Реальная магия, Боневиц -3

НАЧАЛО

Глава 4

Мантра, мандала и мудра

В этой главе мы собираемся исследовать высо­коразвитую магическую и мистическую традицию Востока, известную как Тантра. Хотя слова «ман­тра», «мандала» и «мудра» вполне соответствуют нашим понятиям «заклинание», «пентакль» и «жест», изучение восточных аналогов будет для нас полезнее, чем использование западных терминов. Благодаря санскритскому происхождению, эти сло­ва многое расскажут нам о своем значении; кроме того, мы сможем взглянуть на различные предметы оккультизма с несколько иной, новой для нас точки зрения. Сосредоточившись на восточных системах и время от времени возвращаясь к их западным версиям (а не наоборот, как обычно делается в книгах по оккультизму), привлекая сведения из полудюжины различных наук и искусств, мы обнаружим, что предполагаемые большие различия между восточ­ным и западным оккультизмом на самом деле не так уж велики.

Само происхождение слова «Тантра» многое го­ворит нам об этой преимущественно теургической схеме оккультизма. Это слово происходит от сан­скритского корня «тан», означавшего «плести», «продолжать», «распространять» и «выдерживать». Полное слово «Тантра» часто переводится как «в основе», «в центре плетения вселенской Сети». Так, благодаря названию системы, мы можем догадаться, что в ее основу заложены принципы ассоциации и упорядочения.

Тантра пользуется довольно мрачной репутацией. Чтобы понять причину такого положения вещей, нам придется совершить небольшой экскурс в историю буддизма. До сих пор у исследователей существует два основным мнения относительно Тантры. Соглас­но первому мнению, она представляет собой извра­щение первоначально «чистых» учений, вторичное по существу и невероятно злокозненное по содер­жанию. Согласно второму мнению, Тантра является неизбежным результатом постоянного стремления Махаяны (основной ветви буддизма) поглощать ме­стные верования и быть «всем для всех». Сейчас преобладает второе мнение, во всяком случае, среди специалистов по сравнительному анализу религий, но первое мнение все еще популярно среди коллек­ционеров оккультных предметов, миссионеров и теософов.

Главный принцип Махаяны — всеобщее спасение. Бодхисатва, отказавшийся принять заслуженную нирвану ради того, чтобы помочь другим, зна­чительно превосходит архатов (святых), эгоистич­но уходящих в нирвану при первой возможности. Здесь мы имеем поразительно близкое сходство с

некоторыми версиями спиритуализма, согласно ко­торым «бестелесные помощники» бродят по плане­те, помогая как живым, так и мертвым. В Махаяне, независимо от «ценности», все существа подлежат «спасению».

Большинство людей в тех географических об­ластях, куда проникала Махаяна, по буддийским стандартам были «невежественными и суеверны­ми». Учение Махаяны распространилось в северо­западной части Индии примерно за 200 лет до н.э., таким образом оказавшись на пересечении ос­новных торговых маршрутов. Греки, египтяне, рим­ляне, персы, жители Сибири, китайцы и различные представители азиатских народов встречались, и происходило смешение народов. В результате воз­никло невероятное сочетание религиозных и маги­ческих убеждений. Часть этой системы стала из­вестна как Тантра, или эзотерический буддизм («эзотерический» означает «оккультный»). Здесь мы рассмотрим основную систему тантрических убеждений, а также религиозные, социальные и культурные дополнения тантризма — по причинам,   которые   вскоре   станут   очевидными.   На самом деле существует несколько течений тантриз­ма, хотя все они основаны на системе Тантры. Нап­ример, те, кто не принял буддизм, в основном ста­ли   членами   различных   сект,   объединенных   под названием   «индуистский   тантризм».   («Индуизм» вообще достаточно вольный термин,  и любое ин­дийское верование, не вписывающееся в рамки от­дельной религии, относится к индуизму.)

К седьмому веку н.э. Махаяна распространилась в северо-западной и северо-восточной частях Индии, приблизившись к Тибету и Непалу. Местная тибет­ская религия, называемая бон, заключалась в почи­тании духов природы и горных демонов. В ней

использовались сложные ритуалы, регулировавшие все аспекты жизни замкнутого сообщества. В ко­нечном счете тибетские верования и божества мес­тного пантеона были собраны в стройную систему и успешно «буддизированы» — по крайней мере, так думали проповедники Махаяны. На самом деле тантризм стал самостоятельной религией, хотя при необходимости рядился в одежды буддизма, индуиз­ма или бон. Как правило, человек в первую оче­редь был тантристом и лишь во вторую — членом других религиозных организаций.

Буддизм Махаяны распространял свое влияние точно так же, как и ранее римское христианство: он принимал всех местных духов, почитаемых ту­земцами, и превращал их в ангелов, демонов, свя­тых и богов, без труда вписывавшихся в общие рамки религии. (Основное отличие заключается в том, что буддисты действовали методами настав­ления и убеждения, а не огнем и мечом.) Способ­ность Махаяны принимать в свой пантеон даже ин­дуистских божеств привела к тому, что буддизм в Индии считался очередной индуистской сектой, и верующие без труда переходили от одной религии к другой. Мусульмане, вторгшиеся в Индию в XI веке, подвергли буддизм нещадным гонениям, но не уничтожили тантризм. В северо-западной ча­сти Индии тантризм впитал в себя частицу ислама и продолжал существовать. В других частях Индии тантризм выжил, замаскировавшись под индуист­скую секту. В Тибете он уже впитал коренную ре­лигию бон, хотя буддийская терминология преоб­ладала (таково мнение, бытующее в наши дни, но в Тибете многие утверждают, что многие принци­пы тантризма и Махаяны возникли именно там).

Итак, хотя буддизм Махаяны продолжал разви­ваться, особенно в Китае и Японии, успешно поглощая коренные верования, тантризм вырос и в ко­нечном счете подчинил Махаяну своему влиянию в довольно широких пределах. Позднее мы вернемся к истории и принципам буддизма, а сейчас раз­беремся, почему пришествие Махаяны было жизненно важным для создания системы, впоследствии известной как Тантра. Буддизм послужил катализатором универсальности, превратив груду не, связанных между собой, противоречивых понятий десятка различных культур и народов в стройную систему оккультизма. Это еще одна веская причина для изучения Тантры, поскольку она представляет со­бой наиболее пеструю интернациональную коллек­цию оккультных верований, известных человече­ству. Если вы ищете универсальности в оккультизме, вам следует изучать Тантру; то, что в ней отсутствует, нельзя назвать универсальным.

Как вы, возможно, уже догадались, Тантра придерживается всех основных законов магии. Од­нако в ней делается специальный акцент на законах Ассоциации, Синтеза, Равновесия и Противополож­ностей, сформулированных в буддийской термино­логии. Официальная цель Тантры теургическая — достижение спасения и просветления. Как вы вскоре заметите, методы, разработанные для теургии, могут с равным успехом применяться и в тавматургии.

В тантрическом буддизме «просветление» вско­ре стало определяться как соединение положитель­ного и отрицательного, активного и пассивного, женского и мужского. (Буддизм стоял на более шо­винистических позициях, так как мужское ассоци­ировалось с позитивным и активным, а женское — с негативным и пассивным.) Целью синтеза придуманных противоположностей было осознание недвойственной природы бытия (или недвойственно­го бытия природы? Ладно, оставим).

Вскоре в Тантре развилась другая взаимосвязь с буддизмом. В Шри-кала-чакра-тантре, раннем тексте тантрического буддизма, который сейчас на­ходится в библиотеке Кембриджского университета, Будда ясно говорит. «Макрокосм содержится в мик­рокосме». Те, кто еще помнит это высказывание из нашего обсуждения закона Противоположностей, могут сделать огромный шаг вперед. Считалось, что истина обитает в физическом теле, а само тело является лучшим проводником к осознанию истины. Акцент на всеобщее спасение оказался как нельзя кстати, поскольку любое благо, творимое одним человеком, автоматически помогало всем живым существам. Тантрическое понятие о физическом теле как средстве для достижения просветления не­избежно привело к разработке еще более услож­ненных методик и ритуалов.

Если я любому, кто имеет представление об ок­культизме, дам тест на свободную ассоциацию идей, мгновенным ответом на слово «Тантра» бу­дет «мантра». Слово «мантра» происходит от сан­скритского корня, означающего «думать» или «рас­суждать», обычно вслух, поскольку в корне также заложено понятие звука. Использование звуков в Тантре исследовалось в большей степени, чем лю­бой другой из ее аспектов; отчасти потому, что любой звук или сочетание звуков может стать мантрой, будь то буква, слог, имя, фраза или молитва.

Закон  Имен играет жизненно  важную  роль в понимании   мантр,   поэтому   теперь   мы   проведем обещанное рассмотрение этого закона.

Имена всегда играли важную роль в мифологии и фольклоре. Египетская Изида отказывалась исце­лить бога Ра от укуса змеи до тех пор, пока он не открыл ей свое тайное имя; узнав имя, она смогла создать заклинание, но кроме этого получила и полную власть над ним. Верующие часто называли Ра и других богов так: «те, чьи имена неведомы». Как только истинное имя Ра становилось извест­ным, злые чародеи могли подчинить его своей воле. Подобный запрет на произношение тайного имени божества существует во всем мире. В Биб­лии и Талмуде — много правил, связанных с име­нем YHVH, иногда называемым «Тетраграмматон» или «слово из четырех букв». Это имя запрещалось произносить вслух. Вместо него использовались та­кие иносказания, как «Яхве», и позднее в Европе — «Иегова». (Вообще говоря, поскольку в древне­еврейских манускриптах гласные почти не исполь­зовались, мы не знаем правильного произношения, если не владеем языком, что бы ни утверждали члены так называемых школ Каббалы.) Почти в любой мифологии есть хотя бы одна история о боге или богине, попадающем в беду из-за раскрытия его тайного имени или из-за того, что он поклялся своим именем и не может нарушить клятву.

Шумерский бог Энки как-то раз, изрядно выпив со своей дочерью Инанной, «царицей небес», воскликнул: «Клянусь именем силы, именем моей силы, что покажу священные скрижали божествен­ной Инанне, моей дочери!» В этих скрижалях зак­лючалось сто основных принципов цивилизации. Именно их хотела заполучить Инанна, чтобы пе­редать жрецам своего храма. Хотя Энки не на шут­ку разгневался, он не мог нарушить свою клятву.

Я уверен, что почти все знакомы с историей Румпельштильскена. Перед героиней стоит невыполнимая задача, которую согласен выполнить странный маленький человечек, но при одном ус­ловии. Если она не отгадает его имя, то должна будет отдать ему своего первенца. К счастью, наш злодей оказался не слишком умен: его подслушала птица, пока он бормотал какие-то скверные стиш­ки насчет своего имени. Птица рассказала женщи­не, женщина произнесла имя, и справедливость во­сторжествовала.

По всему свету распространено верование о том, что если вы даете человеку новое имя, то все­ляете в него новую душу. Больным часто давали новые имена, «чтобы демоны не узнали их». Зна­хари иногда рекомендовали смену сексуальной принадлежности: мальчики одевались и вели себя как девочки, и наоборот (опять-таки, чтобы сбить с толку демонов).

В средневековом западном оккультизме большое внимание уделяется именам бога как словам силы. К примеру, четыре буквы YHVTI символизируют всевозможные атрибуты личности, и на их соче­таниях основаны целые философские течения. Бук­вам может быть присвоены сексуальные значения, значения «позитивный-нейтральный-негативный», «активный-пассивный», «конечный-бесконечный», и один Яхве знает что еще. Имя Бога считается ве­личайшим сосредоточением божественной силы. Некоторые еврейские школы даже утверждают, что Тора (первые пять книг Ветхого Завета) является ничем иным, как истолкованием имени YHVH. Изобретались грандиозные и устрашающие ритуа­лы, предназначенные для открытия одного из тай­ных Имен надлежащим образом подготовленным адептам. Утверждалось, что если вырезать одно из этих имен на лбу неодушевленной статуи, то она оживет (см. «Голем» в главе 6). Предположительно, такой ритуал был проведен с языческим идолом быка, который немедленно провозгласил: «Я ваш бог, иных не будет у вас». Это довольно спорное высказывание, если учесть обстоятельства. Имена Бога были столь реальными и осязаемыми, что вы могли «примерить Имя на себя», как если бы оно было одеждой.

Я обнаружил, что средневековый оккультизм в общем и целом был основан на искаженной вер­сии одной из книг еврейской каббалы. «Каббала» означает «собрание». Существовало по меньшей мере семь книг каббалы, лишь одна из которых имела дело с мистицизмом и магией. Остальные — были посвящены путешествиям, фольклору, ме­дицине и так далее. Даже Тора и Талмуд счита­лись частью каббалы. Таким образом, именно се­митскому мистицизму мы обязаны всеобщей одержимостью Именами и Словами Силы.

Каждый дух, ангел или демон, имел особое имя или несколько имен, а также определенный ранг и полномочия. Многие «ангелы» первоначально входили в Элоим, что в древнееврейской традиции означало соединение всех божественных атрибутов, Древние евреи признавали многих богов, несмотря  на то, что в Библии сказано: лишь YHVH является богом детей Израилевых. Из Элоим происходят та­кие известные ангелы и архангелы, как Рафаил, Гавриил и Михаил. Суффикс «-ил» означает «бог», а не «богоподобный» или «божественный». (Таким же образом христианское понятие Троицы можно проследить в многоликих «местных» бо­гах.)

Многие «демоны» в действительности были ста­рыми богами и богинями, чьи последователи были побеждены или стали приверженцами иудаизма и христианства; в качестве примера можно привести Баала и Астарота.

Средневековые оккультисты разработали раз­личные способы «обнаружения» имен многочислен­ных ангелов и демонов, зашифрованных в тексте Библии. Фрэнсис Барретт в классической «Книге магов» говорит:

Сам Бог, хотя и единосущен, но имеет разные име­на, выражающие отнюдь не отличие сущностей или божеств, но определенные качества, происте­кающие от него; посредством сих имен он осыпает нас, и всех своих созданий, многочисленными бла­гами… Каббалисты извлекли из определенного текста Исхода семьдесят два имени, как ангелов, так и Бога, которые они называют «именем се­мидесяти двух букв» и «Шемхамфереш», или «разъяснение».

Далее Барретт показывает, каким образом раз­личные имена выводятся из заглавных букв священ­ных фраз. К примеру, в наши дни «ангел НАС А» может отвечать за национальное Агентство аэро­навтики и космических исследований. Он (судя по форме ракеты, ангел должен быть мужского пола) состоит из стихии Воздуха и должен иметь титул графа*

 

*      В оригинале непереводимая игра слов, означающая «обратный отсчет до взлета».  — Прим, перев.

 

. Вы также можете брать последнюю букву в каждой фразе или изобрести другие методы из­влечения «священных имен». Фактически, сам тер­мин шемхамфереш стал Магическим Словом. Баррет был первым из современных оккультных исследователей, попытавшихся свести воедино весь западный оккультизм (около 1801 года). Интерес­но заметить, что он был почти одинок в своем убеждении, что сила Слов и Имен заключена не в звуках и начертании, но в разуме тех, кто поль­зуется ими.

Во всех Гриму арах, или «черных книгах» ма­гии, говорится о том, что для общения с демонами и ангелами необходимо знать их истинные имена. Некоторые из них, такие как «Лемегетон», или «Книга Духов», представляют собой сочетание те­лефонных справочников и «Кто есть кто» из об­ласти потустороннего мира. В этих книгах приве­дены описания имен, полномочий, титулов, внешности и особенностей всех главных ангелов и демонов, вместе с коллекцией рецептов для создания заклинаний и приворотов. За исключением литера­туроведов и теоретиков тавматургии, они не пред­ставляют для исследователей никакого интереса.

Когда человек рисует пентакль*,

 

*Первоначально — талисман в виде пятилучевой звезды, ныне общее название для талисмана. Если сделан из глины или металла, используется как символ стихии Земли. — Прим. Автора

 

важно иметь под рукой по меньшей мере полдюжины священных имен, предпочительно еврейских, расположенных по периметру кругов. Фактически, заклинание просто нельзя сотворить, не прибегая к измененным, зачастую неверно произносимым именам различных богов. Почти половина слов в любом псев­докаббалистическом ритуале окажется именами Бога. Поскольку западный оккультизм был монотеистичным, все имена принадлежали YHVH, его друзьям или врагам. Даже в наши дни культы так называемых Белых Чародеев выполняют свои ри­туалы с использованием все тех же обветшавших, извращенных аналогов этих старых имен.

Тантра обладает значительно более гибкой структурой. Во время ритуала вы можете пользо­ваться именами главных богов, но у вас есть го­раздо больше пространства для маневра. Помимо всего прочего, это обусловлено принципом варпы, гласящим, что звук вечен, а каждая буква алфавита несет в себе божественное начало. Слова представ­ляют собой собрание божественных атрибутов; смысл в них вложен не человеком, а является функ­цией букв. Еврейский оккультизм приближается к этой концепции, а языческие кельты и тевтоны по­дошли еще ближе со своим «вопрошением рун», но никому не удалось зайти так далеко. Итак, в Тантре каждое слово может быть Словом Силы. Даже «мусор» — священное слово, так как это со­четание божественных букв м, у, с, о и р. Нет­рудно догадаться, что это приводит к забавным иг­рам с религией и медитацией, особенно если учесть, сколько людей почитает великого бога, о котором мы только что упомянули.

С понятием варны тесно связана «эмбрионная»*

 

*Germ — эмбрион, зародыш, микроб (англ.).   — Прим. Ред

 

теория звука в Тантре. Каждая сущность обладает «эмбрионным» звуком, в смысле прорастания, а не инфекции — хотя и последнее тоже не исключается. Повторяя «эмбрионный» звук, мы можем воссоздать сущность из хаоса: она не обязательно существует до тех пор, пока мы не сотворим ее. Очень нем­ногие другие учения в истории когда-либо заявляли о такой возможности создания богов; мне приходят на ум лишь египетские жрецы и древнегреческие теурги.

Возьмем, к примеру, знаменитую мантру «ОМ», или, вернее, дифтонг «АУМ». Некоторые

Реальная магия

секты утверждают, что «А» означает Вишну, «У» — Шиву, а «М» — Браму. Другие утверждают, что «А» означает Агни, или огонь, «У» — Варуну, или воду, а «М» — Меру, или воздух. Как бы то ни было, мы имеем сочетание эмбрионных звуков «АУМ», предназначенное для взывания к со­вокупности божеств в виде троицы.

Торжественное произнесение великой Истины называется сатъя-вахана и считается актом вели­кой силы. Дхарани — короткие высказывания, очень распространенные в качестве мантр; часто они являются сокращениями или сводками длинных сутр (книг). Сатъя-вахана и дхарани нередко появляются как на Востоке, так и на Западе. Идея «взывания к имени бога» время от времени появля­ется во всех наших священных книгах (сутрах). Ис­пользование фразы «Иисус Христос умер за наши грехи» было распространенным методом изгнания демонов в эпоху средневековья; сегодня мы говорим «твоему ид не нравится твое эго» для достижения такого же результата. Фраза «во имя Отца, Сына и Святого Духа» многое говорит нам о католичес­кой религии: в одной фразе мы имеем определение Троицы, священную Истину и взывание к богу (бо­гам?). Но, разумеется, католицизм не имеет ничего общего с таким «предрассудком», как Тантра. Мо­жете спросить у любого католического теолога.

Одна восточная религия, быстро прокладывающая себе дорогу на Запад, пользуется мантрой нам-мъо-хо-ренг-къо («огласи свою преданность чудесному закону жизни»). В основе религиозной группиров­ки, называемой Ничерен Шошу, лежит стандарт­ный буддизм Махаяны в сочетании с оголтелым фанатизмом и милитаризмом. Законодательная ас­социация Сокка Гоккай фактически контролирует религию железной рукой; постоянно поступающие средства и пожертвования направляются прямо в закрома партии Комеито, которая сейчас является третьей по величине политической партией Япо­нии. То, что неофашистская ориентация партии Ко­меито вызывает озабоченность во всем мире, еще слишком мягко сказано. Фактически, Сокка Гоккай официально объявлена американским правитель­ством «подрывной фашистской организацией».

Религиозное общество было основано в конце XIII века фанатичным буддийским монахом Ничереном, глубоко убежденным, что приверженцы всех остальных религий (особенно не буддийского толка) являются предателями и демонами. Он считал себя воплощением Будды Гаутамы и умер в воз­расте шестидесяти лет от хронического поноса (месть Дарумы). Основанный им культ стал одной из немногих буддийских сект в истории, воспри­нявшей западные методы убеждения: кровь, боль и смерть. Сегодня его последователи пользуются весь­ма агрессивным евангелическим методом обращения в свою веру, известным как «шакабуку» («сломить и подчинить»). Несколько лет назад я оказался втя­нутым в эту группу и через три месяца был изгнан за ересь, то есть за «неудобные» вопросы. Секта имеет более одиннадцати миллионов последовате­лей, включая 200000 в Америке, и пользуется ме­тодами угроз, насилия и «промывки мозгов», ко­торые японское правительство описало как «полугангстерские, с использованием военнизированной организации». Естественно, большинство американцев искренне вступало в ее ряды, не осоз­навая, что они делают. Секта действительно про­поведует благородные цели: положить конец вой­нам, расизму, нищете и так далее. Это один из лучших примеров того, что следует отделять ценность самой мантры от намерений тех, кто поль­зуется ею.

Еще одна мантра, широко известная в Америке, принадлежит «обществу сознания Кришны». Ее очень просто выучить: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе; Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Аме­риканские члены секты утверждают, что ее история начинается с I486 года в Индии, когда Кришна в очередной раз воплотился на земле, чтобы подарить миру эту мантру. Хотя в индуизме Кришне и Раме поклоняются отдельно, кришнаиты утверждают, что Кришна и Рама являются одним и тем же богом. Пос­кольку мы, разумеется, живем в самом худшем из миров и в самое плохое время (Кали-Юга), то нес­пособны совершить что-либо, кроме простейших усилий по достижению просветления; отсюда и по­стоянное распевание этой мантры.

В области Калифорнийского залива имеется до­вольно значительный контингент кришнаитов, и наблюдения показывают, что, несмотря на свои за­явления, они далеки от невинного альтруизма. До сих пор движение состояло из бродяг и хиппи с «мозгами набекрень», ищущих новую веру; они напяливают на себя оранжевые простыни и теннис­ные туфли, бреют голову наголо и просят милос­тыню на улицах, распевая кришнаитскую мантру на мотив «Это твоя страна». При этом они торгуют ладаном скверного качества по высокой цене. За­работок не облагается налогом и теоретически идет на еду и кров для членов группы или па поддер­жку малоимущих. На самом деле большая часть де­нег оседает в карманах местных лидеров, обеспе­чивая им привольную и беззаботную жизнь.

Если вы думаете, что такое паразитирование на человеческих слабостях ограничено «языческими» религиями, то я упомяну о местной секте, именуемой Христианским Фронтом Мирового Освобождения. Эта крайне правая организация занимается тем же, о чем мы уже говорили. Здесь тоже есть мантра «Иисус спасает» и свободный переход из одной веры в другую, поскольку никто из новообращен­ных не в состоянии понять даже элементарной тео­логии. Поскольку организация богата, ее члены де­лают акцент на вербовку студентов и наркоманов и превращении их в евангелистов-проповедников. Они не добились значительных успехов со студен­тами, отказывающимися принимать участие в рево­люционной риторике, но обратили в свою веру многих наркоманов и уличных бродяг. Вместо того чтобы вкалывать наркотики, они вырывают стра­ницу из Библии, «плавят» ее своим красноречием и «впрыскивают» эту смесь. Эти евангелисты-нар­команы ужасают местных священников даже силь­нее, чем псевдобуддийские и псевдоиндуистские секты.

Еще одна многочисленная категория людей, поль­зующихся мантрами в Америке, — это наши до­морощенные революционеры. Их мантры включа­ют в себя такие перлы, как «власть народу» пли «долой капиталистических свиней». Они тоже с удовольствием вербуют «балдеющую» от наркоти­ков молодежь, увлекая ее идеями «всеобщего блага» и мелким политиканством. За все время, проведен­ное в Беркли, я встретил лишь двух настоящих ком­мунистов (обоим было за шестьдесят), зато видел сотни самозваных марксистов, троцкистов, маоистов, кастроистов и так далее. Однако очень нем­ногие из них, если вообще кто-либо, читали «Ка­питал» и другие труды своих героев. Здесь мы снова имеем группу людей, убежденных, что про­стое повторение лозунгов может изменить мир (это могло бы произойти, если бы они знали, как пра­вильно пользоваться своими мантрами).

Всех американцев учили благоговейно относиться к лозунгам, американской разновидности мантр. Большинство здравомыслящих людей способны соп­ротивляться и проводить различие между лозунгами и изречениями — но не те, чей разум затуманен алкоголем или наркотиками. Здесь, в Беркли, су­ществует значительная наркокультура, управляемая железной рукой одной из наиболее хорошо орга­низованных преступных группировок в стране. Все «мягкие» и умиротворяющие препараты были беспо­щадно вытеснены, и теперь люди могут достать лишь такие наркотики, как героин и метамфетамин (наполовину перемешанный с крысиным ядом). В результате многие люди, живущие в обветшавших гетто, настолько склонны к насилию и паранойе, что готовы бить и крушить при первом же бро­шенном лозунге. Власть мантр над слабыми умами такова, что Калифорнийский университет приобрел жуткую репутацию; это следствие бунтов, подст­рекаемых не столько политиками, сколько нарко­дельцами. С другой стороны, как левым, так и правым политиканам нравится такое положение ве­щей (и я, разумеется, не утверждаю, что для демон­страций не существует действительных причин). Я лишь задаюсь вопросом, есть ли связь между по­литической обстановкой и тем фактом, что орга­низованная преступность в Беркли получила пол­ную свободу при попустительстве местных и федеральных чиновников. Я еще не видел такого политика, у которого хватило бы смелости разво­рошить это осиное гнездо.

К счастью, буддисты, индуисты, «братья Иису­са», левые и правые политические группировки находятся в состоянии «священной войны» между собой. Если повезет, они просто уничтожат друг Друга.

До сих пор мы рассматривали способы употреб­ления (и злоупотребления) мантрами как ассоциатив­ными приспособлениями, но у них есть много иных функций. Односложные мантры, например, часто используются в упражнениях по контролю над ды­ханием. Некоторые популярные мантры также из­вестны своими гипнотическими, завораживающими качествами. Если вы миллион раз повторите «ом мани падме хум», «власть народу» или даже «е-равно-эмце-квадрат», то не только начнете верить сказанному, но и войдете в состояние гипнотичес­кого транса. Как медики-гипнотизеры, так и вос­точные мастера содрогнулись бы при этой мысли (впрочем, каждые — по своим причинам). Позд­нее мы подробнее рассмотрим методы использова­ния транса.

Мантра, использующая звук, приводит к мандале, использующей формы и образы. Геометричес­кие фигуры, изображения животных и божеств иг­рают значительную роль в мандале. Она считается разновидностью янтры, или диаграммы (первона­чально слово «мандала» означало лишь «круг», но с тех пор значение расширилось)* .

 

*По-арабски «алъ-мандал» тоже означает «круг»; отсюда про­исходит Альмадсл, название одного из наиболее прославлен­ных гримуаров. — Прим. автора.

 

Сначала давай­те рассмотрим элементы цвета.

Каждая оккультная школа разрабатывала свою цветовую шкалу, и Тантра не исключение. Тант­ристы опирались в основном на стандартную индо-арийскую цветовую шкалу, которая использовалась и в западном оккультизме. Белый цвет ассоции­ровался с добром, жизнью, просветлением и «небесными мирами». Голубой — был цветом эмоций, ЭСВ, интуиции и астральных планов. Зеленый — символизировал плодородие, творчество, поля и луга, «животные миры». Желтый — ассоцииро­вался с разумом и «человеческими мирами». Оран­жевый — был цветом гордости, материализма и мужества в сражении. Красный — символизировал тело, кровь, здоровье и «призрачные миры». Ли­ловый — ассоциировался с сексуальностью и нео­бузданными страстями. Черный цвет означал зло, смерть, невежество и преисподнюю*.

 

*« Бардо  Тедол»   по  иному  жонглирует  этими   «мирами».   — Прим. автора.

 

О происхождении этой цветовой шкалы уже многое написано, но самое главное заключается в фразе «ассоциируется с…». Цвета использовались и используются как ассоциативные приспособления. Каждое божество имеет характерное сочетание цве­тов, используемое в его мандале. Божества, обла­дающие сходными оттенками цвета, имеют сход­ные атрибуты. Если вы хотите призвать сущность с иного плана бытия, вам нужно использовать ее цвета в мандале.

К сожалению, очень мало известно о влиянии формы на личность человека. Психология цвета хо­рошо развита, но психология формы находится в за­чаточном состоянии. Юнг прикладывал героические усилия в этом направлении, но его работа осталась незавершенной. Это еще одна область, где магия может раскрыть новые возможности для психоло­гии.

Согласно Тантре, боддхи-мандала (окружность вокруг дерева, где Будда получил просветление) положила начало верованию в сакральную природу круга и других геометрических форм. Как и на Западе, круг и треугольник были излюбленны­ми формами для магических опытов. Помимо цвета, каждое божество имело личное сочетание форм и геометрических фигур.

Изображения многочисленных божеств, людей и животных также являлось составной частью мандалы. Разумеется, в нее входили и личные цвета при­зываемой сущности, и все остальное, связанное с нею, что можно было изобразить в двух измере­ниях. Как вид им, мандал а являлась преимущественно теургическим приспособлением, помогавшим дос­тичь тождества или единства с конкретной сущ­ностью или божеством.

Возможно, наиболее известная мандала — это Инь-Ян, символ закона Синтеза. Разбитая на две составные части, ее форма стала популярным ук­рашением в современной одежде и дизайне. Дру­гие хорошо известные мандалы — знаки рыб и креста для Иисуса Христа, знаки круга, свастики и креста для Солнца, знаки чаши и полумесяца для Луны и так далее. Не появилось у вас ощущения, что любой символ может стать мандалой? Пра­вильно!

В пещерах на юге Франции сохранились рисун­ки, сделанные нашими кроманьонскими предками. Изображение бизона с копьем в сердце, скорее всего, должно было обеспечить удачу на охоте. Среди персонажей попадаются люди, одетые в шку­ры животных и танцующие с рогами на голове; здесь мы вступаем в царство мудры*

 

*И возможно, шаманизма (см. глава 8).  — Прим. автора.

 

Эти рисунки дают представление о самых древних магических

верованиях и ритуалах человечества, и ни один сту­дент-антрополог не должен обходить их стороной.

Во многих неграмотных обществах мандала соз­давалась из раскрашенных камней или разноцвет­ного песка, уложенного в узоры на земле. Часто во время ритуала знахарь или его пациент сидел в центре мандалы. В некоторых племенах, напри­мер, у йоруба, люди чертили палочками на земле сложную мандалу и посыпали ее остатками пищи. На следующее утро они возвращались и «читали» следы мелких животных, пересекавшие рисунок мандалы и придававшие ей новый смысл.

Читая о магических кругах, пентаклях и прочих символах западного оккультизма, вы можете убе­диться, что мандале уделялось огромное внимание. Магические фигуры рисовались на полу или уча­стке почвы, где чародей проводил свои ритуалы. Пентакли первоначально назывались «пентальфами», так как можно было взять пять букв «А» и совместить их в пятилучевой звезде. Поскольку изображение человека (голова, две руки и две ноги) хорошо вписывалось в пятилучевую звезду, она вскоре стала символом «удачи»*.

 

*      А также эмблемой добра в западном оккультизме.   —  Прим автора.

 

Вскоре пентакли стали столь популярными, что термин пре­вратился в синоним «талисмана» (мандала). При создании талисмана было необходимо использовать все формы, узоры, цвета и имена, ассоциируемые с действием или сущностью, для которой он пред­назначался. **

 

**   Если вы хотите глубже изучить этот предмет, почитайте «Тай­ное искусство магии» Индры Сеид Шах.   —  Прим.  автора.

 

После мандалы и мантры, последним членом неизбежной троицы является мудра — ритуальные и символические жесты, позы, танцы и прочие телодвижения. «Мудра» происходит от санскритс­кого слова «запечатывать» или «запирать». Мно­гие мудры использовались именно для этой цели: закрывать, запечатывать — как физически, так и умственно — место проведения ритуала

Мудра служит для ассоциации и достижения тож­дественности; наряду с мантрой и мандалой, каждое существо имеет свою характерную мудру. Так, потрясание кулаками будет мудрой гнева, распах­нутые объятия — мудрой страсти, танец с метанием копья или молота — мудрой бога грозы и так да­лее Даже Кама-кали, или ритуальное совокупле­ние, в принципе является мудрой, хотя имеет и другие аспекты.

О понятии мудры было написано очень мало по сравнению с понятиями мантры и мандалы*

 

*Если не считать Гурджиева и его последователей.   —  Прим. автора.

 

. Пси­хология танца и драмы дают нам основную массу идей о создании мудр. В западной оккультной ли­тературе инструкции по применению мудр обычно ограничены указаниями о том, сколько раз нужно обойти круг, как держать меч, как принимать стойки защиты и нападения и так далее. Однако, когда чародей поднимает воображаемый меч, что­бы защититься от воображаемого врага, он не имеет права на ошибку, иначе его смерть будет вовсе не воображаемой!

В католической или англиканской церкви, где все еще служат старые мессы, вы можете наблю­дать прекрасную последовательность взаимосвязан­ных мудр. Не пренебрегайте ими — когда-то они обладали большим могуществом.

Прежде чем продолжить обсуждение Тантры, давайте сделаем паузу и подведем итог наших от­крытий о мантре, мудре и мандале. Мы убеди­лись, что Тантра, как и другие оккультные сис­темы, имеет методы упорядочения окружающего мира для помощи в магических или мистических действиях. Мы узнали, что три «М» — мантра, мудра и мандала — служат преимущественно для ассоциации и отождествления.

Убежденному тантристу все кажется относитель­ным. Мифы предлагают нам могущественную фан­тазию, которую можно использовать для власти над фантазией, именуемой повседневной жизнью. Отождествление с воображаемым божеством наде­ляет нас его воображаемым могуществом, которое, разумеется, можно использовать в нашем вообража­емом мире. Здесь мы имеем взаимодействие зако­нов Правдивой Лжи, Бесконечных Вселенных, Ас­социации и Тождества. Использование трех «М» приводит в действие и другие законы, такие как закон Имен и закон Персонификации. Методы и убеждения Тантры применимы для других оккульт­ных систем и часто отражают универсальные куль­турные тенденции.

Заметьте, что во всех случаях первостепенное внимание уделяется ритуалу, а не интеллекту. Разум фактически не ценится п считается «помехой». Не­трудно убедиться, что такой антиинтеллектуализм вообще присущ теургическому подходу, независи­мо от того, в какой части света вы работаете. По­скольку мы больше заинтересованы в тавматургическом подходе, то будем проявлять здоровый скеп­тицизм в исследованиях.

Так как в Тантре уделяется большое внимание ис­пользованию тела как средства для достижения прос­ветления, в ней разработаны методы физической дисциплины и контроля над телом. Но это не ас­кетизм. Хотя аскетизм и изнурение плоти до оп­ределенной степени могут научить вас понимать сильные и слабые стороны вашего тела, по своей сути они враждебны телу и вредны для него. В Тантре применяются упражнения, не допускающие физического ущерба и предназначенные для улуч­шения дисциплины тела и разума.

Изменения тела и разума могут осуществляться разными способами, включая обычные физические упражнения, умственные упражнения, лекарственные препараты, гипноз, сосредоточение и стимуляция же­лез внутренней секреции.

Физические упражнения в Тантре охватывают широкий спектр, от приседаний и отжиманий до различных видов хатха-йоги и Кама-кали. Вы мо­жете научиться неподвижно сидеть целыми часами, контролировать свое дыхание и замедлять метабо­лизм*; почти все это необходимо для того, чтобы не отвлекаться во время медитации. Управление энергией играет очень важную роль в упражнениях; к примеру, во время Кама-кали мужчина должен воздерживаться от семяизвержения вплоть до опреде­ленного момента, который может наступить очень не скоро.

Существуют также умственные упражнения, предназначенные для укрепления сосредоточенности и образного мышления. Установив контроль над телом, вы можете научить свои разум не отвлекаться от темы во время медитации. Что такое «синий»? Что означает «квадратный»? В чем суть «рыбы»? Медитирующий тантрист обдумывает эти и другие вопросы и отвечает на них. Это полезно для того, чтобы адепт находился в обостренном состоянии соз­нания, улучшающим его восприятие и аналитические способности.

Отвлекитесь от чтения и закройте глаза. Поста­райтесь представить перед собой ярко-красный круг. Измените его форму, превратив в квадрат, треугольник, птицу, меч, человека. Когда вы смо­жете проделывать это с открытыми глазами и ви­деть образы даже при свете дня, то далеко прод­винетесь вперед на пути медитации. Затем начните работать с другими чувствами: воображайте раз­личные звуки, запахи, вкусы и прикосновения. В продаже имеются пособия по тренировке «чувстви­тельности» и методикам восприятия в состоянии нар­котического транса, где вы можете найти полезные советы. Поскольку мы получаем информацию в ос­новном визуально, большая часть ваших усилий должна быть направлена на манипулирование ви­зуальными образами, чтобы при необходимости вы могли выстроить «умственный щит» или создать в уме ясную картину своей магической мишени.

В Тантре наркотики всегда играли подчинен­ную, но четко определенную роль. Галлюциногены и другие наркотические вещества использовались опытными адептами (в нашей западной культуре вы просто не можете получить подобное образо­вание) . Они тоже являются средством укрепления ас­социаций и тождественности. Наркотики не только убеждают сомневающихся в существовании иных вселенных, но также дают весьма детальную кар­тину иных миров. Применяемые надлежащим образом, наркотические вещества дают ученику «встряс­ку», необходимую ему на начальном этапе.

Гипноз весьма эффективен для изменения состоя­ния тела и разума. Вот некоторые физиологические изменения, которые могут происходить под гипно­зом: каталепсия, увеличение мышечной силы, пара­лич, повышенная выносливость, появление ожогов, быстрое заживление поврежденных тканей, обост­рение ощущений, невосприимчивость к боли, из­менение скорости метаболических процессов и сти­муляция различных желез.

Принципиальный интерес в тантрическом тран­се, или дхаяне, представляет его сходство с гипно­тическим трансом. Те, кто практикует дхаяну, ре­шительно заявляют об отсутствии такого сходства. До сих пор это сходило им с рук лишь потому, что наши определения гипноза были слишком рас­плывчаты. Однако допустим, мы определим гипноз как состояние, в котором проявляются следующие симптомы: полный контроль над телом и органами чувств, повышенная внушаемость, усиление сосре­доточенности, устранение отвлекающих факторов и, возможно, даже усиление ЭСВ-способностей. Тогда мы получим определение, мало отличающееся от дхаяны.

Рассмотрим некоторые другие преимущества гипноза. Когда человек находится в состоянии тран­са, в его организме можно наблюдать уже упомя­нутые физиологические изменения. Можно обост­рить его восприятие и замедлить субъективное течение времени. Отсуствие отвлекающих факто­ров, в сочетании с контролем над телом и ощу­щениями, способствуют достижению главной цели: полной сосредоточенности.

Взаимодействие транса и сосредоточенности само по себе зачаровывает. Дело в том, что транс  обычно достигается усиленной сосредоточенностью, а в состоянии транса способность сосредотачиваться возрастает тысячекратно. Разум может неторопливо и подробно изучать одну частицу информации за другой, уделяя им нераздельное внимание. В терми­нах теории ролевых игр, в состоянии гипноза разум может полностью сосредоточиться на роли «загип­нотизированной личности». Однако в тантрических «ролевых играх» человек сосредотачивается на роли божества или некой сущности. Очевидно, транс яв­ляется лучшим средством для отождествления, а по­тому часто используется в тантрических упражне­ниях.

Тантра и йога совместно развили очень слож­ную систему оккультной физиологии. Наиболее важной ее частью для исследователей магии является понятие физических центров, или чакр. Общее ко­личество чакр в теле человека меняется в широких пределах, в соответствии с воззрениями различных сект, но каждый из главных центров расположен неподалеку от жизненно важного органа или же­лезы внутренней секреции.

В тантрическом идеале высвобождение энергии начинается в чакре, ближайшей к гениталиям. С по­мощью контроля над мышцами (уретральным сфин­ктером traversus perinei для особо любознатель­ных) адепт не дает энергии высвободиться в виде оргазма. Вместо этого энергия движется вверх, пос­ледовательно стимулируя каждую чакру, а затем достигает макушки головы, что приводит к невы­разимому блаженству. Одним из основных спосо­бов достижения этого состояния является Кама-кали.

Кама-кали — это физическое отображение (то есть мудра) закона Противоположностей, действу­ющее на нескольких уровнях. Мужское соединяется

с женским, энергия распространяется от копчика и поднимается к «ждущей пустоте» на макушке го­ловы (это не намек на умственные способности тантристов!). В Тантре вся операция тщательно кон­тролируется, чтобы сублимация сексуальной энергии прошла успешно. Как вы можете себе представить, Кама-кали служит пугалом для теософов и тех, кто относит Тантру к темному Пути Левой Руки.

На этой стадии обычно принято разводить хан­жеские сетования о том, как далеко Тантра ушла от неземного и целомудренного Будды Гаутамы. Но как мы могли убедиться, Тантра никогда не была чисто буддийской системой. Другие секты, как восточные, так и западные, имеют эквивален­ты чакр и ритуального совокупления. Я уверен, что Будда, с его обычной терпимостью, изучил бы мо­тивы, прежде чем осуждать действующих лиц. По­верьте, чтобы исполнить Кама-кали необходимо невероятное мужество и самоконтроль (какие мне и не снились).

При изучении различных чакр возникают дру­гие интересные моменты. Например, существует великое множество мифов вокруг шишковидной железы, так называемого третьего глаза. Предпо­лагается, что стимуляция этой чакры позволяет видеть невидимое обычным зрением. Звучит нелепо, но ученые недавно обнаружили, что стимуляция шиш­ковидной железы приводит к выделению естествен­ного галлюциногена. Шишковидная железа связана с той же областью мозга, что и зрительный нерв.

Одно, последнее, замечание насчет чакр. Уга­дайте, где расположена последняя чакра — та, что Дарует блаженство? Правильно, в мозге; в так на­зываемом центре удовольствия.

Тантра, без сомнения, является одной из самых вы­сокоразвитых систем оккультизма на планете. Даже если судить по этому короткому обзору, в ней есть много интересных и полезных сведений для на­шей работы. Отдельные части Тантры соотносятся с нашей оккультной традицией, но преимущество тантрической системы заключается в том, что она происходит от десятков разных культур, а не толь­ко от еврейских и греческих источников. Посколь­ку Тантра не заслуживает мрачной репутации и поскольку она очень полезна, то почему бы не пользоваться ею?

Ах,  вы по-прежнему считаете ее  злой Черной Магией? Тогда читайте дальше.

 

Глава 5

Черная магия, белая магия и живой цвет

 

«Плохие парни носят черные шляпы, а хорошие парни скачут на белых лошадях».

Вот общий уро­вень интеллектуальных оценок в отношении «бе­лой» и «черной» магии. Если вы умеете читать между строк, то, должно быть, заметили, что я не испытываю особенного почтения ни к тем, ни к другим. Это неприятие обусловлено как моими ис­следованиями, так и личным опытом. Я изучил «принципы» и методы обеих сторон и не обнару­жил какого-либо морального превосходства одной из них. Я работал с группами оккультистов, на­зывавших себя «черными» и «белыми» магами, но, несмотря на все усилия, так и не смог найти ре­альных или значительных различий в их повсед­невной деятельности.

Само представление о Белом, как о хорошем, а о Черном, как о плохом, — результат чистей­шего культурного предрассудка. Например, если вы окажетесь в герметически закупоренной комна­те, не имеющей источников света, то почувствуете себя слепым и беспомощным. А что произойдет, если стены и потолок этой комнаты будут покрыты тысячами стоваттных электрических лампочек? Вы все равно почувствуете себя слепым и беспо­мощным.

В этой главе мы изучим понятие «цвет» с фи­зической и культурологической точек зрения. Мы увидим, какие ассоциации выстраиваются вокруг цветов и цветовых сочетаний, и проследим, каким образом эти ассоциации развивались и искажались в нашей западной культуре. Будет проведено ис­следование так называемых Путей Правой и Левой Руки, сопровождаемое короткими экскурсиями по средневековому и современному чародейству. За­тем мы подведем итог «различий» между черной и белой магией, а также обсудим некоторые идеи о психологическом отношении к свету и темноте. И наконец, будет предложена иная система клас­сификации цвета для магии, весьма сходная с той, что традиционно применяется в учении .об «аурах». Короче говоря, у каждого оккультиста будет повод для негодования!

Начнем с того, что в основу и классификацию цвета положено три основных понятия: оттенок, яркость и хроматизм. Оттенок соответствует по­ложению в спектре видимого света, от 7000 анг­стрем для красного до 4000 ангстрем для индиго-фиолетового. (Ангстрем — единица измерения, равная 0.00000001 см и используемая для измерения длины волны в электромагнитном спектре излуче­ний.)

Яркость зависит от угла отражения света. Если весь свет отражается, предмет кажется нам белым, если весь свет поглощается, то — черным. Шкала яркости идет от белого к черному через миллионы оттенков серого. Но ни один из этих оттенков не является настоящим цветом в том смысле, как оран­жевый или зеленый; фактически, эти оттенки яр

кости называются ахроматинами. Следует также заметить, что стопроцентный белый или черный цвет не существует в природе и в силу особен­ностей нашего зрения его, вероятно, вообще нельзя увидеть или осознать. Таким образом, мы имеем «лишь оттенки серого», как поется в популярной песне.

Хроматизм — это мера «чистоты», насыщенно­сти и интенсивности цвета. Его шкала — от 0 для ахроматиков до 100 для спектральных цветов. Итак, хотя белый ярче черного, ни тот, ни другой цвет не обладают особенной чистотой. Подумайте об этом.

Согласно данной системе ясное небо в солнечный день можно определить так: оттенок голубой, яр­кость светло-серая, хроматизм 40. Не очень роман­тично, правда? Но именно так современная физика обращается с предметом исследования.

За многие века художники и ученые разрабо­тали всевозможные системы определения и класси­фикации цветов. Но вспомните закон Бесконечных Вселенных: нет двух людей, которые видят один и тот же цвет одинаково. Метод определения цвета по категориям оттенка, яркости и хроматизма — чи­сто западное изобретение. Другие культуры для той же цели пользуются совершенно иными системами.

Наиболее характерным примером использования одной из таких систем служит племя Хануноо на Филиппинах. Оно тоже пользуется тремя основными категориями для определения цвета, и одна из них соответствует нашей яркости: светлое/темное. Вто­рая категория — это сухое-красное/сырое-зеленое. К примеру, свежий овощ может быть сырым-зеле­ным, но позднее станет сухим-красным без всякого изменения того, что мы называем «его цветом». Третья категория — прочный-несмываемый/слабый-выцветающий. Совершенно не пользуясь нашими понятиями, члены племени Хануноо умудряются выводить из этой системы тысячи названий цветов Их отношение к цветам и цветовым сочетаниям оп­ределяется элементами их культуры, а не каки­ми-то качествами, изначально присущими тому или иному цвету.

Итак, «цвет» представляет собой результат ин­терпретации воздействия фотонов на вашу сетчатку; он не подлежит делению на Добро и Зло, поло­жительное и отрицательное и так далее. Что же послужило причиной путаницы с цветами?

Фотоны создают на нашей сетчатке образ пред­мета, на который мы смотрим, и в мозг поступает электрохимический сигнал. Схема этого сигнала сравнивается с предыдущими схемами и отождеств­ляется с одной из них. Ваша реакция основана на ассоциации схем, совпадающих с новой информа­цией. В течение всей жизни вы накапливали ас­социации с различными сочетаниями цветов: неко­торые постигались на личном опыте, другие были навязаны культурной средой. Помните, ничто не имеет ни малейшего смысла, если не рассматри­вать его в связи с чем-то еще.

Предположим, в возрасте десяти лет вы отрави­лись неспелыми зелеными яблоками и долго боле­ли. После этого яблочно-зеленый цвет стал вам крайне неприятен, и вы, возможно, ассоциируете его со злом, хотя он нравится другим людям. Если в вашем обществе лишь члены королевской семьи имеют право носить пурпур, то ваша реакция на человека в пурпурной одежде будет резко отли­чаться от реакции на того же человека в зеленой или желтой одежде. Первый случай иллюстрирует личную, а второй — культурную ассоциацию с цветом.

Заметьте, однако, что в обоих случаях ассоциация совершенно произвольна. Яблочно-зеленый цвет не приводит к болезни; некоторые сорта яблок можно есть и зелеными. Пурпурный стал цветом королев­ской семьи лишь потому, что краска этого оттенка была очень редкой, а процесс окрашивания ткани — сложным и кропотливым, и лишь короли могли позволить себе покупать ее (см. также заметки о пурпурном цвете ниже в этой главе). Реакция че­ловека на цвет меняется в зависимости от ситуации, воспитания и склада характера. Прежде, чем про­должить чтение, предлагаю подумать о вашем лич­ном отношении к цветам спектра: позднее эта ин­формация может вам пригодиться.

Сочетание цветов провоцирует эмоциональные реакции даже в большей степени, чем отдельные цвета. Сочетание белого и красного вызывает рез­ко отрицательную реакцию в западной культуре, пробуждая образы Красного Креста, крови на сне­гу, пропитанных кровью бинтов. Даже в тестах на ЭСВ такое сочетание вызывает стойкую неприязнь; количество правильных ответов резко снижается, если карты Зенера напечатаны красным на белом фоне (как ни странно, но белые символы на крас­ном фоне не вызывают такого неприятия). С другой стороны, сочетание красного, белого и голубого цветов дает нам столь же сильную положительную реакцию; многие страны используют эти цвета в своих национальных флагах.

В современной науке есть такая интересная дис­циплина, как психологическая поддержка традици­онных убеждений о цвете в той или иной куль­туре, наряду с исследованием отношения к различным цветам и их сочетаниям. Голубой цвет, к примеру, всегда ассоциировался с эмоциями, пси­хическими феноменами и религией. Мы можем обнаружить, что удачливые бизнесмены и игроки предпочитают носить голубое и зеленое, что паци­енты-шизофреники спокойнее ведут себя в голубых или серо-голубых комнатах, что подопытные по­казывают лучшие результаты в тестах на ЭСВ, где участвует голубой цвет. Следует заметить, что со­четание цветов, обычно ассоциируемое с Девой Марией, воплощающей чистоту и материнство, всегда бело-голубое. Флаг ООН имеет бело-голу­бую расцветку, как и многие другие мирные фла­ги. Я уверен, что результаты тестов л а картах Зенера, напечатанных голубым на белом фоне, окажутся выше средних.

В субкультурах, однако, встречается совершен­но противоположное отношение к цвету. Для мно­гих молодых людей красно-белый флаг Канады является эмблемой радости и надежды, в то время как для людей, считающих национализм отврати­тельным варварством, сочетание белого, красного и голубого ассоциируется с тупостью и угнете­нием.

На Западе победу христианской религии над язычниками можно считать победой ахроматиков над насыщенными, яркими цветами спектра. Куль­тура желтых, оранжевых, красных, голубых, ко­ричневых, зеленых и пурпурных цветов была втоптана в грязь черно-белыми убеждениями*

 

*В европейской истории историю оттенка, яркости и хрома­тизма можно изучать на примере картин и стенных росписей разных эпох Лишь недавно наша западная культура освобо­дилась от унылых черно-белых расцветок и вернулась к све­жим, человечным, языческим краскам Жизни. — Прим. автора.

 

Эта победа вполне буквально соответствовала тому, что называется «Темными Веками».

считались добродетельными, а яркие цвета — греш­ными*

 

*Лишь в мирской жизни одежда и гобелены постепенно при­обрели яркую расцветку; там, где господствовала Церковь, цвета оставались тусклыми — Прим. автора.

 

. Из этой эпохи берет свое начало миф о существовании черной и белой магии, наряду с не­лепыми и клеветническими историями о колдовстве.

Во многих старинных книгах, посвященных за­падному оккультизму, Пути Правой и Левой Руки объявлены единственными способами оккультного знания. Поскольку 80% людей — правши, а боль­шинство всегда считает, что моральное превосход­ство находится на его стороне, то «хорошие парни» принадлежали к Пути Правой Руки, а «плохим парням» досталась Левая. То же самое произошло и с языком: наше слово dextrous, означающее «уме­лый», происходит от латинского dexter, означав­шего «правша», а наше слово sinister, или «зло­вещий, угрожающий», происходит от латинского слова «левша». Заметьте, что «правильно» — это хорошо, а мошенники пытаются добиться своего «ле­выми» способами. Здесь опять преобладают пред­рассудки большинства.

В старинных книгах часто приводится картинка, взятая из «Балтиморского катехизиса» (один из са­мых примитивных псевдотеологических сборников, когда-либо скормленных невинным детям за всю ис­торию образования). Я видел эту картинку и в сов­ременных книгах, опубликованных так называемы­ми мистическими школами Пути Правой Руки. На картине в перспективе изображена высокая гора с прекрасным сияющим городом на вершине. К го­роду ведут два пути. Правый — крутой, узкий, каменистый, заросший колючим кустарником и усеянный рытвинами, неудобный и опасный. Он постепенно ведет к вершине горы. Другой путь, ле­вый, широкий и ровный, легкий и безопасный; он ведет к подножию горы, а затем огибает ее и про­падает там, где отчетливо виднеются языки пламени из преисподней. На распутье стоит молодой чело­век. Мораль очевидна и тяжеловесна: он может выбрать трудный путь и достичь своей цели или отправиться по легкому пути и пострадать за это впоследствии. Какая чушь!

Не пора ли немного пошевелить мозгами? Представьте себя учеником, стоящим на распутье. Если вы что-либо смыслите в мистике, то должны знать о существовании «третьего пути», скрытого где-то прямо перед вами. Если вы что-либо пони­маете в магии, то не пойдете пешком, а телепортируетесь или перенесетесь на вершину горы с по­мощью левитации. Если вы поборник науки, то найдете вертолет или соорудите его из подручного материала. И даже если вы ничего не смыслите в мистике, магии или науке, но имеете крепкие мускулы и тягу к приключениям, то откажетесь идти по наезженным колеям и проложите собственный Путь!

Эта картина выражает суть доктрины, предназ­наченной для того, чтобы пугать детей и душить все новое в зародыше. Пуританская логика требует, чтобы вы упорно трудились и выбирали наиболее трудные способы достижения цели, особенно если в наличии имеются достаточно простые. Они забы­вают, что любой прогресс в любых человеческих начинаниях был результатом упорного труда ради создания легкого способа разрешения тех или иных проблем. С другой стороны, опытные оккультисты, мистики и чародеи склонны к эгоизму и элитар­ности (это почти непременное требование для ус­пеха в их деятельности, но некоторые слишком  усердствуют). Им ненавистна сама мысль о том, что кто-то может достичь их положения более про­стым путем. Поэтому, с типичным консерватизмом элиты и религиозным рвением моралистов, они специально усложняют для новичков любую возмож­ность потеснить их на троне. Таким образом, прог­ресс в оккультизме достаточно труден.

Колдуны и чародеи, практикующие черную ма­гию, согласно бытующему убеждению, имеют злые намерения. Это может быть что угодно — от убий­ства, воровства и адюльтера до измены, развра­щения малолетних и распространения ереси против официальных божеств или политиков. На Западе считается, что люди, занимающиеся черной магией, тайно или явно работают на Дьявола.

История Дьявола сама по себе достойна книги. В Ветхом Завете мы встречаемся с персонифицирован­ной абстракцией древнееврейской космологии по имени Сатана. Имя означает «обвинитель» или «ис­пытующий»; его функции чем-то напоминали про­курора на суде YHVH. Если вы читали «Книгу Иова», то знакомы с методами его действий. Вот характерный вопрос: «Как узнать, что это нрав­ственный человек, если он не подвергся испыта­нию?» Для евреев Сатана был не столько лично­стью, сколько идеей искушения и самодисциплины. Даже в Новом Завете он появляется лишь однажды, чтобы испытать Иисуса и проверить, насколько тверда его решимость после сорокадневного поста в пустыне. К сожалению, понятие Сатаны-обвини­теля смешалось с латинским «сатанас», означающим «клеветник». Хотя я уверен, что многие люди от­носятся к Сатане именно таким образом, они не име­ют права оспаривать его роль в истории.

В Новом Завете и в сочинениях христианских теологов евреи часто именовались «детьми Сатаны» или «народом Сатаны». Фактически, даже их сборища назывались синагогами Сатаны. В неко­тором смысле так оно и было, просто обвинители не имели понятия, что такое или кто такой этот «Са­тана». Отношение евреев к Торе и Талмуду сильно отличается от христианского отношения к Библии. Тора и Талмуд никогда не рассматривались как аб­солютные истины, имеющие лишь одно значение. С другой стороны, евреи почти не занимались изу­чением своих священных писаний в одиночестве, поскольку еврейская традиция обучения основана на дебатах и дискуссиях. Каждая строка и каждый за­кон подвергались испытанию в горниле спора, ко­торый в философском и символическом смысле можно назвать Принципом Сатаны. Неудивитель­но, что невежественные и фанатичные христиане считали евреев носителями мирового зла, антропо­морфными воплощениями Принципа Сатаны (хотя эта персонификация осуществлялась христианами, а не евреями). Ведь если истина подлежит обсужде­нию, то Церковь теоретически может ошибаться!

Понятие верховного божества Зла распространи­лось в Средиземноморье в эпоху эллинов; оно было заимствовано у персийских зороастрийцев*

 

*Зороастрийцы были наиболее ранней из «семитских» религий (включая иудаизм, христианство и ислам) и вскоре прослави­лись своей крайне патриархальной, анти-жизненной позицией, уничтожившей культ Матери-Земли. — Прим. автора.

 

. Хороший бог был нематериален, а плохой бог представлял собой окружающий мир; до определен­ной степени даже считалось, что плохой бог сот­ворил мир, пока хороший смотрел в другую сто­рону. Это была чрезвычайно пуританская, антижизненная идея. Согласно этой идее, местные боги плодородия и чувственных удовольствий ста­новились прислужниками Зла.

Слово «дьявол» связано с корнем дэви, или «бо­жество», и первоначально использовалось для обозначения сторонников «хорошего бога». Наше слово «демон» происходит от греческого даэмон, означавшего «дух»; даэмоны могли быть добрыми, злыми или нейтральными. Со своим обычным презрением к реальной жизни христианство «сва­лило в одну кучу» местных духов природы (пло­хих по определению, поскольку окружающий мир олицетворял зло), богов и богинь плодородия, вто­ростепенных божеств лесов, виноделия, песен и ра­дости и назвало их демонами и бесами под нача­лом у высшего Зла: Сатаны, или Дьявола.

Любой, кто изучал греческую и римскую ми­фологию, узнает эту фигуру: полу-человек, полу­козел, с волосатыми ногами, рогами, копытами и огромными гениталиями. Он был Паном, Сильваном, повелителем сатиров и фавнов. В Европе он олицетворял природу и духов плодородия. Он был Дьяволом.

Добавим к этому тот факт, что змея служила универсальным. символом мудрости, разума, власти и бессмертия. Символизируем это змеиным хвостом и приделаем хвост Пану. Вот и получился Дьявол.

Дьявол стал эмблемой всех богов и религий, со­ревновавшихся с христианством. Поскольку он не­навидел Христа, то, ясное дело, ненавидел все че­ловечество и изо всех сил старался причинить побольше вреда. Будучи сверхъестественным суще­ством, он, разумеется, мог наделять своих последо­вателей сверхъестественными силами. Это означа­ло, что он мог приобщать людей к злой Черной Магии.

В сущности, обвинение в занятиях черной магией или «почитании Дьявола» выдвигалось против каж­дого, кто не почитал христианского Бога христи­анским способом (зависевшим от местной полити­ки) — особенно евреев, еретиков, язычников и всех остальных, отличавшихся эксцентричностью, вла­девших собственностью, желанной для Церкви, или не желавших переспать с инквизитором.

Прежде чем продолжить тему, необходимо сде­лать очередное отступление и обсудить различия между магами, колдунами и чародеями. При этом важно отделить средневековое определение колду­на от определения, используемого современными антропологами, теологами и историками.

Мы уже знаем о происхождении термина «маг» и о том, что эти люди считают себя учеными и фи­лософами, использующими законы природы. Но слова «колдун» и «колдовство» использовались на протяжении двух тысяч лет с различными значениями — впрочем, довольно сходными, если не считать особого периода с 1450 по 1750 гг., когда кол­довство считалось страшной ересью, направленной против христианства, «помощью и содействием Врагу рода человеческого». В течение этого пери­ода колдовство определялось как выполнение «див­ных, прельстительных и злокозненных деяний» с помощью Дьявола. Это вдохновило Церковь на еще более «дивные» и жестокие деяния с помощью инквизиции.

Недавно была опубликована «Энциклопедия колдовства и демонологии» Рассела Хоупа Роббинса,  посвященная средневековому колдовству. Хотя этот труд  имеет  ограниченное  применение,   он  весьма подробен  в  изложении  фактов.   Мои  коллеги  на сто процентов согласны с профессором Роббинсом, по крайней мере, в одном вопросе. Поскольку его ормулировка довольно лаконична, я процитирую его слова вместо того, чтобы занимать в три раза больше места объяснением тех же самых вещей.

«До 1350 года колдовство, в основном, означало чародейство — пережиток распространенных суе­верий, языческих лишь в смысле верований, пред­шествовавших христианству, но не языческих в смысле враждебности к христианству или некой дохристианской религии. Чародейство, или магия, распространено по всему миру и старо, как мир; это всего лишь попытка управлять природой в ин­тересах человека… Где-то в середине четырнадца­того века колдовство начало приобретать иные черты; постепенно из старого понятия магии вырос­ло новое понятие ереси… Вероятно, главной при­чиной превращения колдовства в ересь был успех инквизиции в уничтожении предыдущих ересей… Колдовство [ересь], по сути дела, было изобре­тено для того, чтобы заполнить пустое место… Лю­бой житель Европы был потенциальным колду­ном, потенциальным еретиком, а следовательно, потенциальным источником дохода для инквизи­ции, делившейся с гражданскими властями конфис­кованным имуществом тех, кого объявляли еретика­ми… На протяжении двух столетий для судов, как духовных, так и светских, связь между подозри­тельной личностью и павшей коровой или забо­левшим ребенком рассматривалась как причина и следствие: колдун занимается колдовством. Способ­ность причинять вред окружающим считалась след­ствием сделки с дьяволом. Предполагаемая сделка являлась составом преступления, и человек обвинялся в наличии у него определенных идей. То, что эти идеи были придуманы судьями, а признания выби­рались под пытками, — это уже другой вопрос…»

В самом деле, «другой вопрос»! Роббинс скло­нен к недооценке; люди с крепкими нервами могут получить удовольствие от чтения его книги. Каждая общественная библиотека должна иметь этот спра­вочник (почему я лоббирую чужую книгу? Потому что я, в частности, стараюсь указывать людям на хо­рошие и полезные книги по данному предмету).

Снова настала пора для лингвистики. Слово «ведьма» происходит от англо-саксонского wicce, произносившегося как «вич». Многие современные культы так называемой белой магии пытаются убе­дить людей, что wicce означает «мудрость», или некое тайное знание. Таким образом wicce craft считается «ремеслом мудрых» и фактически прирав­нивается к магии. Так вот, они ошибаются! Любой, кто не поленится провести глубокое исследование или хотя бы заглянуть в «Оксфордский словарь ан­глийского языка», вскоре обнаружит, что wicce не имеет ничего общего с мудростью. Это слово про­исходит от германского корня wic, означавшего «поворачивать или сгибать». Очевидно, легко рас­ширить это значение до «управлять или изменять» в общем и до «магического управления» в частности. Вскоре wicce будет означать «способный уп­равлять вещами», или, в наших терминах, «обла­дающий талантом».

Не позволяйте стандартному антропологическому определению колдуна как человека, практикующе­го магию и не принадлежащего к религиозному ис­тэблишменту, вводить вас в заблуждение (хотя это и недалеко от истины). В историческом определе­нии колдун — это любой человек, пользующийся магией в повседневной жизни, но не до такой сте­пени, как настоящий маг. Здесь интересно отметить крутые повороты в христианских теологических; определениях. До 1450 года вера в колдовство счи­талась ересью. Между 1450 и 1750 гг. ересью счи­талось не верить в колдовство. Теперь вера в колдовство опять считается ересью.

Но перейдем к определению «колдуна», кото­рым мы будем пользоваться в этой книге (опреде­ление «чародея» будет дано позднее). Колдун — это человек, пользующийся магией как религиозным феноменом, то есть он использует «сверхъесте­ственные» силы, полученные от почитаемого боже­ства. Акцент делается на теургии, а не на тавма-тургии.

Таким образом, маг черпает свои силы от При­роды и следует ее законам, в то время как колдун получает свои силы от божества, наделяющего его неестественными или «сверхъестественными» спо­собностями.

В Европе всегда было больше колдунов, чем магов. Колдуны происходили из крестьян и, по крайней мере на первых порах, держались за ста­рые верования и традиции. В Европе никогда не существовало всеобщего культа или «религии кол­довства», как утверждают некоторые, хотя в обла­стях, находившихся под кельтским, германским или балтийским влиянием, прослеживается определенное сходство. Человеческие сообщества были слишком консервативными и удаленными друг от друга. Люди молились своим богам, придерживались древних верований и, как это свойственно всем представителям нашего рода, резали глотки каждо­му, кто называл Мать-Землю Фрейей, а не Данну, или наоборот. В каждом племени имелись свои Друиды, знахари, шаманы, барды, повивальные бабки, травники и сказители, ревниво оберегавшие свои секреты. Племена, живущие в десяти милях Друг от друга, редко объединялись даже для защиты от общего врага, не говоря уже об упорядочении и объединении своих верований (хотя они были го­товы скорее убить или умереть, нежели признать это). Вполне возможно, что колдуны в разных странах имели почти одинаковые ритуалы, но это не говорит о существовании общеевропейского «культа колдовства». Нам следует остерегаться рас­пространения экуменических идей двадцатого века на колдунов далекого прошлого.

Когда христиане пришли с огнем и мечом, языч­ники сделали вид, что обратились в новую веру, но большинство по-прежнему придерживалось тра­диционных убеждений. Наслушавшись христианс­ких историй о дьяволе, язычники без труда добавляли еще одного рогатого бога к своему пантеону, осо­бенно потому, что понятие «полубога-полуживотно­го» было одним из наиболее распространенных в мифологии. Учитывая масштабы угнетения со сторо­ны церкви, неудивительно, что у некоторых людей возникало искушение почитать нового бога, состо­явшего в открытой вражде с христианским богом- Почитание Дьявола, или «сатанизм», никогда не было организованной религией в Европе, но с те­чением времени имена старых богов стирались в памяти и заменялись единственными доступными именами, предложенными христианством. Вполне возможно, многие язычники продолжали встречаться (а некоторые и сейчас делают это) и собираться в лесах для совершения старинных обрядов, смешивая старые и новые убеждения. Но унитарная «древняя религия» белого колдовства существует больше в воображении, чем в действительности. Она пред­ставляет собой продукт местного культурного шо­винизма и плохого знания этнографии.

Эти старые культы под новыми названиями ста­ли могущественным и коварным противником в глазах официальной церкви, слишком высокомер­ной и невежественной, чтобы приписать разрознен­ную местную оппозицию чему-то иному, кроме объединенной атаки Сил Тьмы. Это хорошо изве­стный психологический механизм: чем более могу­щественными и грандиозными считаются враги ор­ганизации или религии, тем выше степень самомнения и параноидальности в ее собственных рядах. Стремление покончить с остатками язычества объясняет внезапное превращение колдовства в ересь. Подобно «желтой угрозе» начала XX века и «красной угрозе» в 50-х годах, «колдовская уг­роза» была надуманной и воображаемой.

Однако магам всегда удавалось отделаться срав­нительно легкими потерями. Благодаря отделению науки от религии, они находились в более безо­пасном положении, если присоединялись к религии большинства, а не к мусульманству или иудаизму. Магов всегда было немного. Обычно они имели благородное происхождение; для того чтобы стать магом, требовался ясный разум и немалые средства. Наряду с математикой и астрологией, средневеко­вые маги изучали латынь и древнееврейский. Средства позволяли им приобретать специальное снаряжение и жить, не беспокоясь о традиционных источниках дохода. Так, благодаря своему богатству и изобретательности, маги обычно «выходили су­хими из воды». Однако время от времени неосто­рожным приходилось спасать свою жизнь.

Чародеи занимают промежуточное положение между магами и колдунами. Они обычно приоб­ретали знания в кругу семьи и друзей и, в отличие

от магов, редко имели научное образование. Они были наследниками знахарей и шаманов. Несмотря на прочные узы, связывавшие их с языческими ве­рованиями, большинство чародеев работало в оди­ночестве. Насколько мне известно, они не разде­ляли естественные и «сверхъестественные» силы; они просто придерживались старых методов магии и целительства, усвоенных от родителей. Знания и навыки в чародействе большей частью передава­лись по наследству, учение переходило от отца к сыну и от матери к дочери. Хотя таланты не зак­ладывались генетически (несмотря на утверждения, что принадлежность к династии ведьм или чаро­деев делает человека более могущественным), сле­дует признать, что атмосфера поддержки и доверия, окружавшая их в детстве, играла огромную роль. Сегодня среди нас было бы гораздо больше людей, обладающих талантом, если бы не тот факт, что родители «выбивают дурь» из детей, начиная с ран­него возраста. («Томми, прекрати двигать взглядом свои игрушки. Ты же знаешь, что это невозмож­но!»)

Помимо возможности «пересекать границу» между колдунами и магами, чародеи имели другие преимущества. Во-первых, они мало нуждались в деньгах, ибо кто осмелится отказать странствующе­му чародею в куске хлеба и крыше над головой? Во-вторых, им почти не требовалось магических орудий и снаряжения; большинство работало лишь с помощью жезла или посоха. Они имели высокую репутацию в обществе, поскольку один чародей мог благословить или погубить посевы, поля и лю­дей по своей прихоти.

Итак, вот наше определение чародея: человек, выполняющий магические действия (доморощенный или самоучка), приверженный языческим традициям и обычно практикующий в одиночестве.

Все средневековые маги, по крайней мере пуб­лично, называли себя «белыми магами». Возможно, немногие, особенно богатые и влиятельные, вельмо­жи могли называться «черными магами», но этот термин обычно использовался их противниками. Маги были слишком умны и/или осторожны, что­бы открыто почитать языческих богов — особенно потому, что церковь объявила их Злом и решитель­но уничтожала всех последователей магических культов. Маги также считали, что пользуются лишь природными силами, и, в отличие от церкви, не считали Природу злом. И наконец, естественный человеческий эгоизм заставлял их считать себя по­борниками добра и справедливости; следовательно, «черные маги» обычно возникали в результате конкуренции.

Вы можете спросить: «Если маги отделяли свои убеждения от научных экспериментов и были склонны к тавматургии, то почему в старинных книгах о магии встречается столько еврейских и христианских молитв?» Даже если вы не спросите, я объясню вам.

Если бы перед проведением химического ана­лиза я возносил молитву Меркурию или Яхве, кол­леги сочли бы меня немного странным и стали бы пренебрегать моими результатами лишь по этой причине. Все было бы в порядке в том случае, если бы я обходился без молитвы перед экспериментом. Но в прошлом положение вещей отличалось от нынешнего.

Нельзя забывать о том, что церковь жестко кон­тролировала все аспекты человеческой жизни. Маги и философы (по определению) вторгались в такие области, которые считались прерогативой Церкви. Маги как ученые, изучающие тело и ра­зум человека, а также окружающий мир, дерзно­венно ступали на священную землю («по траве не ходить, за нарушение штраф!»). Даже если вы придерживаетесь атеистических убеждений, было бы безопаснее громко молиться во время ритуала или эксперимента, хотя бы потому, что вас могут подслушать; многие расплачивались жизнью за неосторожность. Как мы увидим позднее, молитвы, особенно длинные и монотонные, могут быть очень полезны для создания надлежащей драматической ат­мосферы: самого важного компонента в ритуаль­ной магии. Более того, маги относились к священ­ным именами и фразам во многом так же, как современные математики относятся к иксам и игре­кам. То есть, как к переменным, которыми можно манипулировать по своему желанию.

Современная одержимость оккультными науками частично подпитывается сотнями групп, называющих себя  «белыми колдунами»,  «черными ложами» и всевозможными «тайными мистическими учениями», придерживающихся как Левой, так и Правой руки. Некоторые из этих групп заявляют о своей привер­женности христианству, за исключением того фак­та, что они часто отправляют свои ритуалы наги­шом, вы можете обнаружить больше язычества и колдовства в баптистском молитвенном собрании. Другие объявляют себя преемниками или последователями несуществующего «культа колдовства Западной Европы»,  который приобрел широкую популярность благодаря сочинениям Маргарет Мюррей — их авторитет зиждиться на «тайных верованиях, передаваемых колдунами ее семьи из поколения в по­коление», и так далее. Этот вид колдовства пред­ставляет собой мешанину из суеверий, христианских понятий и индуистских верований. Например, их «ритуалы плодородия» совершаются ради «духовно­го», а не физического плодородия. Они любят на­мекать на красоту и загадочность своих церемоний (это не так — они ужасно скучны для любого, кому приходилось наблюдать настоящие магические ритуалы).

«Белые ложи» в основном состоят из начинаю­щих чародеев и оккультистов, которые собираются вместе и делятся своими рецептами. Они позаимство­вали свою терминологию из египетских, греческих и индуистских источников. (По некой странной причине люди предпочитают обращаться к боже­ствам, демонам и ритуалам далеких религий, хотя в их собственной стране можно найти очень креп­кие и полезные традиции. Однажды я познакомился с арабским магом, который пользовался кельтскими богами и церемониями: он утверждал, что они бо­лее могущественны, чем египетские). «Белые ложи» часто представляют собой теософические соб­рания самозванных «адептов», считающих своим долгом спасти мир, хочет он этого или нет. Для начинающего мага или мистика участие в этих группах может принести пользу на первых порах, но наиболее одаренные вскоре начинают ощущать нехватку воздуха и образуют собственные группы. Присоединившись к одной из них, вы можете ин­тересно провести время, но, как я уже говорил, их главное достоинство — это возможность встретиться с единомышленниками и получить начальную под­готовку.

Те, кто принадлежит к Пути Правой Руки, име­ют много замысловатых и курьезных убеждений. Например, некоторые всерьез считают, что закли­нание не будет работать, если оно не состоит из .девяти частей и не сопровождается обращением к «силам Добра». Любой человек, имеющий иные религиозные или этические убеждения, автоматичес­ки занимается «черной магией». Удовольствия и фи­зический мир олицетворяют Зло, а страдания и ду­ховный мир — Добро. Любой прогресс требует огромных издержек, как психологических, так и материальных. Акцент постоянно делается на жерт­венности, уничижении, «гестаповской» дисципли­не, пуританстве и, превыше всего, на пренебреже­нии рассудком и здравым смыслом как «низ­менными понятиями». Вы должны постоянно тво­рить добрые дела. Если вы наложите проклятие, оно минует предполагаемую жертву и вернется к вам троекратно усиленным. Это утверждение вроде бы не позволяет последователям Пути Правой Руки насылать проклятия — что считается их основным занятием — но надо полагать, их защищает сам Дьявол. Однако я видел, как «белые колдуны» проклинают людей без всякого ущерба для себя. Они неизменно объясняют это соображениями «оп­равданной самозащиты».

НАЧАЛО    ДАЛЬШЕ ->

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.