Темнота пугает, потому что она служит пристанищем Неведомого. При свете дня мы можем видеть опасных тварей издалека, задолго до того, как они успевают на­пасть на нас. Но ночью они подкрадываются ближе и нападают внезапно. Мы живем под открытым небом и видим звезды — далекие и одинокие, поч­ти такие же одинокие, как мы сами. Мы знаем, что солнце дает тепло и безопасность, но ночью оно уходит. Свет так же драгоценен, как жизнь. В мире правит темнота, в которой скрывается смерть. Свет — чуждая субстанция в темной, холод­ной враждебной вселенной. Следовательно, тьма — это смерть (зло), а свет — это жизнь (добро).

Примерно так рассуждали наши древние пред­ки, но теперь мы знаем, что жизнь — нечуждая субстанция, что она рассеяна по Вселенной. Мы зна­ем, что эти крошечные, одинокие огоньки в небе на самом деле — огромные солнца, многие из ко­торых сияют в небе бурлящих жизнью планет. Недавние открытия сложных молекул в космическом пространстве указывают на то, что жизнь может  оказаться неизбежным результатом звездной эво­люции. Ни свет, ни жизнь в действительности не чужды нам, и мы не одни во Вселенной. Однако, даже зная эти факты, нелегко изменить впитанное с молоком матери отношение к свету и тьме.

Но существуют и более реалистические причи­ны для связи магии с ночью и темнотой. В ночное время уровень «психического шума» значительно ниже, поскольку большинство людей спит; таким образом, это хорошее время для сотворения заклина­ний. Кроме того, ночью вас труднее обнаружить или потревожить, а в средние века это было очень важно. Ночью или при тусклом освещении гораздо меньше визуальных отвлекающих факторов, и в темноте таланты проявляются наиболее полно; поэтому даже самые честные медиумы предпочи­тают работать в слабо освещенных помещениях. Та­ким образом, обычные соображения практичности делают ночное время идеально подходящим для магии.

Секс и отношение к нему тесно связаны с по­нятием черной магии и тьмы как олицетворением зла. Согласно учению церкви, секс является «необ­ходимым злом». Оргии и ритуалы плодородия, позднее смешанные с колдовством и магией, оп­ределенно были наибольшим злом с точки зрения поборников христианской религии. Оргии обычно проводились ночью, чтобы избежать огласки и не­нужного риска. Под покровом тьмы, конечно же, происходило много греховных событий. Тьма защищала злодеев. Следовательно, тьма олицетворяла зло, и магия, обычно практикуемая в ночные часы, также была злом.

Между сексом и магией есть другие точки соп­рикосновения, прочнее ассоциирующие ее со злом. Вспомним о том, что большая часть феноме­нов РСПК связана с подростками, впервые начи­нающими осознавать свою сексуальность. Таланты большинства одаренных людей пробуждаются при половом созревании. Сексуальное влечение — одно из самых мощных, по всем направлениям воз­действия на метаболизм и личность человека. Во многих оккультных школах ученикам советуют хранить целомудрие, чтобы не тратить попусту свою энергию. 3 некоторых племенных культурах практикуется сексуальное воздержание вплоть до исполнения магических обрядов, весьма сексуальных по своей природе. Сексуальная мощь и контроль над нею являются главной целью большинства ри­туалов в современной культуре. И наконец, чаще всего мне задает вопросы о сексуальной магии и проклятиях (обычно направленных на более удач­ливых соперников). Секс и магия идут рука об руку

Но, как нам известно, секс является злом Ч за ис­ключением тех случаев, когда сексом занимаются муж и жена, в «миссионерской» позиции, с един­ственной целью завести детей; и даже тогда сле­дует воздерживаться от наслаждения, ибо удоволь­ствие — тоже зло). И разумеется, женщины — тоже зло, поскольку искушают мужчин заниматься сексом, а потоМУ злых колдуний гораздо больше, чем злых колдунов*.

 

* По причинам, связанным с особенностями техники магических ритуалов, женщины также «нечисты», как минимум один раз в месяц когда и метаболизм нарушает пси-активность на боль­шом расстояний Поэтому они обычно исключаются из магичес­ких ритуалов во  время менструации. — Прим. автора.

 

Как можно убедиться, большая часть знаний учеб­ного курса Черной и Белой магии — полная чепуха и не имеет практически никакого отношения к дей­ствительности. Но в оккультной литературе есть много сочинений по предмету, о котором большин­ство людей никогда не слышало; я имею в виду Серую магию. Это название было закреплено за действиями, считавшимися этически нейтральными или, по крайней мере, «серединка на половинку».

Поскольку мы подвергли критике Черную и Бе­лую магию, то вряд ли стоит рассматривать Серую магию. Почему бы не избавиться от всей этой ах­роматической, нравственно предвзятой, антигуман­ной схемы классификации магических действий и организаций. Давайте вернемся к живым цветам спектра и будем пользоваться другой системой, ос­нованной на языческой, ассоциативной классифика­ции цветов.

Так как система, которой мы будем пользовать­ся, очень близка к традиционно используемым при изучении ауры живых существ, стоит уделить страницу-другую изучению этого феномена. Счита­ется, что ауры — это энергетические поля, окружа­ющие тело. Люди, наделенные талантом, могут видеть эти поля и составлять мнение о физическом, умственном, эмоциональном и психическом состоя­нии исследуемой личности.

Из физики и физиологии мы уже знаем, что человеческое тело излучает разнообразную энергию в электромагнитном спектре, от инфракрасных теп­ловых лучей до телепатических радиоволн. Являются ли ауры на самом деле энергетическими полями или просто вводными механизмами для обработки теле­патической информации — сейчас нельзя утверж­дать с уверенностью, а возможно, это вообще не­важно.

Согласно теории, человек имеет три различные ауры, последовательно окружающие тело. Первые две расположены очень близко, в то время как тре­тья отстоит на несколько футов. Внутренняя аура имеет желтоватый оттенок и предположительно указывает на состояние нервной системы, в то время как вторая аура обычно красная и указывает на фи­зическое здоровье человека. Однако, когда люди говорят об «ауре», они обычно имеют в виду тре­тий слой, который, в отличие от нервной и те­лесной ауры, имеет много возможных оттенков.

Расположенная на расстоянии нескольких футов от тела, она окружает его энергетическим коконом. Цвета на поверхности этого кокона переливаются и пульсируют в соответствии с характером и мыслями человека. Часто эти цвета называются «слоями», на­ложенными один на другой, причем внутренние слои обозначают наиболее глубинные характерис­тики личности. Другие утверждают, что цвета вы­ходят из тела в виде лучей при внезапных пере­менах настроения и вспышках эмоций. Обычно преобладает один цвет, заглушающий все осталь­ные и указывающий на основу личности (см. рис. на с.165).

Я многократно подвергал свою ауру исследова­нию и получал любопытные результаты. Хотя обыч­но преобладали золотистый и медный цвета, мне говорили, что в моей ауре иногда появляется аспект aurora borealis: все цвета спектра, включая ультра­фиолетовый, постоянно исходят из моего тела в ра­дужных сочетаниях. Все «чтецы» говорили, что никогда не встречались с подобным эффектом, и до сих пор никто из них не смог как следует ин­терпретировать его.

Итак, в человеческой ауре предположительно наблюдаются все цвета спектра, ахроматики и уль­трафиолетовые лучи. (Упоминал ли я о том, что у животных и растений также есть ауры? Обычно они зеленые и красные, именно в такой последо­вательности.) Все цвета проявляются в различных пропорциях, оттенках и полутонах. Нравственные ценности ассоциируются с чистыми, яркими, интен­сивными оттенками. Черный цвет, разумеется, оз­начает зло. Коричневый или темно-оранжевый счи­тается вредным, поскольку «загрязняет» другие цвета и подразумевает чувственную натуру. Систему, ко­торой мы будем пользоваться для классификации различных областей магии, также можно применять для определения аур, если вы обладаете талантом видеть их. Что касается фактического существования аур… опять-таки, недостаточно данных!

Сейчас мы перечислим различные типы магии по цветам. Каждому цвету соответствуют свои виды деятельности, обычной и магической, которые в дальнейшем будут упоминаться в сочетании с ним. Естественно, магия сама по себе не имеет цве­та: это всего лишь ассоциативные приспособления.

Красная магия. Относится к телесной деятельно­сти живых существ. Ассоциация явно основана на цвете крови, и следовательно, включает в себя как аспекты -исцеления, так и аспекты убийства. Этот цвет символизирует медицинские и военные науки, проклятия и благословения, вопросы физической силы и власти, а также зоологические науки.

Оранжевая магия. Имеет дело с эгоизмом и ма­териализмом, с гордостью и уверенностью в себе, мужеством и надежностью. Связана с физическими и экономическими науками. Происхождение этих ассоциаций остается неясным, но стоит заметить, что оранжевый цвет расположен в спектре между красным и желтым.

Желтая магия. Это магия разума и нервной си­стемы. Она включает в себя науки «чистого разу­ма», такие как математика, логика и философия. Также связана с обучением, систематизацией и те­оретизированием (теперь вы, наконец, понимаете, почему эта книга называется «Вводным исследова­нием основных принципов желтой магии»). Это цвет тавматургии.

Зеленая магия. Ныне почти вышедшая из упот­ребления в Америке, первоначально была магией сельскохозяйственного плодородия, но мы более не являемся аграрной нацией. Естественно, она вклю­чает в себя ботанические науки, плодородие и твор­чество, аспекты красоты и искусства. Я уверен, что многие знают хотя бы одного человека с «зе­леным пальцем»; такие люди часто неосознанно практикуют зеленую магию.

Голубая магия. Все мы знаем, что такое «хан­дрить»*.

 

*      Игра слов   Blue — голубой, blue mood — хандра, меланхо­лическое настроение.  — Прим. перев.

 

Отсюда следует основная ассоциация с этим цветом: человеческие эмоции. Традиционно голубая магия включает религию, ЭСВ, другие психические феномены, спиритуализм, гадание, теологию и об­щественные науки. Это цвет теургии.

Магия индиго. Это один из старейших и вместе с тем один из самых молодых цветов в магии. Первоначально он символизировал способность вы­зывать дождь и управлять погодой, то есть метео­рологию. С тех пор он распространился на другие «небесные» науки, включая астрономию, астрофизику (которая, как вы помните, находится под пок­ровительством ангела НАСА), а также путешествия во времени и пространстве.

Пурпурная магия. Этот цвет редко, если во­обще когда-либо, назывался «фиолетовой магией», потому, возможно, что фиолетовый цвет не соот­ветствует основной ассоциации: бурной физической страсти. Пурпурный цвет появляется в результате со­четания красного и синего, поэтому в результате мы можем ожидать «физические эмоции». Пурпурный цвет связан с любовью, похотью, ненавистью, стра­хом, гневом и экстазом. Как ни странно, вопросы власти и политических наук также традиционно связываются с этим цветом. Может быть, виной тому « царственный пурпур »?

Ультрафиолетовая магия. Это цвет разрядов и вспышек чистой энергии в царстве психики. Иног­да его путают с черным (вы когда-нибудь видели «черный свет»?), а поскольку сила часто считается злом, то это еще одна причина для того, чтобы на­зывать злую магию «черной». Таким образом, это самый подходящий цвет для власти и политики, од­нако мы все же сохраним их принадлежность к пурпурной магии. Ультрафиолетовая магия сама по себе, в общем, бесполезна, если не сказать — са­моубийственна.

Коричневая магия. Строго говоря, коричневый не является ни оттенком, ни ахроматиком. Это соче­тание красного и желтого цветов со средней или низкой насыщенностью и хроматизмом. Короче го­воря, это темно-оранжевый цвет. Помните атрибуты оранжевой магии? Так вот, коричневый цвет еще более материалистичен. Как упоминалось выше, в толковании человеческой ауры коричневый цвет указывает на чувственную натуру. Для наших целей мы можем считать его примитивным цветом, связанным с животным царством. Коричневая магия за­нимает свое традиционное место: это магия лесов и полей, животных и охоты. Связана с экологичес­кими науками.

Как видим, все цветовые классификации перек­рываются и взаимодействуют друг с другом. Вы мо­жете убедиться, что они вполне совпадают с опре­делениями цветов в Тантре и с племенными традициями в неграмотных обществах по всему миру. Но помните: если вам легче работать с объ­ектом, помещая его в другой цвет магии, не стес­няйтесь делать это! Лучше всего использовать ас­социации, эффективно работающие на личном уровне, хотя при этом вы время от времени можете попадать в конфликтующие цепи коммутатора (объяснение см. в следующей главе). Приведенный список является всего лишь наиболее удобной клас­сификацией цветов, которую мне удалось изобре­сти.

Возможно, вы заметили, что в то время как ахроматики использовались для чисто абстрактных понятий, таких как «добро» и «зло», наша система обращена к конкретным вещам и живым суще­ствам, хорошо знакомым каждому из нас, и не имеет моральных оттенков. Поэтому я называю ее Живым Цветом.

Маги (а также колдуньи и чародеи) Живого Цвета — это маги нашей эпохи. Яркие, живые цвета современной моды и живописи — это сим­птомы ухода от ахроматики и антигуманной по­зиции. Я лично знаком с тремя Красными и Пур­пурными магами, а также с дюжиной Зеленых и Коричневых магов, чародеев и колдуний. Их ряды растут с каждым днем, и, если вы собираетесь се­рьезно заняться магией, я могу лишь посоветовать вам попробовать Живой Цвет.

У некоторых людей может сложиться впечатле­ние, что мне не нравится колдовство и что я считаю всех колдунов мошенниками. Это не так. Мне не нравится большинство колдунов, с которыми я встречался. Многие их приемы смахивают на мо­шенничество, но лишь потому, что эти люди за­нимают ахроматичную, антигуманную позицию Если вы хотите почитать Мать-Землю и стать Зе­леной колдуньей, или почитать Пана и стать Ко­ричневым колдуном, или почитать Эскулапа и стать Красным колдуном, то доброго вам пути и побольше силы.

Принимая во внимание плачевную экологическую обстановку на нашей планете, человечеству нужно как можно больше специалистов Зеленой и Корич­невой магии, независимо от того, называют они себя магами, колдунами, чародеями или нет.

Добро пожаловать в волшебный мир Живого Цвета!

Заклинания плацебо,

коммутатор и раздумья над объяснениями

 

Несомненно, некоторые читатели считают меня сумасшедшим, болтающим о заклинаниях, которые работают на самом деле. Чтобы немного удовлет­ворить их и умерить пыл своих наиболее рьяных сторонников, мы приступим к изучению немного более «приземленного» способа магических дей­ствий: эффекта плацебо. Начало этой главы будет тихим и мирным, но ближе к концу снова начнутся всякие чудеса.

Слово «плацебо» происходит от латинского гла­гола, означавшего «радовать» или «умиротворять» Многие знакомы с «сахарными пилюлями», кото­рые врачи часто дают ипохондрикам. Любознатель­ному исследователю нетрудно обнаружить, что плацебо действительно используется в современной медицине, причем во все возрастающем объеме. Если вы дадите человеку таблетку и скажете ему, что это новое удивительное средство, лечение ча­сто оказывается столь же эффективным, как если бы плацебо было настоящим лекарством.

В 1965 году Теодор Л. Томас описал эффект плацебо в февральском выпуске «Фэнтези энд Сайенс Фикшн». Вероятно из-за того, что статья была опубликована в научно-антастическом жур­нале, ее сочли «ненаучной» и проигнорировали. Однако поразмыслим над его словами:

Когда пациент реагирует на лекарство или лече­ние, которое не может оказать непосредственного воздействия на его болезнь, мы имеем дело с эф­фектом плацебо. Целители пользовались эффек­том плацебо в течение тысячелетий. Когда желу­дочные колики лечатся толченым волосом летучих мышей, когда боли в спине снимаются сахарными пилюлями, мы видим эффект плацебо в действии. Плацебо может состоять из дозы безвредного ви­тамина или активного лекарства в гомеопатичес­ком количестве, слишком незначительном, чтобы оказать прямое медикаментозное воздействие. Это может быть инъекция физиологического раствора, имитация электрошока или даже фальшивая хирур­гическая операция. Это может быть простое нало­жение рук. Одна из недавних оценок гласит, что в сорока процентах медицинских рецептов паци­ентам предписывается плацебо. Исследования эффекта плацебо дает замечательные результаты. Препараты плацебо контролировали уровень сахара в крови более половины пациентов из группы диабетиков. Они улучшили состояние почти всех пациентов из группы больных гастри­том. Они уменьшили боли пациентов после хирургических операций. Они приносили значитель­ное облегчение при ревматоидном артрите. По всему спектру применения медикаментов плацебо выполняет работу настоящих лекарств и в некото­рых случаев даже дает лучшие результаты. Ра­зумеется, препараты плацебо не могут предотвра­тить неизбежный исход. Иногда они дают такие же побочные эффекты, как и сами лекарства: головокружение, тошноту, лихорадку, опухание ло­дыжек и так далее.

Было обнаружено, что обстановка, в которой пла­цебо прописывается пациенту, имеет важное значе­ние; даже наличие или отсутствие белого халата у врача может сыграть заметную роль. Были от­крыты десятки дополнительных факторов. Даже животные реагируют на эффект плацебо Что-то несомненно воздействует на организм — что-то, находящееся за пределами воображения пациента. Напрашивается предположение, что эффект плаце­бо можно применять для лечения раковых заболе­ваний… или сделать человеку инъекцию при со­ответствующих обстоятельствах, сказать ему, что теперь он будет жить вечно, и посмотреть, что произойдет. Похоже, эффект плацебо имеет прак­тически неограниченные возможности. К чему тра­тить деньги на исследования и создание новых лекарств и вакцин, на разработку новых хирур­гических процедур? Вложите средства в исследо­вание эффекта плацебо. Если мы поймем меха­низм его действия, то отпадет надобность во всем остальном. Любого человека можно будет изле­чить от любого недомогания, прописав ему плацебо в обстановке надлежащей серьезности и правдо­подобия.

Возможно ли, что в случае с эффектом плацебо мы имеем дело с клеточным психокинезом? Пока что можно сказать лишь одно: «недостаточно све­дений». Но давайте возьмем что-нибудь более близкое к общепринятому понятию магии. Клод Леви-Страусе в статье «Чародей и его магия», о ко­торой уже упоминалось выше, показывает, каким образом человек может умереть от проклятия, о ко­тором он знает.

Попытайтесь ненадолго представить себя членом неграмотного «примитивного» общества. Местный колдун только что заявил, что наложил на вас проклятье. По существующим понятиям, вы обречены на гибель. Друзья и соседи избегают вас и начи­нают обращаться к вам в прошедшем времени. Воз­можно, они даже устраивают вам похороны. Люди начинают возмущаться тем, что вы еще живы. В результате возникает состояние, которое называется танатоманией (одержимость смертью). Леви-Страусс говорит:

Каким образом эти сложные феномены проявля­ются на физическом уровне? Кэннон показал, что страх, как и ярость, ассоциируется с особенно по­вышенной активностью симпатической нервной системы. Эта активность обычно полезна и включает в себя органические изменения, позволяю­щие человеку приспособиться к новой ситуации. Но, если человек не находит выхода для любой инстинктивной или внушенной реакции на не­обычные обстоятельства (или обстоятельства, которые он считает необычными), активность сим­патической нервной системы еще больше усили­вается и становится беспорядочной; иногда, в течение нескольких часов, это может привести к умень­шению объема крови и резкому падению кровяного давления с непоправимым ущербом для внутренних органов. Отказ от еды и питья, обычный среди пациентов, охваченных сильным беспокойством, предшествует этому процессу; обезвоживание ак­тивизирует симпатическую нервную систему, и уменьшение объема крови подчеркивается возраста­ющей проницаемостью стенок капиллярных сосудов. Эта гипотеза была подтверждена изучением многочисленных случаев, таких как травмы в ре­зультате бомбежек, шок после сражения и даже хи­рургические операции: наступает смерть, однако вскрытие не показывает внутренних повреждений.

Короче говоря, в вашей кровеносной системе происходит значительный выброс адреналина, но вы не можете высвободить энергию, которую он дает. Возможно, вы обезумеете и впадете в неи­стовство, и тогда соплеменникам придется убить вас. Возможно, вы обратитесь к другому колдуну, который успокоит вас и наложит встречное прок­лятье на своего конкурента. Однако, если у вас не будет иного выхода, изменившийся метаболизм про­сто разорвет ваше тело изнутри!

Здесь внушение используется для убийства вместо исцеления, и происходящее сравнительно легко объ­яснить с точки зрения современной психофизиоло­гии. Совершенно ясно, что мы имеем дело с иным механизмом, нежели «исцеление верой» или прок­лятия, когда жертва не знает о нападении (возмож­но, за исключением неосознанной телепатии).

В оккультной литературе существуют обильные свидетельства, подтверждающие, что устного сооб­щения о наложенном проклятии или чудесном исце­лении бывает достаточно для достижения желаемого результата. Человек проделывает всю работу сам — либо с помощью процедуры, описанной выше, либо посредством клеточного психокинеза.

Кое-что мне пришлось испытать на личном опы­те. Люди часто обращались ко мне и просили сот­ворить заклинание, чтобы разрешить ту или иную проблему. Они беспокоились о своей работе, лю­бимом человеке, здоровье или просто жаловались на «невезение». Иногда я приходил к выводу, что на самом деле в заклинании нет необходимости или ситуация, в которой они находились, оказыва­лась слишком сложной для меня. В таких случаях я пользовался «заклинанием плацебо», то есть гово­рил им, что сотворю заклинание, но не делал этого. (Иногда я совершенно искренне давал обе­щание, но что-то мешало мне сделать это.)

Как ни странно, заклинания плацебо часто ока­зывались эффективными. Через несколько дней люди возвращались ко мне и говорили: «Какое за­мечательное заклинание ты сотворил, теперь у меня все в порядке», хотя на самом деле я вообще ничего не делал. Или все-таки делал?

Здесь есть много возможных объяснений. Может быть, все мои пациенты нуждались лишь в неболь­шой дозе уверенности в себе, чтобы разрешить свои проблемы, обычным или магическим спосо­бом. Может быть, происходило нечто вроде само­гипноза. Может быть, в тех случаях, когда я хотел совершить заклинание, но не мог этого сделать, я все же что-то делал на подсознательном уровне — хотя бы пробуждал латентные способности других людей. Недостаточно сведений!

Помните, наши мысли обладают материальной силой. Мысли работают на нескольких уровнях: физическом, эмоциональном, умственном и психи­ческом. Если я искренне верю, что другой человек может проклясть или исцелить меня, значит, он мо­жет это сделать! Не имеет значения, осознанна ли моя реакция или нет — результат остается неизмен­ным. Справедливо и обратное: если врач или ча­родей искренне верит, что он может проклинать или исцелять людей, то он действительно может это сделать (при условии, что пациент или жертва не способны защитить себя от воздействия).

Прошу заметить, что эффект плацебо может взаимодействовать с реальными заклинаниями. При­нимая во внимание роль внушения и ассоциативного мышления в магии, не удивительно, что к каждому заклинанию может быть подмешана небольшая доза плацебо. Реквизит, используемый в ритуалах, ред­ко обладает силой сам по себе, зато может про­извести эффект плацебо.

Теперь мы собираемся вернуться к области «чистой» магии и обсудить теорию, которую я долго держал при себе. Она поднимает почти столько же вопросов, сколько дает ответов, но в то же время открывает путь для новых иссле­дований. Эта теория — чистая спекуляция с моей стороны, но я считаю ее полезной рабочей гипотезой и весьма удобным орудием для исс­ледований. Кроме того, она позволяет широко применять «бритву Оккама» в джунглях проти­воречивых и хаотических понятий. Я назвал ее теорией Коммутатора.

Начнем с предпосылки, уже близкой к тому, чтобы получить окончательное доказательство и принятой большинством парапсихологов: каждый человек постоянно передает и принимает телепати­ческие волны (помните статью Когана?). С момен­та вашего рождения, или даже раньше, каждая ваша мысль изменяла равновесие нервной системы, и та­ким образом, модулировала телепатическое излуче­ние. В обобщенном виде теория логически выводится из следующих соображений:

Содержимое моей памяти транслировалось по всему миру и теперь является частью вашей памяти. И наоборот: где-то глубоко внутри все ваши вос­поминания являются частью моих воспоминаний. Когда я умру, мои воспоминания сохранятся в вашем

сознании; когда вы умрете, другие получат ваши воспоминания о моих воспоминаниях, ad infinitum*.

 

До бесконечности (лат.) — Прим. автора. — 178-

 

В конечном счете, каждый из нас несет в себе глубоко запрятанные воспоминания любого живого человека, наряду с воспоминаниями тех, кто уже умер. Эту огромную сеть из миллиардов взаимо­связанных метасхем и подчиненных схем я назы­ваю Коммутатором по причинам, которые вскоре станут очевидными.

Я далеко не первый, кто выдвинул подобную концепцию. Возможно, вы знакомы с индуистски­ми представлениями об акаши как хранилище зна­ний из прошлых жизней и с трудами Карла Юнга о Коллективном Бессознательном как собрании воспоминаний, общих для всего человечества. По­жалуй, я всего лишь был первым, кто сформули­ровал эту концепцию в столь рациональных и ме­ханистичных терминах.

Даже если принять мою теорию как «истинную», остается много вопросов и проблем. Как обнаружи­ли Коган и его коллеги, количество и качество принимаемых данных уменьшается с расстоянием. Возможно, что «считывать» мои воспоминания мо­гут лишь те, кто находится в непосредственной бли­зости от меня. Этот феномен может служить при­чиной наличия так называемой расовой памяти и усложненных проявлений пси-энергии в изолированных племенных культурах. Кстати говоря, с тех пор, как я родился, ни один человек не находился рядом со мной постоянно (благодаря современному образу жизни). Возможно, мои воспоминания отк­ладывались кусками в разуме сотен людей, рас­сеянных по всему свету. Однако следует помнить, что каждый новый объем информации, который вы получаете, предположительно включая воспоми­нания других людей, изменяет вас самих и модули­рует ваше телепатическое излучение. Если вся ин­формация постоянно транслируется и ретранслиру­ется, то в конечном счете она будет охватывать весь земной шар. Поскольку спектр волн, транслируе­мых человеческим телом, подвержен почти беско­нечным модуляциям, это представляется вполне воз­можным. Возникает также вопрос о наличии исторической переменной. Как далеко в прошлое простирается действие Коммутатора? Заканчива­ется ли оно на кроманьонцах, неандертальцах или питекантропах? Заканчивается ли оно вообще на че­ловеке? Возможно, что оно уходит в прошлое вплоть до первого живого существа, обладавшего нервной системой и способного к приему и пере­даче телепатических волн? Раз уж мы коснулись зоологии и эволюции, то можно заодно рассмот­реть проблему мутантов. Вовсе не обязательно, что­бы каждый человек был соединен с Коммутато­ром. Если хотя бы один человек из миллиона достаточно одарен телепатически, мы все равно имеем Коммутатор значительных размеров на несколько миллионов воспоминаний.

Нам еще предстоит узнать, какое сочетание пе­ременных определяет прочность конкретных схем, или цепей в Коммутаторе, а отслеживание их во времени само по себе представляется невероятно сложной задачей.

К примеру, предположим, что умерло сто че­ловек, каждый из которых верил в великого бога Ирвинга; так формируется новая цепь «веры в Ир­винга». Со временем в мире умрут еще миллионы почитателей Ирвинга, и их воспоминания присо­единятся к Коммутатору. Они умерли, но их воспоминания продолжают жить. Вполне вероятно, что количество метасхем, объединенных в цепь, является важной переменной, определяющей ее прочность. Чем больше людей верит в Ирвинга, тем прочнее будет цепь «веры в Ирвинга» в Комму­таторе.

Теперь рассмотрим еще одну переменную. Яв­ляется ли цепь убеждений одного миллиарда хрис­тиан более прочной, чем цепь убеждений трех мил­лиардов почитателей Матери-Земли лишь потому, что первые позднее подключились к Коммутато­ру? Или потому, что с ними легче вступить в кон­такт? Или, если перейти на индивидуальный уро­вень, означает ли это, что метасхема вашей бабушки обладает большей прочностью и легче до­сягаема, чем метасхема вашей прабабушки?

Следующая переменная, которую мы должны рас­смотреть, традиционно играла очень важную роль. Это состояние метасхемы человека в момент смерти. Отличается ли память жизнелюбивого человека, бо­ровшегося до конца, от памяти того, кто ушел по­корно, смирившись со своей участью? Различно ли количество и прочность формируемых цепей? По­вышение уровня адреналина в крови во время пред­смертной агонии может резко модулировать и уси­ливать телепатическую трансляцию; возможно, поэтому жертвы насильственной или внезапной смерти чаще всего становятся «призраками»*.

 

*Это также объясняет, почему проклятия, посылаемые со смерт­ного одра, оказываются наиболее сильными Если человек при­нимает решение потратить всю оставшуюся энергию на прок­лятие вместо борьбы за жизнь, это может привести к разру­шительным результатам — Прим. автора.

 

Какое воздействие оказывают сильные эмоции, такие как ярость, любовь, страх, похоть или ненависть, на соответствующие цепи, формируемые в Коммутато­ре? Отличаются ли люди, обладающие сильной лич­ностью и волей, от слабовольных людей, когда элементы их метасхемы начинают взаимодействовать с Коммутатором?

Согласие с существованием Коммутатора при­водит к определенным логическим выводам, кото­рые следует рассмотреть подробнее — в частности потому, что понятия «живой» и «обладающий соз­нанием» до сих пор слишком расплывчаты и не­определенны.

Позвольте вернуться к предыдущему примеру с религиозными убеждениями. В Коммутаторе про­исходит взаимодействие очень больших групп лю­дей (то есть очень прочных цепей), верящих в су­ществование реального бога Тора, реальных демонов, Имира и Сатаны. Помните, что метасхема каждой личности включает эти схемы верова­ний как часть субъективной «истины» и что люди поступают в соответствии со своими убеждениями и живут во вселенных, где их верования реальны. Следовательно, в Коммутаторе имеются очень прочные цепи, подтверждающие реальность богов и демонов. Окончательный результат, вполне со­ответствующий закону Правдивой Лжи, гла­сит, что каждое божество, демон или дух, в ко­торых когда-либо верил человек, могли существовать в действительности.

Мы должны также задать вопрос, обладает ли Коммутатор собственной жизнью или сознанием. Многие маги и мистики ответили бы утверди­тельно. Он жив по-своему, поскольку мы можем взаимодействовать с ним так же, как с другими сущностями. И разумеется, согласно закону Персо­нификации…

Некоторые даже утверждают, что Коммутатор жив по-настоящему и развивается вместе с развитием  человечества; возможно, он даже пытается управлять человеческой эволюцией, выдвигая новые идеи и понятия, особенно имеющие религиозную или эти­ческую природу. Мне лично кажется, что Ком­мутатор обладает квазижизнью во всей полноте своих наиболее прочных цепей, но я не могу ут­верждать с уверенностью.

Возникает еще одна мысль. Возможно ли, что­бы другие существа — здесь, на Земле, или в иных мирах — могли иметь свои Коммутаторы? Дельфин, к примеру, обладает мозгом и нервной системой, не уступающими по сложности челове­ческим, и, без сомнения, тоже способен передавать и принимать телепатические сигналы. В истории человечества накоплено огромное количество све­дений об отношениях между людьми и дельфинами. Лишь несколько месяцев назад греческий рыбак, потерпевший крушение в Средиземном море, был спасен дельфинами, которые несли его двадцать миль до побережья и по пути отбивались от акул. Некоторые ученые утверждают, что дельфины «иг­рают» с человеком, тогда в этом случае они по­теряли нескольких своих товарищей в схватке с акулами ради того, чтобы продолжить «игру». Во­обще-то, я склонен думать, что дельфины умнее людей. Они не только имеют больше мозговых из­вилин (число которых вроде бы соотносится с раз­витием разума), но и не убивают себе подобных. Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о дель­фине, создающем атомную бомбу или изобретаю­щем ядовитый газ? Обычно это «объясняют» тем фак­том, что у дельфинов нет рук. Но пробовали ли парапсихологи или океанологи проводить телепатические эксперименты с дельфинами? Разумеется, нет.

Представьте себе, если можете, два огромных Коммутатора, нависающие над Землей (в конце концов, они представляют собой лишь модулирован­ные энергетические схемы, генерируемые нашими физическими телами, и их существование зависит от нас). Разрастаясь, они начинают взаимодейство­вать с Коммутаторами на других планетах и звездных системах, и со временем образуют колос­сальный Галактический Коммутатор. Но зачем останавливаться На этом? Рассуждая логически, мы в конечном счете приходим к идее Вселенского Коммутатора, связывающего все галактики в на­шей физической вселенной. Возможно, этот Все­ленский Коммутатор с бесчисленными квадриль­онами разумов в далеком будущем найдет способ обратить энтропию вспять и сотворить новую Все­ленную, сказав что-нибудь вроде: «Да будет свет!».

Мы вступили в царство фантазии и научной фантастики, но вы видите, каким образом простая теория может стать основой для самых невероятных экстраполяции. Однако теперь давайте спустимся с небес на землю.

Возможно, некоторые из вас задаются вопросом, почему я называю Коммутатором это собрание метасхем, генерируемых человечеством и разделяемых всеми живыми существами. Такое название пока­залось мне удобным по аналогии с обычным ком­мутатором, поскольку некоторые люди способны, случайно или намеренно, подключаться к его со­ставным частям. Подключение  к  Коммутатору является разно­видностью пси-феномена в том смысле, что здесь задействованы те же самые переменные. Подключение следует понимать как вид телепатической связи с Коммутатором,  или  «супер-интроспекцию», Ключом опять-таки служат ассоциации, усиленные эмоциями, и, как и в случае с другими видами пси, это происходит чаще случайно, чем умышленно..

К примеру, вы молитесь в церкви вместе с дру­гими верующими. Повторяя молитву, вы не только становитесь частью локального «группового разума» или мини-Коммутатора, генерируемого мыслями присутствующих, но также можете подключиться к цепи Коммутатора, состоящей из всех приверженцев данной религии.

Теперь предположим, что вы живете на Юге  девятнадцатом веке и узнаете, что чернокожий мужчина попытался жениться на белой женщине. В центре города собирается большая толпа; все пылают ненавистью и фанатизмом. Неожиданно формируется цепь, и толпа превращается в неуп­равляемое стадо. Став частью этого стада, вы про­питываетесь миазмами ненависти и можете совер­шить поступки, которые как отдельная личность сочтете ужасными и отвратительными. Многие люди, изучавшие психологию толпы, отмечали, что она действует, как единое целое, словно ее пос­тупками руководит некий примитивный животный разум. Если в Коммутаторе существует цепь, от­вечающая чувствам толпы, то устанавливается связь, и члены толпы становятся «одержимыми». Помое­му, настоящая черная магия творилась «людьми» в белых балахонах, хорошо знавших, как взвинтить до предела толпу линчевателей и заставить ее со­вершать чудовищные бесчинства, обычно во имя христианского милосердия.

Приведу еще один пример. Допустим, вы хо­дите по старому обветшавшему дому. Ваше восп­риятие начинает формировать в сознании опреде­ленные схемы. Где-то в Коммутаторе хранятся метасхемы воспоминаний об этом доме и о собы­тиях, происходивших в его стенах. Эмоциональные ассоциации сильны с обеих сторон еще не суще­ствующей линии связи, и схемы, формируемые в вашем сознании, могут быть сходны с теми, что находятся в Коммутаторе. Внезапно цепь замыка­ется, и вы подключаетесь к Коммутатору. Ваш разум наполняется воспоминаниями, которые при­надлежат не вам. Поступающая информация интер­претируется незнакомыми способами.

Возможно, вы «видите» призраков или «слы­шите» странные голоса, рассказывающие вам о ве­щах, которые вы не можете знать. Вы не сошли с ума, и это не обычная галлюцинация. Просто вы случайно подключились к Коммутатору и интер­претируете получаемые сведения как сенсорную ин­формацию. Вы можете даже побеседовать с «приз­раком», как это делали многие медиумы. Кстати, если ваш рассудок отказывается понять и упорно отрицает происходящее, ваше подсознание может прибегнуть к психокинезу, чтобы убедить вас. Вне­запно выключаются лампочки, хлопают двери, по­являются и исчезают таинственные огни, предметы летают по комнатам. Складывается полная картина «дома с привидениями». В ней нет ничего сверхъ­естественного, зато с вами действительно произош­ло нечто необычное.

Теперь такой пример. Вы мирно спите в пос­тели; какая-то схема в пределах вашей метасхемы неожиданно вступает в контакт с одной из схем Коммутатора, и вы бессознательно подключае­тесь к нему. Вас спящий разум затопляют воспоминания очень энергичного человека, жившего нес­колько веков назад. Они могут быть настолько яр­кими, что кажутся вашими, и вы интерпретируете поступающую информацию как личные воспомина­ния о своей предыдущей жизни. Проблема заклю­чается в том, что хотя в Коммутаторе хранятся воспоминания всех умерших и ныне живущих лю­дей, это все же воспоминания других людей, и их не следует путать с вашими. Когда физическое тело умирает, оно прекращает транслировать теле­патические волны, и личность остается лишь в вос­поминаниях живущих. Действительно, эти воспоми­нания могут быть очень живыми и яркими, но, за исключением редчайших случаев, они не вселяются в новое тело и не продолжают накапливаться. В сущности, есть все основания полагать, что большая часть метасхем начинает разрушаться сразу после смерти и постепенно вырождается (о чем свидетель­ствует тот факт, что даже при подлинном спири­тическом контакте умственная организация призыва­емого «духа» обычно очень слабая). Возможно, само желание обрести личное бессмертие, порож­денное естественным страхом перед смертью, в со­четании со случайными подключениями, лежит в основе всей теории «реинкарнации». Человеку не­навистна мысль о том, что злодеи, преуспевавшие в этой жизни, не понесут заслуженного наказания в ином воплощении; таким образом, понятие кармы может использоваться для оправдания нравственных предпосылок реинкарнации. Те, кто верит в по­добные вещи, теперь могут убедиться, что я насто­ящий материалист.

Однако я хорошо знаком с литературой по ре­инкарнации и еще не обнаружил ни одного случая, где моя теория Коммутатора не обеспечила бы альтернативного объяснения, одновременно более простого и не противоречащего здравому смыслу. Конечно, я могу ошибаться. Землю тоже можно счи­тать плоской, но современные понятия приносят зна­чительно больше пользы.

Некоторые оккультисты убеждали меня, что, хотя материалистические электромагнитные теории мо­гут объяснить телепатию, они не объясняют различ­ные виды ясночувствования и гиперпознания. Ду­маю, они ошибаются. Если рассматривать телепатию как электромагнитный феномен, то из этого логи­чески вытекает теория Коммутатора. С моей точки зрения, все виды ясночувствования, и даже раз­личные формы гиперпознания, могут быть функци­ями Коммутатора. Очевидно, мы просто интерп­ретируем сведения, полученные через Коммутатор, как ясновидение или яснослышание. Принцип его действия подобен колоссальному компьютеру, рас­считывающему возможные варианты на основании имеющейся информации. Учитывая количество метасхем, скорость и сложность расчетов выходит за рамки человеческого воображения. Время от времени вы можете случайно подключиться к Коммутато­ру и получить информацию о прошлом, настоящем или будущем в виде предсказания или расчета ве­роятностей. Заметьте, я не утверждаю, что Комму­татор делает это сознательно; с таким же успехом можно назвать разумным любой современный ком­пьютер, который на самом деле представляет собой лишь устройство, с огромной скоростью произво­дящее простейшие арифметические вычисления.

Все это может означать, что на самом деле су­ществует лишь одна разновидность ЭСВ, то есть телепатия, имеющая электромагнитную природу. С другой стороны, парафизика вроде бы не связана с Коммутатором, если не считать возможности извлечения оттуда дополнительной энергии для агента. Но тогда, поскольку (а) все вещество является энергией; (б) парафизика включает в себя манипуляцию веществом и энергией; (в) Коммутатор… ого-го!

Как видим, теорию Коммутатора можно ис­пользовать для объяснения многих необычных или «сверхъестественных» феноменов с использованием терминов, более привычных для современного ра­зума. Однако помните, что все вышеописанное — чисто умозрительное построение, логически вы­текающее из предпосылки, что мы постоянно поль­зуемся телепатией, не зная об этом. Эта предпосыл­ка, в свою очередь, представляет собой современное выражение распространенных мистических верова­ний о том, что каждое слово, мысль и поступок сохраняются навеки.

Создается впечатление, что мы наконец-то можем получить частичное научное подтверждение этим древним верованиям. Но если Коган и другие оши­баются, нам придется начать все сначала и безжа­лостно отказаться от теории Коммутатора. Столь безжалостная операция на теле моих магических убеждений будет болезненной, но если не провести ее в случае необходимости, то разовьется раковая опухоль, которая в конечном счете разрушит все ос­тальное.

С другой стороны, возможно, что новые исс­ледования потребуют лишь внести изменения в мою теорию. Разумеется, такой исход более желателен, поскольку она кажется мне очень полезной. Допу­стим, мы обнаружим, что, хотя телепатия и суще­ствует, она имеет не электромагнитную природу. В этом случае большую часть теории Коммута­тора можно будет сохранить. Однако, исходя из нынешнего положения вещей и ограничиваясь рам­ками этой книги, я предлагаю считать ее «верной».

Мы обсудили уже много явлений, которые при­нято называть «сверхъестественными». С помощью лингвистической волшебной палочки, меняющей слово на «паранормальный», мы смогли найти здравые, рациональные и естественные объяснения этим явлениям. Такова одна из главных задач книги: дать читателю систему упорядочения сведений о ма­гии и «сверхъестественном» таким способом, ко­торый не оскорблял бы человеческий разум. Много лет назад такой способ был применен в мистичес­кой каббале, где предоставлялся набор взаимосвя­занных приемов упорядочивания сведений. Однако в наши дни сложные философские системы, тре­бующие метафизической гимнастики, не годятся миру вечной спешки и больших скоростей. Итак, этот маленький том предназначен для того, чтобы снабдить современных магов современными инст­рументами для исследования.

Я постоянно подчеркивал пользу междисципли­нарного подхода для объяснения необычных или не­правдоподобных событий. Относясь к предмету ис­следований со здоровым скептицизмом, мы тем не менее обнаруживаем, что многие фольклорные ис­тории и распространенные предрассудки несут в себе зерно истины. Возьмем любое суеверие и пос­мотрим, что получится.

Как насчет «вервольфов». Это люди, предполо­жительно умеющие превращаться в волков посред­ством процесса, известного как ликантропия (вера в способность человека превращаться в разных жи­вотных существует в течение тысячелетий, и термин «ликантропия» охватывает все эти способнос­ти). Если после метаморфозы вервольфа ранили, рана оставалась на теле человека, когда он при­нимал первоначальный облик. Если вервольфа убивали, человеческое тело погибало. Как упоминалось выше, волчий облик был не единственным; некоторые люди становились медведями, львами, оленями, кабанами и так далее. Способность к превращениям приписывалась также традиционным «ведьмам», умевшим превращаться в животных и выведывать чужие тайны или творить разные па­кости.

Можно не сомневаться, что 99.99% историй о вервольфах и средневековых ведьмах были заве­домой ложью, сфабрикованной служителями като­лической и протестантской церкви. Истории изоб­ретались для укрепления власти и умножения богатства инквизиторов и «охотников на ведьм», преуспевавших на своем поприще. Но остается тот 0.01% историй, к которым стоит отнестись повни­мательнее. Мы будем рассуждать следующим об­разом.

Во-первых, всегда следует искать житейские, очевидные объяснения. Во всех человеческих культурах был распространен обычай облачаться в шкуры животных и подражать их повадкам; обыч­но это делалось с целью призвать дух животного в соответствии с законом Ассоциации. Можно вспомнить кроманьонскую пещерную живопись и мифы о «рогатом боге» диких лесов, не говоря уже о различных церемониях инициации и ритуалах плодородия. Викинги надевали медвежьи шкуры; чтобы устрашить врагов в битве (отсюда происходят слова «bear-sarker» и «берсеркер»). Все эти ри­туалы были густо замешаны на иллюзии, внуше­нии или просто обмане. Безумие тоже нельзя сбра­сывать со счетов; вполне возможно, что обезу­мевший человек уподоблялся дикому животному, нападая на скот и людей и перегрызая им глотки (как млекопитающее человек является гораздо более опасным животным, чем мы обычно думаем). Не­которые из вас, несомненно, знакомы с гипноти­зерами, убеждающими людей, что они преврати­лись в кошек или собак; самовнушение и безумие бывают гораздо мощнее гипноза. Стоит заметить, что большинство вервольфов согласно преданию изменяло свой облик в полнолуние — традиционное время безумия и «лунатизма». Хотя повышенная ак­тивность пациентов с умственными расстройствами вовремя полнолуния является экспериментально дока­занным фактом, современные ученые «знают», что связи не существует. Заметьте также, что способ­ности оборотня передавались через укус (закон Сродства) в те времена, когда люди ничего не зна­ли о микробах и медицинских инфекциях.

Только пропустив каждый случай через призму наиболее правдоподобных возможностей, мы мо­жем перейти к необычным объяснениям. Что, если способности оборотней были одним из проявлений пси-феномена?

Допустим, к примеру, что я установил полный телепатический раппорт со своим котом Бубастиком. Поскольку (надеюсь!) я обладаю более силь­ной волей, то у меня есть возможность захватить его тело (применив закон Тождества и т. д.). Тог­да я смогу видеть глазами кота и слышать его уша­ми, хотя кошачьи возможности сенсорного скани­рования покажутся весьма странными моему человеческому разуму. Однако если кошачьему те­лу будет нанесен ущерб, пока мы находимся в со­стоянии прочного раппорта, то потрясение, вызван­ное этим событием, вернет меня назад в мое тело. Бесчисленные эксперименты доказали, что гипноз и другие формы внушения могут служить причиной

появления и исчезновения ран на человеческом теле. Представляется возможным, что травмы, полученные в состоянии раппорта с животным, могут отразиться на человеческом теле. Разум в кошачьем теле при­надлежал мне; следовательно, когда кошке отру­били лапу, я лишился одной из своих конечнос­тей. Вернувшись в человеческое тело, я сохраню воспоминания об увечье, потому что оно ассоции­руется с сильнейшей болью и глубоко вошло в мою метасхему. Уже находясь в человеческом облике, я неосознанно начинаю выполнять действия, связанные с потерей конечности, и теряю руку или ногу (пос­редством паралича или КПК). Если бы кошка по­гибла, когда я находился в ее теле, то, возможно, пережитого потрясения было бы достаточно, чтобы убить меня.

Лично я склоняюсь к тому, что настоящая ликантропия заключается в телепатическом раппорте, а не в трансформации каждой молекулы тела при сохранении человеческого разума, способного вер­нуть это тело в первоначальное состояние. Опять-таки, если вы в совершенстве владеете психолюминисценцией, то можете создать вокруг себя иллюзию волка. Еще более простым способом бу­дет применение телепатического гипноза, чтобы одурачить зрителей. Я готов признать, что все вы­шеперечисленное выглядит весьма неправдоподоб­но, но мне не дают покоя две навязчивые мысли Во-первых, все большее количество экспериментов доказывает существование телепатической связи между человеком и животными. Во-вторых, имен­но серебро — великолепный проводник электро­магнитной энергии — согласно преданию, исполь­зовалось для охоты на оборотней

Раз уж мы коснулись темы, подробно разрабо­танной в голливудских фильмах ужасов, то можем заодно поговорить о Дракуле,  монстре Франкен­штейна и зомби.

Дракула (славянское слово, от греческого dra-gula, означавшего «дракон» или «чудовище») был самым знаменитым вампиром всех времен и наро­дов. Вампирами — в средние века в них верили практически повсеместно — считались мертвые мужчины и женщины, встававшие из могил, на­падавшие на живых людей и высасывавшие их кровь. К несчастью для романтиков, происхождение этих верований можно объяснить простыми, обы­денными причинами. Во-первых, существует редкая форма сумасшествия, пробуждающая кровожад­ность. Кроме того, кровь всегда ассоциировалась с жизнью и служила пищей для призраков в на­родных преданиях. Нельзя забывать и о том, что в средние века людей часто хоронили заживо — просто потому, что средневековые врачи ничего не знали о коме и каталептических состояниях. Если одна из таких жертв преждевременного погребения просыпалась и пыталась выбраться из могилы или гробницы (мне говорили, что такие случаи случа­лись нередко), с каждым, кто ее видел, случался нервный припадок. Сказочка о том, как вампиры превращаются в летучих мышей, является поз­дним дополнением к мифу и принадлежит к об­ласти ликантропии. Как бы то ни было, я считаю, что окончательное высказывание на тему вампиров и вампиризма было сделано Чарльзом Шульцем.

Монстр Франкенштейна был не более чем сов­ременной разновидностью голема, или воплощени­ем примитивной идеи робота. Голем — это искус­ственное человекоподобное существо, либо соз­данное из дерева, глины или металла, либо сшитое из отдельных кусков мертвых тел. Обычно голема наделяли жизнью, чертя на его лбу священное имя.

Голем не имел собственного разума и был превос­ходным рабом для своего создателя. Понятие голема играло важную роль в еврейском мистицизме и магии, но я сомневаюсь, что кому-либо удавалось соз­дать действующую модель.

Что касается зомби, или «ходячих мертвецов», то они являются частью вудуистского культа. Миф о’ зомби представляет собой сочетание мифов о вам­пирах и големе, поскольку зомби были возрожден­ными мертвецами и использовались в качестве ра­бов. Помимо уже сказанного об этих мифах, нужно учитывать тот факт, что знахари вуду поль­зовались ядом, вызывающим искусственную каталепсию, так похожую на смерть, что жертву обыч­но хоронили очень быстро. Через несколько дней знахарь возвращался и вводил противоядие. Кисло­родное голодание в сочетании с действием яда па­губно влияло на разум жертвы, которую немедлен­но приставляли к выполнению тяжелой работы на плантациях знахаря, который таким образом получал бесплатную и бессловесную рабочую силу. По крайней мере, на это указывают мои исследования. Было бы хорошо, если какой-нибудь ботаник об­наружил бы растение, из которого извлекается средство для «зомбирования».

Вообще-то, я не слишком интересуюсь вампира­ми, вервольфами, големами и зомби, но какую книгу по оккультизму можно считать полной без них? Если бы я не упомянул о них, то, наверное, меня бы исключили из рядов оккультных авторов, а ведь мы этого не хотим, верно?

НАЧАЛО    ДАЛЬШЕ ->

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.