Глава 4
Мантра, мандала и мудра
В этой главе мы собираемся исследовать высокоразвитую магическую и мистическую традицию Востока, известную как Тантра. Хотя слова «мантра», «мандала» и «мудра» вполне соответствуют нашим понятиям «заклинание», «пентакль» и «жест», изучение восточных аналогов будет для нас полезнее, чем использование западных терминов. Благодаря санскритскому происхождению, эти слова многое расскажут нам о своем значении; кроме того, мы сможем взглянуть на различные предметы оккультизма с несколько иной, новой для нас точки зрения. Сосредоточившись на восточных системах и время от времени возвращаясь к их западным версиям (а не наоборот, как обычно делается в книгах по оккультизму), привлекая сведения из полудюжины различных наук и искусств, мы обнаружим, что предполагаемые большие различия между восточным и западным оккультизмом на самом деле не так уж велики.
Само происхождение слова «Тантра» многое говорит нам об этой преимущественно теургической схеме оккультизма. Это слово происходит от санскритского корня «тан», означавшего «плести», «продолжать», «распространять» и «выдерживать». Полное слово «Тантра» часто переводится как «в основе», «в центре плетения вселенской Сети». Так, благодаря названию системы, мы можем догадаться, что в ее основу заложены принципы ассоциации и упорядочения.
Тантра пользуется довольно мрачной репутацией. Чтобы понять причину такого положения вещей, нам придется совершить небольшой экскурс в историю буддизма. До сих пор у исследователей существует два основным мнения относительно Тантры. Согласно первому мнению, она представляет собой извращение первоначально «чистых» учений, вторичное по существу и невероятно злокозненное по содержанию. Согласно второму мнению, Тантра является неизбежным результатом постоянного стремления Махаяны (основной ветви буддизма) поглощать местные верования и быть «всем для всех». Сейчас преобладает второе мнение, во всяком случае, среди специалистов по сравнительному анализу религий, но первое мнение все еще популярно среди коллекционеров оккультных предметов, миссионеров и теософов.
Главный принцип Махаяны — всеобщее спасение. Бодхисатва, отказавшийся принять заслуженную нирвану ради того, чтобы помочь другим, значительно превосходит архатов (святых), эгоистично уходящих в нирвану при первой возможности. Здесь мы имеем поразительно близкое сходство с
некоторыми версиями спиритуализма, согласно которым «бестелесные помощники» бродят по планете, помогая как живым, так и мертвым. В Махаяне, независимо от «ценности», все существа подлежат «спасению».
Большинство людей в тех географических областях, куда проникала Махаяна, по буддийским стандартам были «невежественными и суеверными». Учение Махаяны распространилось в северозападной части Индии примерно за 200 лет до н.э., таким образом оказавшись на пересечении основных торговых маршрутов. Греки, египтяне, римляне, персы, жители Сибири, китайцы и различные представители азиатских народов встречались, и происходило смешение народов. В результате возникло невероятное сочетание религиозных и магических убеждений. Часть этой системы стала известна как Тантра, или эзотерический буддизм («эзотерический» означает «оккультный»). Здесь мы рассмотрим основную систему тантрических убеждений, а также религиозные, социальные и культурные дополнения тантризма — по причинам, которые вскоре станут очевидными. На самом деле существует несколько течений тантризма, хотя все они основаны на системе Тантры. Например, те, кто не принял буддизм, в основном стали членами различных сект, объединенных под названием «индуистский тантризм». («Индуизм» вообще достаточно вольный термин, и любое индийское верование, не вписывающееся в рамки отдельной религии, относится к индуизму.)
К седьмому веку н.э. Махаяна распространилась в северо-западной и северо-восточной частях Индии, приблизившись к Тибету и Непалу. Местная тибетская религия, называемая бон, заключалась в почитании духов природы и горных демонов. В ней
использовались сложные ритуалы, регулировавшие все аспекты жизни замкнутого сообщества. В конечном счете тибетские верования и божества местного пантеона были собраны в стройную систему и успешно «буддизированы» — по крайней мере, так думали проповедники Махаяны. На самом деле тантризм стал самостоятельной религией, хотя при необходимости рядился в одежды буддизма, индуизма или бон. Как правило, человек в первую очередь был тантристом и лишь во вторую — членом других религиозных организаций.
Буддизм Махаяны распространял свое влияние точно так же, как и ранее римское христианство: он принимал всех местных духов, почитаемых туземцами, и превращал их в ангелов, демонов, святых и богов, без труда вписывавшихся в общие рамки религии. (Основное отличие заключается в том, что буддисты действовали методами наставления и убеждения, а не огнем и мечом.) Способность Махаяны принимать в свой пантеон даже индуистских божеств привела к тому, что буддизм в Индии считался очередной индуистской сектой, и верующие без труда переходили от одной религии к другой. Мусульмане, вторгшиеся в Индию в XI веке, подвергли буддизм нещадным гонениям, но не уничтожили тантризм. В северо-западной части Индии тантризм впитал в себя частицу ислама и продолжал существовать. В других частях Индии тантризм выжил, замаскировавшись под индуистскую секту. В Тибете он уже впитал коренную религию бон, хотя буддийская терминология преобладала (таково мнение, бытующее в наши дни, но в Тибете многие утверждают, что многие принципы тантризма и Махаяны возникли именно там).
Итак, хотя буддизм Махаяны продолжал развиваться, особенно в Китае и Японии, успешно поглощая коренные верования, тантризм вырос и в конечном счете подчинил Махаяну своему влиянию в довольно широких пределах. Позднее мы вернемся к истории и принципам буддизма, а сейчас разберемся, почему пришествие Махаяны было жизненно важным для создания системы, впоследствии известной как Тантра. Буддизм послужил катализатором универсальности, превратив груду не, связанных между собой, противоречивых понятий десятка различных культур и народов в стройную систему оккультизма. Это еще одна веская причина для изучения Тантры, поскольку она представляет собой наиболее пеструю интернациональную коллекцию оккультных верований, известных человечеству. Если вы ищете универсальности в оккультизме, вам следует изучать Тантру; то, что в ней отсутствует, нельзя назвать универсальным.
Как вы, возможно, уже догадались, Тантра придерживается всех основных законов магии. Однако в ней делается специальный акцент на законах Ассоциации, Синтеза, Равновесия и Противоположностей, сформулированных в буддийской терминологии. Официальная цель Тантры теургическая — достижение спасения и просветления. Как вы вскоре заметите, методы, разработанные для теургии, могут с равным успехом применяться и в тавматургии.
В тантрическом буддизме «просветление» вскоре стало определяться как соединение положительного и отрицательного, активного и пассивного, женского и мужского. (Буддизм стоял на более шовинистических позициях, так как мужское ассоциировалось с позитивным и активным, а женское — с негативным и пассивным.) Целью синтеза придуманных противоположностей было осознание недвойственной природы бытия (или недвойственного бытия природы? Ладно, оставим).
Вскоре в Тантре развилась другая взаимосвязь с буддизмом. В Шри-кала-чакра-тантре, раннем тексте тантрического буддизма, который сейчас находится в библиотеке Кембриджского университета, Будда ясно говорит. «Макрокосм содержится в микрокосме». Те, кто еще помнит это высказывание из нашего обсуждения закона Противоположностей, могут сделать огромный шаг вперед. Считалось, что истина обитает в физическом теле, а само тело является лучшим проводником к осознанию истины. Акцент на всеобщее спасение оказался как нельзя кстати, поскольку любое благо, творимое одним человеком, автоматически помогало всем живым существам. Тантрическое понятие о физическом теле как средстве для достижения просветления неизбежно привело к разработке еще более усложненных методик и ритуалов.
Если я любому, кто имеет представление об оккультизме, дам тест на свободную ассоциацию идей, мгновенным ответом на слово «Тантра» будет «мантра». Слово «мантра» происходит от санскритского корня, означающего «думать» или «рассуждать», обычно вслух, поскольку в корне также заложено понятие звука. Использование звуков в Тантре исследовалось в большей степени, чем любой другой из ее аспектов; отчасти потому, что любой звук или сочетание звуков может стать мантрой, будь то буква, слог, имя, фраза или молитва.
Закон Имен играет жизненно важную роль в понимании мантр, поэтому теперь мы проведем обещанное рассмотрение этого закона.
Имена всегда играли важную роль в мифологии и фольклоре. Египетская Изида отказывалась исцелить бога Ра от укуса змеи до тех пор, пока он не открыл ей свое тайное имя; узнав имя, она смогла создать заклинание, но кроме этого получила и полную власть над ним. Верующие часто называли Ра и других богов так: «те, чьи имена неведомы». Как только истинное имя Ра становилось известным, злые чародеи могли подчинить его своей воле. Подобный запрет на произношение тайного имени божества существует во всем мире. В Библии и Талмуде — много правил, связанных с именем YHVH, иногда называемым «Тетраграмматон» или «слово из четырех букв». Это имя запрещалось произносить вслух. Вместо него использовались такие иносказания, как «Яхве», и позднее в Европе — «Иегова». (Вообще говоря, поскольку в древнееврейских манускриптах гласные почти не использовались, мы не знаем правильного произношения, если не владеем языком, что бы ни утверждали члены так называемых школ Каббалы.) Почти в любой мифологии есть хотя бы одна история о боге или богине, попадающем в беду из-за раскрытия его тайного имени или из-за того, что он поклялся своим именем и не может нарушить клятву.
Шумерский бог Энки как-то раз, изрядно выпив со своей дочерью Инанной, «царицей небес», воскликнул: «Клянусь именем силы, именем моей силы, что покажу священные скрижали божественной Инанне, моей дочери!» В этих скрижалях заключалось сто основных принципов цивилизации. Именно их хотела заполучить Инанна, чтобы передать жрецам своего храма. Хотя Энки не на шутку разгневался, он не мог нарушить свою клятву.
Я уверен, что почти все знакомы с историей Румпельштильскена. Перед героиней стоит невыполнимая задача, которую согласен выполнить странный маленький человечек, но при одном условии. Если она не отгадает его имя, то должна будет отдать ему своего первенца. К счастью, наш злодей оказался не слишком умен: его подслушала птица, пока он бормотал какие-то скверные стишки насчет своего имени. Птица рассказала женщине, женщина произнесла имя, и справедливость восторжествовала.
По всему свету распространено верование о том, что если вы даете человеку новое имя, то вселяете в него новую душу. Больным часто давали новые имена, «чтобы демоны не узнали их». Знахари иногда рекомендовали смену сексуальной принадлежности: мальчики одевались и вели себя как девочки, и наоборот (опять-таки, чтобы сбить с толку демонов).
В средневековом западном оккультизме большое внимание уделяется именам бога как словам силы. К примеру, четыре буквы YHVTI символизируют всевозможные атрибуты личности, и на их сочетаниях основаны целые философские течения. Буквам может быть присвоены сексуальные значения, значения «позитивный-нейтральный-негативный», «активный-пассивный», «конечный-бесконечный», и один Яхве знает что еще. Имя Бога считается величайшим сосредоточением божественной силы. Некоторые еврейские школы даже утверждают, что Тора (первые пять книг Ветхого Завета) является ничем иным, как истолкованием имени YHVH. Изобретались грандиозные и устрашающие ритуалы, предназначенные для открытия одного из тайных Имен надлежащим образом подготовленным адептам. Утверждалось, что если вырезать одно из этих имен на лбу неодушевленной статуи, то она оживет (см. «Голем» в главе 6). Предположительно, такой ритуал был проведен с языческим идолом быка, который немедленно провозгласил: «Я ваш бог, иных не будет у вас». Это довольно спорное высказывание, если учесть обстоятельства. Имена Бога были столь реальными и осязаемыми, что вы могли «примерить Имя на себя», как если бы оно было одеждой.
Я обнаружил, что средневековый оккультизм в общем и целом был основан на искаженной версии одной из книг еврейской каббалы. «Каббала» означает «собрание». Существовало по меньшей мере семь книг каббалы, лишь одна из которых имела дело с мистицизмом и магией. Остальные — были посвящены путешествиям, фольклору, медицине и так далее. Даже Тора и Талмуд считались частью каббалы. Таким образом, именно семитскому мистицизму мы обязаны всеобщей одержимостью Именами и Словами Силы.
Каждый дух, ангел или демон, имел особое имя или несколько имен, а также определенный ранг и полномочия. Многие «ангелы» первоначально входили в Элоим, что в древнееврейской традиции означало соединение всех божественных атрибутов, Древние евреи признавали многих богов, несмотря на то, что в Библии сказано: лишь YHVH является богом детей Израилевых. Из Элоим происходят такие известные ангелы и архангелы, как Рафаил, Гавриил и Михаил. Суффикс «-ил» означает «бог», а не «богоподобный» или «божественный». (Таким же образом христианское понятие Троицы можно проследить в многоликих «местных» богах.)
Многие «демоны» в действительности были старыми богами и богинями, чьи последователи были побеждены или стали приверженцами иудаизма и христианства; в качестве примера можно привести Баала и Астарота.
Средневековые оккультисты разработали различные способы «обнаружения» имен многочисленных ангелов и демонов, зашифрованных в тексте Библии. Фрэнсис Барретт в классической «Книге магов» говорит:
Сам Бог, хотя и единосущен, но имеет разные имена, выражающие отнюдь не отличие сущностей или божеств, но определенные качества, проистекающие от него; посредством сих имен он осыпает нас, и всех своих созданий, многочисленными благами… Каббалисты извлекли из определенного текста Исхода семьдесят два имени, как ангелов, так и Бога, которые они называют «именем семидесяти двух букв» и «Шемхамфереш», или «разъяснение».
Далее Барретт показывает, каким образом различные имена выводятся из заглавных букв священных фраз. К примеру, в наши дни «ангел НАС А» может отвечать за национальное Агентство аэронавтики и космических исследований. Он (судя по форме ракеты, ангел должен быть мужского пола) состоит из стихии Воздуха и должен иметь титул графа*
* В оригинале непереводимая игра слов, означающая «обратный отсчет до взлета». — Прим, перев.
. Вы также можете брать последнюю букву в каждой фразе или изобрести другие методы извлечения «священных имен». Фактически, сам термин шемхамфереш стал Магическим Словом. Баррет был первым из современных оккультных исследователей, попытавшихся свести воедино весь западный оккультизм (около 1801 года). Интересно заметить, что он был почти одинок в своем убеждении, что сила Слов и Имен заключена не в звуках и начертании, но в разуме тех, кто пользуется ими.
Во всех Гриму арах, или «черных книгах» магии, говорится о том, что для общения с демонами и ангелами необходимо знать их истинные имена. Некоторые из них, такие как «Лемегетон», или «Книга Духов», представляют собой сочетание телефонных справочников и «Кто есть кто» из области потустороннего мира. В этих книгах приведены описания имен, полномочий, титулов, внешности и особенностей всех главных ангелов и демонов, вместе с коллекцией рецептов для создания заклинаний и приворотов. За исключением литературоведов и теоретиков тавматургии, они не представляют для исследователей никакого интереса.
Когда человек рисует пентакль*,
*Первоначально — талисман в виде пятилучевой звезды, ныне общее название для талисмана. Если сделан из глины или металла, используется как символ стихии Земли. — Прим. Автора
важно иметь под рукой по меньшей мере полдюжины священных имен, предпочительно еврейских, расположенных по периметру кругов. Фактически, заклинание просто нельзя сотворить, не прибегая к измененным, зачастую неверно произносимым именам различных богов. Почти половина слов в любом псевдокаббалистическом ритуале окажется именами Бога. Поскольку западный оккультизм был монотеистичным, все имена принадлежали YHVH, его друзьям или врагам. Даже в наши дни культы так называемых Белых Чародеев выполняют свои ритуалы с использованием все тех же обветшавших, извращенных аналогов этих старых имен.
Тантра обладает значительно более гибкой структурой. Во время ритуала вы можете пользоваться именами главных богов, но у вас есть гораздо больше пространства для маневра. Помимо всего прочего, это обусловлено принципом варпы, гласящим, что звук вечен, а каждая буква алфавита несет в себе божественное начало. Слова представляют собой собрание божественных атрибутов; смысл в них вложен не человеком, а является функцией букв. Еврейский оккультизм приближается к этой концепции, а языческие кельты и тевтоны подошли еще ближе со своим «вопрошением рун», но никому не удалось зайти так далеко. Итак, в Тантре каждое слово может быть Словом Силы. Даже «мусор» — священное слово, так как это сочетание божественных букв м, у, с, о и р. Нетрудно догадаться, что это приводит к забавным играм с религией и медитацией, особенно если учесть, сколько людей почитает великого бога, о котором мы только что упомянули.
С понятием варны тесно связана «эмбрионная»*
*Germ — эмбрион, зародыш, микроб (англ.). — Прим. Ред
теория звука в Тантре. Каждая сущность обладает «эмбрионным» звуком, в смысле прорастания, а не инфекции — хотя и последнее тоже не исключается. Повторяя «эмбрионный» звук, мы можем воссоздать сущность из хаоса: она не обязательно существует до тех пор, пока мы не сотворим ее. Очень немногие другие учения в истории когда-либо заявляли о такой возможности создания богов; мне приходят на ум лишь египетские жрецы и древнегреческие теурги.
Возьмем, к примеру, знаменитую мантру «ОМ», или, вернее, дифтонг «АУМ». Некоторые
Реальная магия
секты утверждают, что «А» означает Вишну, «У» — Шиву, а «М» — Браму. Другие утверждают, что «А» означает Агни, или огонь, «У» — Варуну, или воду, а «М» — Меру, или воздух. Как бы то ни было, мы имеем сочетание эмбрионных звуков «АУМ», предназначенное для взывания к совокупности божеств в виде троицы.
Торжественное произнесение великой Истины называется сатъя-вахана и считается актом великой силы. Дхарани — короткие высказывания, очень распространенные в качестве мантр; часто они являются сокращениями или сводками длинных сутр (книг). Сатъя-вахана и дхарани нередко появляются как на Востоке, так и на Западе. Идея «взывания к имени бога» время от времени появляется во всех наших священных книгах (сутрах). Использование фразы «Иисус Христос умер за наши грехи» было распространенным методом изгнания демонов в эпоху средневековья; сегодня мы говорим «твоему ид не нравится твое эго» для достижения такого же результата. Фраза «во имя Отца, Сына и Святого Духа» многое говорит нам о католической религии: в одной фразе мы имеем определение Троицы, священную Истину и взывание к богу (богам?). Но, разумеется, католицизм не имеет ничего общего с таким «предрассудком», как Тантра. Можете спросить у любого католического теолога.
Одна восточная религия, быстро прокладывающая себе дорогу на Запад, пользуется мантрой нам-мъо-хо-ренг-къо («огласи свою преданность чудесному закону жизни»). В основе религиозной группировки, называемой Ничерен Шошу, лежит стандартный буддизм Махаяны в сочетании с оголтелым фанатизмом и милитаризмом. Законодательная ассоциация Сокка Гоккай фактически контролирует религию железной рукой; постоянно поступающие средства и пожертвования направляются прямо в закрома партии Комеито, которая сейчас является третьей по величине политической партией Японии. То, что неофашистская ориентация партии Комеито вызывает озабоченность во всем мире, еще слишком мягко сказано. Фактически, Сокка Гоккай официально объявлена американским правительством «подрывной фашистской организацией».
Религиозное общество было основано в конце XIII века фанатичным буддийским монахом Ничереном, глубоко убежденным, что приверженцы всех остальных религий (особенно не буддийского толка) являются предателями и демонами. Он считал себя воплощением Будды Гаутамы и умер в возрасте шестидесяти лет от хронического поноса (месть Дарумы). Основанный им культ стал одной из немногих буддийских сект в истории, воспринявшей западные методы убеждения: кровь, боль и смерть. Сегодня его последователи пользуются весьма агрессивным евангелическим методом обращения в свою веру, известным как «шакабуку» («сломить и подчинить»). Несколько лет назад я оказался втянутым в эту группу и через три месяца был изгнан за ересь, то есть за «неудобные» вопросы. Секта имеет более одиннадцати миллионов последователей, включая 200000 в Америке, и пользуется методами угроз, насилия и «промывки мозгов», которые японское правительство описало как «полугангстерские, с использованием военнизированной организации». Естественно, большинство американцев искренне вступало в ее ряды, не осознавая, что они делают. Секта действительно проповедует благородные цели: положить конец войнам, расизму, нищете и так далее. Это один из лучших примеров того, что следует отделять ценность самой мантры от намерений тех, кто пользуется ею.
Еще одна мантра, широко известная в Америке, принадлежит «обществу сознания Кришны». Ее очень просто выучить: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе; Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Американские члены секты утверждают, что ее история начинается с I486 года в Индии, когда Кришна в очередной раз воплотился на земле, чтобы подарить миру эту мантру. Хотя в индуизме Кришне и Раме поклоняются отдельно, кришнаиты утверждают, что Кришна и Рама являются одним и тем же богом. Поскольку мы, разумеется, живем в самом худшем из миров и в самое плохое время (Кали-Юга), то неспособны совершить что-либо, кроме простейших усилий по достижению просветления; отсюда и постоянное распевание этой мантры.
В области Калифорнийского залива имеется довольно значительный контингент кришнаитов, и наблюдения показывают, что, несмотря на свои заявления, они далеки от невинного альтруизма. До сих пор движение состояло из бродяг и хиппи с «мозгами набекрень», ищущих новую веру; они напяливают на себя оранжевые простыни и теннисные туфли, бреют голову наголо и просят милостыню на улицах, распевая кришнаитскую мантру на мотив «Это твоя страна». При этом они торгуют ладаном скверного качества по высокой цене. Заработок не облагается налогом и теоретически идет на еду и кров для членов группы или па поддержку малоимущих. На самом деле большая часть денег оседает в карманах местных лидеров, обеспечивая им привольную и беззаботную жизнь.
Если вы думаете, что такое паразитирование на человеческих слабостях ограничено «языческими» религиями, то я упомяну о местной секте, именуемой Христианским Фронтом Мирового Освобождения. Эта крайне правая организация занимается тем же, о чем мы уже говорили. Здесь тоже есть мантра «Иисус спасает» и свободный переход из одной веры в другую, поскольку никто из новообращенных не в состоянии понять даже элементарной теологии. Поскольку организация богата, ее члены делают акцент на вербовку студентов и наркоманов и превращении их в евангелистов-проповедников. Они не добились значительных успехов со студентами, отказывающимися принимать участие в революционной риторике, но обратили в свою веру многих наркоманов и уличных бродяг. Вместо того чтобы вкалывать наркотики, они вырывают страницу из Библии, «плавят» ее своим красноречием и «впрыскивают» эту смесь. Эти евангелисты-наркоманы ужасают местных священников даже сильнее, чем псевдобуддийские и псевдоиндуистские секты.
Еще одна многочисленная категория людей, пользующихся мантрами в Америке, — это наши доморощенные революционеры. Их мантры включают в себя такие перлы, как «власть народу» пли «долой капиталистических свиней». Они тоже с удовольствием вербуют «балдеющую» от наркотиков молодежь, увлекая ее идеями «всеобщего блага» и мелким политиканством. За все время, проведенное в Беркли, я встретил лишь двух настоящих коммунистов (обоим было за шестьдесят), зато видел сотни самозваных марксистов, троцкистов, маоистов, кастроистов и так далее. Однако очень немногие из них, если вообще кто-либо, читали «Капитал» и другие труды своих героев. Здесь мы снова имеем группу людей, убежденных, что простое повторение лозунгов может изменить мир (это могло бы произойти, если бы они знали, как правильно пользоваться своими мантрами).
Всех американцев учили благоговейно относиться к лозунгам, американской разновидности мантр. Большинство здравомыслящих людей способны сопротивляться и проводить различие между лозунгами и изречениями — но не те, чей разум затуманен алкоголем или наркотиками. Здесь, в Беркли, существует значительная наркокультура, управляемая железной рукой одной из наиболее хорошо организованных преступных группировок в стране. Все «мягкие» и умиротворяющие препараты были беспощадно вытеснены, и теперь люди могут достать лишь такие наркотики, как героин и метамфетамин (наполовину перемешанный с крысиным ядом). В результате многие люди, живущие в обветшавших гетто, настолько склонны к насилию и паранойе, что готовы бить и крушить при первом же брошенном лозунге. Власть мантр над слабыми умами такова, что Калифорнийский университет приобрел жуткую репутацию; это следствие бунтов, подстрекаемых не столько политиками, сколько наркодельцами. С другой стороны, как левым, так и правым политиканам нравится такое положение вещей (и я, разумеется, не утверждаю, что для демонстраций не существует действительных причин). Я лишь задаюсь вопросом, есть ли связь между политической обстановкой и тем фактом, что организованная преступность в Беркли получила полную свободу при попустительстве местных и федеральных чиновников. Я еще не видел такого политика, у которого хватило бы смелости разворошить это осиное гнездо.
К счастью, буддисты, индуисты, «братья Иисуса», левые и правые политические группировки находятся в состоянии «священной войны» между собой. Если повезет, они просто уничтожат друг Друга.
До сих пор мы рассматривали способы употребления (и злоупотребления) мантрами как ассоциативными приспособлениями, но у них есть много иных функций. Односложные мантры, например, часто используются в упражнениях по контролю над дыханием. Некоторые популярные мантры также известны своими гипнотическими, завораживающими качествами. Если вы миллион раз повторите «ом мани падме хум», «власть народу» или даже «е-равно-эмце-квадрат», то не только начнете верить сказанному, но и войдете в состояние гипнотического транса. Как медики-гипнотизеры, так и восточные мастера содрогнулись бы при этой мысли (впрочем, каждые — по своим причинам). Позднее мы подробнее рассмотрим методы использования транса.
Мантра, использующая звук, приводит к мандале, использующей формы и образы. Геометрические фигуры, изображения животных и божеств играют значительную роль в мандале. Она считается разновидностью янтры, или диаграммы (первоначально слово «мандала» означало лишь «круг», но с тех пор значение расширилось)* .
*По-арабски «алъ-мандал» тоже означает «круг»; отсюда происходит Альмадсл, название одного из наиболее прославленных гримуаров. — Прим. автора.
Сначала давайте рассмотрим элементы цвета.
Каждая оккультная школа разрабатывала свою цветовую шкалу, и Тантра не исключение. Тантристы опирались в основном на стандартную индо-арийскую цветовую шкалу, которая использовалась и в западном оккультизме. Белый цвет ассоциировался с добром, жизнью, просветлением и «небесными мирами». Голубой — был цветом эмоций, ЭСВ, интуиции и астральных планов. Зеленый — символизировал плодородие, творчество, поля и луга, «животные миры». Желтый — ассоциировался с разумом и «человеческими мирами». Оранжевый — был цветом гордости, материализма и мужества в сражении. Красный — символизировал тело, кровь, здоровье и «призрачные миры». Лиловый — ассоциировался с сексуальностью и необузданными страстями. Черный цвет означал зло, смерть, невежество и преисподнюю*.
*« Бардо Тедол» по иному жонглирует этими «мирами». — Прим. автора.
О происхождении этой цветовой шкалы уже многое написано, но самое главное заключается в фразе «ассоциируется с…». Цвета использовались и используются как ассоциативные приспособления. Каждое божество имеет характерное сочетание цветов, используемое в его мандале. Божества, обладающие сходными оттенками цвета, имеют сходные атрибуты. Если вы хотите призвать сущность с иного плана бытия, вам нужно использовать ее цвета в мандале.
К сожалению, очень мало известно о влиянии формы на личность человека. Психология цвета хорошо развита, но психология формы находится в зачаточном состоянии. Юнг прикладывал героические усилия в этом направлении, но его работа осталась незавершенной. Это еще одна область, где магия может раскрыть новые возможности для психологии.
Согласно Тантре, боддхи-мандала (окружность вокруг дерева, где Будда получил просветление) положила начало верованию в сакральную природу круга и других геометрических форм. Как и на Западе, круг и треугольник были излюбленными формами для магических опытов. Помимо цвета, каждое божество имело личное сочетание форм и геометрических фигур.
Изображения многочисленных божеств, людей и животных также являлось составной частью мандалы. Разумеется, в нее входили и личные цвета призываемой сущности, и все остальное, связанное с нею, что можно было изобразить в двух измерениях. Как вид им, мандал а являлась преимущественно теургическим приспособлением, помогавшим достичь тождества или единства с конкретной сущностью или божеством.
Возможно, наиболее известная мандала — это Инь-Ян, символ закона Синтеза. Разбитая на две составные части, ее форма стала популярным украшением в современной одежде и дизайне. Другие хорошо известные мандалы — знаки рыб и креста для Иисуса Христа, знаки круга, свастики и креста для Солнца, знаки чаши и полумесяца для Луны и так далее. Не появилось у вас ощущения, что любой символ может стать мандалой? Правильно!
В пещерах на юге Франции сохранились рисунки, сделанные нашими кроманьонскими предками. Изображение бизона с копьем в сердце, скорее всего, должно было обеспечить удачу на охоте. Среди персонажей попадаются люди, одетые в шкуры животных и танцующие с рогами на голове; здесь мы вступаем в царство мудры*
*И возможно, шаманизма (см. глава 8). — Прим. автора.
Эти рисунки дают представление о самых древних магических
верованиях и ритуалах человечества, и ни один студент-антрополог не должен обходить их стороной.
Во многих неграмотных обществах мандала создавалась из раскрашенных камней или разноцветного песка, уложенного в узоры на земле. Часто во время ритуала знахарь или его пациент сидел в центре мандалы. В некоторых племенах, например, у йоруба, люди чертили палочками на земле сложную мандалу и посыпали ее остатками пищи. На следующее утро они возвращались и «читали» следы мелких животных, пересекавшие рисунок мандалы и придававшие ей новый смысл.
Читая о магических кругах, пентаклях и прочих символах западного оккультизма, вы можете убедиться, что мандале уделялось огромное внимание. Магические фигуры рисовались на полу или участке почвы, где чародей проводил свои ритуалы. Пентакли первоначально назывались «пентальфами», так как можно было взять пять букв «А» и совместить их в пятилучевой звезде. Поскольку изображение человека (голова, две руки и две ноги) хорошо вписывалось в пятилучевую звезду, она вскоре стала символом «удачи»*.
* А также эмблемой добра в западном оккультизме. — Прим автора.
Вскоре пентакли стали столь популярными, что термин превратился в синоним «талисмана» (мандала). При создании талисмана было необходимо использовать все формы, узоры, цвета и имена, ассоциируемые с действием или сущностью, для которой он предназначался. **
** Если вы хотите глубже изучить этот предмет, почитайте «Тайное искусство магии» Индры Сеид Шах. — Прим. автора.
После мандалы и мантры, последним членом неизбежной троицы является мудра — ритуальные и символические жесты, позы, танцы и прочие телодвижения. «Мудра» происходит от санскритского слова «запечатывать» или «запирать». Многие мудры использовались именно для этой цели: закрывать, запечатывать — как физически, так и умственно — место проведения ритуала
Мудра служит для ассоциации и достижения тождественности; наряду с мантрой и мандалой, каждое существо имеет свою характерную мудру. Так, потрясание кулаками будет мудрой гнева, распахнутые объятия — мудрой страсти, танец с метанием копья или молота — мудрой бога грозы и так далее Даже Кама-кали, или ритуальное совокупление, в принципе является мудрой, хотя имеет и другие аспекты.
О понятии мудры было написано очень мало по сравнению с понятиями мантры и мандалы*
*Если не считать Гурджиева и его последователей. — Прим. автора.
. Психология танца и драмы дают нам основную массу идей о создании мудр. В западной оккультной литературе инструкции по применению мудр обычно ограничены указаниями о том, сколько раз нужно обойти круг, как держать меч, как принимать стойки защиты и нападения и так далее. Однако, когда чародей поднимает воображаемый меч, чтобы защититься от воображаемого врага, он не имеет права на ошибку, иначе его смерть будет вовсе не воображаемой!
В католической или англиканской церкви, где все еще служат старые мессы, вы можете наблюдать прекрасную последовательность взаимосвязанных мудр. Не пренебрегайте ими — когда-то они обладали большим могуществом.
Прежде чем продолжить обсуждение Тантры, давайте сделаем паузу и подведем итог наших открытий о мантре, мудре и мандале. Мы убедились, что Тантра, как и другие оккультные системы, имеет методы упорядочения окружающего мира для помощи в магических или мистических действиях. Мы узнали, что три «М» — мантра, мудра и мандала — служат преимущественно для ассоциации и отождествления.
Убежденному тантристу все кажется относительным. Мифы предлагают нам могущественную фантазию, которую можно использовать для власти над фантазией, именуемой повседневной жизнью. Отождествление с воображаемым божеством наделяет нас его воображаемым могуществом, которое, разумеется, можно использовать в нашем воображаемом мире. Здесь мы имеем взаимодействие законов Правдивой Лжи, Бесконечных Вселенных, Ассоциации и Тождества. Использование трех «М» приводит в действие и другие законы, такие как закон Имен и закон Персонификации. Методы и убеждения Тантры применимы для других оккультных систем и часто отражают универсальные культурные тенденции.
Заметьте, что во всех случаях первостепенное внимание уделяется ритуалу, а не интеллекту. Разум фактически не ценится п считается «помехой». Нетрудно убедиться, что такой антиинтеллектуализм вообще присущ теургическому подходу, независимо от того, в какой части света вы работаете. Поскольку мы больше заинтересованы в тавматургическом подходе, то будем проявлять здоровый скептицизм в исследованиях.
Так как в Тантре уделяется большое внимание использованию тела как средства для достижения просветления, в ней разработаны методы физической дисциплины и контроля над телом. Но это не аскетизм. Хотя аскетизм и изнурение плоти до определенной степени могут научить вас понимать сильные и слабые стороны вашего тела, по своей сути они враждебны телу и вредны для него. В Тантре применяются упражнения, не допускающие физического ущерба и предназначенные для улучшения дисциплины тела и разума.
Изменения тела и разума могут осуществляться разными способами, включая обычные физические упражнения, умственные упражнения, лекарственные препараты, гипноз, сосредоточение и стимуляция желез внутренней секреции.
Физические упражнения в Тантре охватывают широкий спектр, от приседаний и отжиманий до различных видов хатха-йоги и Кама-кали. Вы можете научиться неподвижно сидеть целыми часами, контролировать свое дыхание и замедлять метаболизм*; почти все это необходимо для того, чтобы не отвлекаться во время медитации. Управление энергией играет очень важную роль в упражнениях; к примеру, во время Кама-кали мужчина должен воздерживаться от семяизвержения вплоть до определенного момента, который может наступить очень не скоро.
Существуют также умственные упражнения, предназначенные для укрепления сосредоточенности и образного мышления. Установив контроль над телом, вы можете научить свои разум не отвлекаться от темы во время медитации. Что такое «синий»? Что означает «квадратный»? В чем суть «рыбы»? Медитирующий тантрист обдумывает эти и другие вопросы и отвечает на них. Это полезно для того, чтобы адепт находился в обостренном состоянии сознания, улучшающим его восприятие и аналитические способности.
Отвлекитесь от чтения и закройте глаза. Постарайтесь представить перед собой ярко-красный круг. Измените его форму, превратив в квадрат, треугольник, птицу, меч, человека. Когда вы сможете проделывать это с открытыми глазами и видеть образы даже при свете дня, то далеко продвинетесь вперед на пути медитации. Затем начните работать с другими чувствами: воображайте различные звуки, запахи, вкусы и прикосновения. В продаже имеются пособия по тренировке «чувствительности» и методикам восприятия в состоянии наркотического транса, где вы можете найти полезные советы. Поскольку мы получаем информацию в основном визуально, большая часть ваших усилий должна быть направлена на манипулирование визуальными образами, чтобы при необходимости вы могли выстроить «умственный щит» или создать в уме ясную картину своей магической мишени.
В Тантре наркотики всегда играли подчиненную, но четко определенную роль. Галлюциногены и другие наркотические вещества использовались опытными адептами (в нашей западной культуре вы просто не можете получить подобное образование) . Они тоже являются средством укрепления ассоциаций и тождественности. Наркотики не только убеждают сомневающихся в существовании иных вселенных, но также дают весьма детальную картину иных миров. Применяемые надлежащим образом, наркотические вещества дают ученику «встряску», необходимую ему на начальном этапе.
Гипноз весьма эффективен для изменения состояния тела и разума. Вот некоторые физиологические изменения, которые могут происходить под гипнозом: каталепсия, увеличение мышечной силы, паралич, повышенная выносливость, появление ожогов, быстрое заживление поврежденных тканей, обострение ощущений, невосприимчивость к боли, изменение скорости метаболических процессов и стимуляция различных желез.
Принципиальный интерес в тантрическом трансе, или дхаяне, представляет его сходство с гипнотическим трансом. Те, кто практикует дхаяну, решительно заявляют об отсутствии такого сходства. До сих пор это сходило им с рук лишь потому, что наши определения гипноза были слишком расплывчаты. Однако допустим, мы определим гипноз как состояние, в котором проявляются следующие симптомы: полный контроль над телом и органами чувств, повышенная внушаемость, усиление сосредоточенности, устранение отвлекающих факторов и, возможно, даже усиление ЭСВ-способностей. Тогда мы получим определение, мало отличающееся от дхаяны.
Рассмотрим некоторые другие преимущества гипноза. Когда человек находится в состоянии транса, в его организме можно наблюдать уже упомянутые физиологические изменения. Можно обострить его восприятие и замедлить субъективное течение времени. Отсуствие отвлекающих факторов, в сочетании с контролем над телом и ощущениями, способствуют достижению главной цели: полной сосредоточенности.
Взаимодействие транса и сосредоточенности само по себе зачаровывает. Дело в том, что транс обычно достигается усиленной сосредоточенностью, а в состоянии транса способность сосредотачиваться возрастает тысячекратно. Разум может неторопливо и подробно изучать одну частицу информации за другой, уделяя им нераздельное внимание. В терминах теории ролевых игр, в состоянии гипноза разум может полностью сосредоточиться на роли «загипнотизированной личности». Однако в тантрических «ролевых играх» человек сосредотачивается на роли божества или некой сущности. Очевидно, транс является лучшим средством для отождествления, а потому часто используется в тантрических упражнениях.
Тантра и йога совместно развили очень сложную систему оккультной физиологии. Наиболее важной ее частью для исследователей магии является понятие физических центров, или чакр. Общее количество чакр в теле человека меняется в широких пределах, в соответствии с воззрениями различных сект, но каждый из главных центров расположен неподалеку от жизненно важного органа или железы внутренней секреции.
В тантрическом идеале высвобождение энергии начинается в чакре, ближайшей к гениталиям. С помощью контроля над мышцами (уретральным сфинктером traversus perinei для особо любознательных) адепт не дает энергии высвободиться в виде оргазма. Вместо этого энергия движется вверх, последовательно стимулируя каждую чакру, а затем достигает макушки головы, что приводит к невыразимому блаженству. Одним из основных способов достижения этого состояния является Кама-кали.
Кама-кали — это физическое отображение (то есть мудра) закона Противоположностей, действующее на нескольких уровнях. Мужское соединяется
с женским, энергия распространяется от копчика и поднимается к «ждущей пустоте» на макушке головы (это не намек на умственные способности тантристов!). В Тантре вся операция тщательно контролируется, чтобы сублимация сексуальной энергии прошла успешно. Как вы можете себе представить, Кама-кали служит пугалом для теософов и тех, кто относит Тантру к темному Пути Левой Руки.
На этой стадии обычно принято разводить ханжеские сетования о том, как далеко Тантра ушла от неземного и целомудренного Будды Гаутамы. Но как мы могли убедиться, Тантра никогда не была чисто буддийской системой. Другие секты, как восточные, так и западные, имеют эквиваленты чакр и ритуального совокупления. Я уверен, что Будда, с его обычной терпимостью, изучил бы мотивы, прежде чем осуждать действующих лиц. Поверьте, чтобы исполнить Кама-кали необходимо невероятное мужество и самоконтроль (какие мне и не снились).
При изучении различных чакр возникают другие интересные моменты. Например, существует великое множество мифов вокруг шишковидной железы, так называемого третьего глаза. Предполагается, что стимуляция этой чакры позволяет видеть невидимое обычным зрением. Звучит нелепо, но ученые недавно обнаружили, что стимуляция шишковидной железы приводит к выделению естественного галлюциногена. Шишковидная железа связана с той же областью мозга, что и зрительный нерв.
Одно, последнее, замечание насчет чакр. Угадайте, где расположена последняя чакра — та, что Дарует блаженство? Правильно, в мозге; в так называемом центре удовольствия.
Тантра, без сомнения, является одной из самых высокоразвитых систем оккультизма на планете. Даже если судить по этому короткому обзору, в ней есть много интересных и полезных сведений для нашей работы. Отдельные части Тантры соотносятся с нашей оккультной традицией, но преимущество тантрической системы заключается в том, что она происходит от десятков разных культур, а не только от еврейских и греческих источников. Поскольку Тантра не заслуживает мрачной репутации и поскольку она очень полезна, то почему бы не пользоваться ею?
Ах, вы по-прежнему считаете ее злой Черной Магией? Тогда читайте дальше.
Глава 5
Черная магия, белая магия и живой цвет
«Плохие парни носят черные шляпы, а хорошие парни скачут на белых лошадях».
Вот общий уровень интеллектуальных оценок в отношении «белой» и «черной» магии. Если вы умеете читать между строк, то, должно быть, заметили, что я не испытываю особенного почтения ни к тем, ни к другим. Это неприятие обусловлено как моими исследованиями, так и личным опытом. Я изучил «принципы» и методы обеих сторон и не обнаружил какого-либо морального превосходства одной из них. Я работал с группами оккультистов, называвших себя «черными» и «белыми» магами, но, несмотря на все усилия, так и не смог найти реальных или значительных различий в их повседневной деятельности.
Само представление о Белом, как о хорошем, а о Черном, как о плохом, — результат чистейшего культурного предрассудка. Например, если вы окажетесь в герметически закупоренной комнате, не имеющей источников света, то почувствуете себя слепым и беспомощным. А что произойдет, если стены и потолок этой комнаты будут покрыты тысячами стоваттных электрических лампочек? Вы все равно почувствуете себя слепым и беспомощным.
В этой главе мы изучим понятие «цвет» с физической и культурологической точек зрения. Мы увидим, какие ассоциации выстраиваются вокруг цветов и цветовых сочетаний, и проследим, каким образом эти ассоциации развивались и искажались в нашей западной культуре. Будет проведено исследование так называемых Путей Правой и Левой Руки, сопровождаемое короткими экскурсиями по средневековому и современному чародейству. Затем мы подведем итог «различий» между черной и белой магией, а также обсудим некоторые идеи о психологическом отношении к свету и темноте. И наконец, будет предложена иная система классификации цвета для магии, весьма сходная с той, что традиционно применяется в учении .об «аурах». Короче говоря, у каждого оккультиста будет повод для негодования!
Начнем с того, что в основу и классификацию цвета положено три основных понятия: оттенок, яркость и хроматизм. Оттенок соответствует положению в спектре видимого света, от 7000 ангстрем для красного до 4000 ангстрем для индиго-фиолетового. (Ангстрем — единица измерения, равная 0.00000001 см и используемая для измерения длины волны в электромагнитном спектре излучений.)
Яркость зависит от угла отражения света. Если весь свет отражается, предмет кажется нам белым, если весь свет поглощается, то — черным. Шкала яркости идет от белого к черному через миллионы оттенков серого. Но ни один из этих оттенков не является настоящим цветом в том смысле, как оранжевый или зеленый; фактически, эти оттенки яр
кости называются ахроматинами. Следует также заметить, что стопроцентный белый или черный цвет не существует в природе и в силу особенностей нашего зрения его, вероятно, вообще нельзя увидеть или осознать. Таким образом, мы имеем «лишь оттенки серого», как поется в популярной песне.
Хроматизм — это мера «чистоты», насыщенности и интенсивности цвета. Его шкала — от 0 для ахроматиков до 100 для спектральных цветов. Итак, хотя белый ярче черного, ни тот, ни другой цвет не обладают особенной чистотой. Подумайте об этом.
Согласно данной системе ясное небо в солнечный день можно определить так: оттенок голубой, яркость светло-серая, хроматизм 40. Не очень романтично, правда? Но именно так современная физика обращается с предметом исследования.
За многие века художники и ученые разработали всевозможные системы определения и классификации цветов. Но вспомните закон Бесконечных Вселенных: нет двух людей, которые видят один и тот же цвет одинаково. Метод определения цвета по категориям оттенка, яркости и хроматизма — чисто западное изобретение. Другие культуры для той же цели пользуются совершенно иными системами.
Наиболее характерным примером использования одной из таких систем служит племя Хануноо на Филиппинах. Оно тоже пользуется тремя основными категориями для определения цвета, и одна из них соответствует нашей яркости: светлое/темное. Вторая категория — это сухое-красное/сырое-зеленое. К примеру, свежий овощ может быть сырым-зеленым, но позднее станет сухим-красным без всякого изменения того, что мы называем «его цветом». Третья категория — прочный-несмываемый/слабый-выцветающий. Совершенно не пользуясь нашими понятиями, члены племени Хануноо умудряются выводить из этой системы тысячи названий цветов Их отношение к цветам и цветовым сочетаниям определяется элементами их культуры, а не какими-то качествами, изначально присущими тому или иному цвету.
Итак, «цвет» представляет собой результат интерпретации воздействия фотонов на вашу сетчатку; он не подлежит делению на Добро и Зло, положительное и отрицательное и так далее. Что же послужило причиной путаницы с цветами?
Фотоны создают на нашей сетчатке образ предмета, на который мы смотрим, и в мозг поступает электрохимический сигнал. Схема этого сигнала сравнивается с предыдущими схемами и отождествляется с одной из них. Ваша реакция основана на ассоциации схем, совпадающих с новой информацией. В течение всей жизни вы накапливали ассоциации с различными сочетаниями цветов: некоторые постигались на личном опыте, другие были навязаны культурной средой. Помните, ничто не имеет ни малейшего смысла, если не рассматривать его в связи с чем-то еще.
Предположим, в возрасте десяти лет вы отравились неспелыми зелеными яблоками и долго болели. После этого яблочно-зеленый цвет стал вам крайне неприятен, и вы, возможно, ассоциируете его со злом, хотя он нравится другим людям. Если в вашем обществе лишь члены королевской семьи имеют право носить пурпур, то ваша реакция на человека в пурпурной одежде будет резко отличаться от реакции на того же человека в зеленой или желтой одежде. Первый случай иллюстрирует личную, а второй — культурную ассоциацию с цветом.
Заметьте, однако, что в обоих случаях ассоциация совершенно произвольна. Яблочно-зеленый цвет не приводит к болезни; некоторые сорта яблок можно есть и зелеными. Пурпурный стал цветом королевской семьи лишь потому, что краска этого оттенка была очень редкой, а процесс окрашивания ткани — сложным и кропотливым, и лишь короли могли позволить себе покупать ее (см. также заметки о пурпурном цвете ниже в этой главе). Реакция человека на цвет меняется в зависимости от ситуации, воспитания и склада характера. Прежде, чем продолжить чтение, предлагаю подумать о вашем личном отношении к цветам спектра: позднее эта информация может вам пригодиться.
Сочетание цветов провоцирует эмоциональные реакции даже в большей степени, чем отдельные цвета. Сочетание белого и красного вызывает резко отрицательную реакцию в западной культуре, пробуждая образы Красного Креста, крови на снегу, пропитанных кровью бинтов. Даже в тестах на ЭСВ такое сочетание вызывает стойкую неприязнь; количество правильных ответов резко снижается, если карты Зенера напечатаны красным на белом фоне (как ни странно, но белые символы на красном фоне не вызывают такого неприятия). С другой стороны, сочетание красного, белого и голубого цветов дает нам столь же сильную положительную реакцию; многие страны используют эти цвета в своих национальных флагах.
В современной науке есть такая интересная дисциплина, как психологическая поддержка традиционных убеждений о цвете в той или иной культуре, наряду с исследованием отношения к различным цветам и их сочетаниям. Голубой цвет, к примеру, всегда ассоциировался с эмоциями, психическими феноменами и религией. Мы можем обнаружить, что удачливые бизнесмены и игроки предпочитают носить голубое и зеленое, что пациенты-шизофреники спокойнее ведут себя в голубых или серо-голубых комнатах, что подопытные показывают лучшие результаты в тестах на ЭСВ, где участвует голубой цвет. Следует заметить, что сочетание цветов, обычно ассоциируемое с Девой Марией, воплощающей чистоту и материнство, всегда бело-голубое. Флаг ООН имеет бело-голубую расцветку, как и многие другие мирные флаги. Я уверен, что результаты тестов л а картах Зенера, напечатанных голубым на белом фоне, окажутся выше средних.
В субкультурах, однако, встречается совершенно противоположное отношение к цвету. Для многих молодых людей красно-белый флаг Канады является эмблемой радости и надежды, в то время как для людей, считающих национализм отвратительным варварством, сочетание белого, красного и голубого ассоциируется с тупостью и угнетением.
На Западе победу христианской религии над язычниками можно считать победой ахроматиков над насыщенными, яркими цветами спектра. Культура желтых, оранжевых, красных, голубых, коричневых, зеленых и пурпурных цветов была втоптана в грязь черно-белыми убеждениями*
*В европейской истории историю оттенка, яркости и хроматизма можно изучать на примере картин и стенных росписей разных эпох Лишь недавно наша западная культура освободилась от унылых черно-белых расцветок и вернулась к свежим, человечным, языческим краскам Жизни. — Прим. автора.
Эта победа вполне буквально соответствовала тому, что называется «Темными Веками».
считались добродетельными, а яркие цвета — грешными*
*Лишь в мирской жизни одежда и гобелены постепенно приобрели яркую расцветку; там, где господствовала Церковь, цвета оставались тусклыми — Прим. автора.
. Из этой эпохи берет свое начало миф о существовании черной и белой магии, наряду с нелепыми и клеветническими историями о колдовстве.
Во многих старинных книгах, посвященных западному оккультизму, Пути Правой и Левой Руки объявлены единственными способами оккультного знания. Поскольку 80% людей — правши, а большинство всегда считает, что моральное превосходство находится на его стороне, то «хорошие парни» принадлежали к Пути Правой Руки, а «плохим парням» досталась Левая. То же самое произошло и с языком: наше слово dextrous, означающее «умелый», происходит от латинского dexter, означавшего «правша», а наше слово sinister, или «зловещий, угрожающий», происходит от латинского слова «левша». Заметьте, что «правильно» — это хорошо, а мошенники пытаются добиться своего «левыми» способами. Здесь опять преобладают предрассудки большинства.
В старинных книгах часто приводится картинка, взятая из «Балтиморского катехизиса» (один из самых примитивных псевдотеологических сборников, когда-либо скормленных невинным детям за всю историю образования). Я видел эту картинку и в современных книгах, опубликованных так называемыми мистическими школами Пути Правой Руки. На картине в перспективе изображена высокая гора с прекрасным сияющим городом на вершине. К городу ведут два пути. Правый — крутой, узкий, каменистый, заросший колючим кустарником и усеянный рытвинами, неудобный и опасный. Он постепенно ведет к вершине горы. Другой путь, левый, широкий и ровный, легкий и безопасный; он ведет к подножию горы, а затем огибает ее и пропадает там, где отчетливо виднеются языки пламени из преисподней. На распутье стоит молодой человек. Мораль очевидна и тяжеловесна: он может выбрать трудный путь и достичь своей цели или отправиться по легкому пути и пострадать за это впоследствии. Какая чушь!
Не пора ли немного пошевелить мозгами? Представьте себя учеником, стоящим на распутье. Если вы что-либо смыслите в мистике, то должны знать о существовании «третьего пути», скрытого где-то прямо перед вами. Если вы что-либо понимаете в магии, то не пойдете пешком, а телепортируетесь или перенесетесь на вершину горы с помощью левитации. Если вы поборник науки, то найдете вертолет или соорудите его из подручного материала. И даже если вы ничего не смыслите в мистике, магии или науке, но имеете крепкие мускулы и тягу к приключениям, то откажетесь идти по наезженным колеям и проложите собственный Путь!
Эта картина выражает суть доктрины, предназначенной для того, чтобы пугать детей и душить все новое в зародыше. Пуританская логика требует, чтобы вы упорно трудились и выбирали наиболее трудные способы достижения цели, особенно если в наличии имеются достаточно простые. Они забывают, что любой прогресс в любых человеческих начинаниях был результатом упорного труда ради создания легкого способа разрешения тех или иных проблем. С другой стороны, опытные оккультисты, мистики и чародеи склонны к эгоизму и элитарности (это почти непременное требование для успеха в их деятельности, но некоторые слишком усердствуют). Им ненавистна сама мысль о том, что кто-то может достичь их положения более простым путем. Поэтому, с типичным консерватизмом элиты и религиозным рвением моралистов, они специально усложняют для новичков любую возможность потеснить их на троне. Таким образом, прогресс в оккультизме достаточно труден.
Колдуны и чародеи, практикующие черную магию, согласно бытующему убеждению, имеют злые намерения. Это может быть что угодно — от убийства, воровства и адюльтера до измены, развращения малолетних и распространения ереси против официальных божеств или политиков. На Западе считается, что люди, занимающиеся черной магией, тайно или явно работают на Дьявола.
История Дьявола сама по себе достойна книги. В Ветхом Завете мы встречаемся с персонифицированной абстракцией древнееврейской космологии по имени Сатана. Имя означает «обвинитель» или «испытующий»; его функции чем-то напоминали прокурора на суде YHVH. Если вы читали «Книгу Иова», то знакомы с методами его действий. Вот характерный вопрос: «Как узнать, что это нравственный человек, если он не подвергся испытанию?» Для евреев Сатана был не столько личностью, сколько идеей искушения и самодисциплины. Даже в Новом Завете он появляется лишь однажды, чтобы испытать Иисуса и проверить, насколько тверда его решимость после сорокадневного поста в пустыне. К сожалению, понятие Сатаны-обвинителя смешалось с латинским «сатанас», означающим «клеветник». Хотя я уверен, что многие люди относятся к Сатане именно таким образом, они не имеют права оспаривать его роль в истории.
В Новом Завете и в сочинениях христианских теологов евреи часто именовались «детьми Сатаны» или «народом Сатаны». Фактически, даже их сборища назывались синагогами Сатаны. В некотором смысле так оно и было, просто обвинители не имели понятия, что такое или кто такой этот «Сатана». Отношение евреев к Торе и Талмуду сильно отличается от христианского отношения к Библии. Тора и Талмуд никогда не рассматривались как абсолютные истины, имеющие лишь одно значение. С другой стороны, евреи почти не занимались изучением своих священных писаний в одиночестве, поскольку еврейская традиция обучения основана на дебатах и дискуссиях. Каждая строка и каждый закон подвергались испытанию в горниле спора, который в философском и символическом смысле можно назвать Принципом Сатаны. Неудивительно, что невежественные и фанатичные христиане считали евреев носителями мирового зла, антропоморфными воплощениями Принципа Сатаны (хотя эта персонификация осуществлялась христианами, а не евреями). Ведь если истина подлежит обсуждению, то Церковь теоретически может ошибаться!
Понятие верховного божества Зла распространилось в Средиземноморье в эпоху эллинов; оно было заимствовано у персийских зороастрийцев*
*Зороастрийцы были наиболее ранней из «семитских» религий (включая иудаизм, христианство и ислам) и вскоре прославились своей крайне патриархальной, анти-жизненной позицией, уничтожившей культ Матери-Земли. — Прим. автора.
. Хороший бог был нематериален, а плохой бог представлял собой окружающий мир; до определенной степени даже считалось, что плохой бог сотворил мир, пока хороший смотрел в другую сторону. Это была чрезвычайно пуританская, антижизненная идея. Согласно этой идее, местные боги плодородия и чувственных удовольствий становились прислужниками Зла.
Слово «дьявол» связано с корнем дэви, или «божество», и первоначально использовалось для обозначения сторонников «хорошего бога». Наше слово «демон» происходит от греческого даэмон, означавшего «дух»; даэмоны могли быть добрыми, злыми или нейтральными. Со своим обычным презрением к реальной жизни христианство «свалило в одну кучу» местных духов природы (плохих по определению, поскольку окружающий мир олицетворял зло), богов и богинь плодородия, второстепенных божеств лесов, виноделия, песен и радости и назвало их демонами и бесами под началом у высшего Зла: Сатаны, или Дьявола.
Любой, кто изучал греческую и римскую мифологию, узнает эту фигуру: полу-человек, полукозел, с волосатыми ногами, рогами, копытами и огромными гениталиями. Он был Паном, Сильваном, повелителем сатиров и фавнов. В Европе он олицетворял природу и духов плодородия. Он был Дьяволом.
Добавим к этому тот факт, что змея служила универсальным. символом мудрости, разума, власти и бессмертия. Символизируем это змеиным хвостом и приделаем хвост Пану. Вот и получился Дьявол.
Дьявол стал эмблемой всех богов и религий, соревновавшихся с христианством. Поскольку он ненавидел Христа, то, ясное дело, ненавидел все человечество и изо всех сил старался причинить побольше вреда. Будучи сверхъестественным существом, он, разумеется, мог наделять своих последователей сверхъестественными силами. Это означало, что он мог приобщать людей к злой Черной Магии.
В сущности, обвинение в занятиях черной магией или «почитании Дьявола» выдвигалось против каждого, кто не почитал христианского Бога христианским способом (зависевшим от местной политики) — особенно евреев, еретиков, язычников и всех остальных, отличавшихся эксцентричностью, владевших собственностью, желанной для Церкви, или не желавших переспать с инквизитором.
Прежде чем продолжить тему, необходимо сделать очередное отступление и обсудить различия между магами, колдунами и чародеями. При этом важно отделить средневековое определение колдуна от определения, используемого современными антропологами, теологами и историками.
Мы уже знаем о происхождении термина «маг» и о том, что эти люди считают себя учеными и философами, использующими законы природы. Но слова «колдун» и «колдовство» использовались на протяжении двух тысяч лет с различными значениями — впрочем, довольно сходными, если не считать особого периода с 1450 по 1750 гг., когда колдовство считалось страшной ересью, направленной против христианства, «помощью и содействием Врагу рода человеческого». В течение этого периода колдовство определялось как выполнение «дивных, прельстительных и злокозненных деяний» с помощью Дьявола. Это вдохновило Церковь на еще более «дивные» и жестокие деяния с помощью инквизиции.
Недавно была опубликована «Энциклопедия колдовства и демонологии» Рассела Хоупа Роббинса, посвященная средневековому колдовству. Хотя этот труд имеет ограниченное применение, он весьма подробен в изложении фактов. Мои коллеги на сто процентов согласны с профессором Роббинсом, по крайней мере, в одном вопросе. Поскольку его ормулировка довольно лаконична, я процитирую его слова вместо того, чтобы занимать в три раза больше места объяснением тех же самых вещей.
«До 1350 года колдовство, в основном, означало чародейство — пережиток распространенных суеверий, языческих лишь в смысле верований, предшествовавших христианству, но не языческих в смысле враждебности к христианству или некой дохристианской религии. Чародейство, или магия, распространено по всему миру и старо, как мир; это всего лишь попытка управлять природой в интересах человека… Где-то в середине четырнадцатого века колдовство начало приобретать иные черты; постепенно из старого понятия магии выросло новое понятие ереси… Вероятно, главной причиной превращения колдовства в ересь был успех инквизиции в уничтожении предыдущих ересей… Колдовство [ересь], по сути дела, было изобретено для того, чтобы заполнить пустое место… Любой житель Европы был потенциальным колдуном, потенциальным еретиком, а следовательно, потенциальным источником дохода для инквизиции, делившейся с гражданскими властями конфискованным имуществом тех, кого объявляли еретиками… На протяжении двух столетий для судов, как духовных, так и светских, связь между подозрительной личностью и павшей коровой или заболевшим ребенком рассматривалась как причина и следствие: колдун занимается колдовством. Способность причинять вред окружающим считалась следствием сделки с дьяволом. Предполагаемая сделка являлась составом преступления, и человек обвинялся в наличии у него определенных идей. То, что эти идеи были придуманы судьями, а признания выбирались под пытками, — это уже другой вопрос…»
В самом деле, «другой вопрос»! Роббинс склонен к недооценке; люди с крепкими нервами могут получить удовольствие от чтения его книги. Каждая общественная библиотека должна иметь этот справочник (почему я лоббирую чужую книгу? Потому что я, в частности, стараюсь указывать людям на хорошие и полезные книги по данному предмету).
Снова настала пора для лингвистики. Слово «ведьма» происходит от англо-саксонского wicce, произносившегося как «вич». Многие современные культы так называемой белой магии пытаются убедить людей, что wicce означает «мудрость», или некое тайное знание. Таким образом wicce craft считается «ремеслом мудрых» и фактически приравнивается к магии. Так вот, они ошибаются! Любой, кто не поленится провести глубокое исследование или хотя бы заглянуть в «Оксфордский словарь английского языка», вскоре обнаружит, что wicce не имеет ничего общего с мудростью. Это слово происходит от германского корня wic, означавшего «поворачивать или сгибать». Очевидно, легко расширить это значение до «управлять или изменять» в общем и до «магического управления» в частности. Вскоре wicce будет означать «способный управлять вещами», или, в наших терминах, «обладающий талантом».
Не позволяйте стандартному антропологическому определению колдуна как человека, практикующего магию и не принадлежащего к религиозному истэблишменту, вводить вас в заблуждение (хотя это и недалеко от истины). В историческом определении колдун — это любой человек, пользующийся магией в повседневной жизни, но не до такой степени, как настоящий маг. Здесь интересно отметить крутые повороты в христианских теологических; определениях. До 1450 года вера в колдовство считалась ересью. Между 1450 и 1750 гг. ересью считалось не верить в колдовство. Теперь вера в колдовство опять считается ересью.
Но перейдем к определению «колдуна», которым мы будем пользоваться в этой книге (определение «чародея» будет дано позднее). Колдун — это человек, пользующийся магией как религиозным феноменом, то есть он использует «сверхъестественные» силы, полученные от почитаемого божества. Акцент делается на теургии, а не на тавма-тургии.
Таким образом, маг черпает свои силы от Природы и следует ее законам, в то время как колдун получает свои силы от божества, наделяющего его неестественными или «сверхъестественными» способностями.
В Европе всегда было больше колдунов, чем магов. Колдуны происходили из крестьян и, по крайней мере на первых порах, держались за старые верования и традиции. В Европе никогда не существовало всеобщего культа или «религии колдовства», как утверждают некоторые, хотя в областях, находившихся под кельтским, германским или балтийским влиянием, прослеживается определенное сходство. Человеческие сообщества были слишком консервативными и удаленными друг от друга. Люди молились своим богам, придерживались древних верований и, как это свойственно всем представителям нашего рода, резали глотки каждому, кто называл Мать-Землю Фрейей, а не Данну, или наоборот. В каждом племени имелись свои Друиды, знахари, шаманы, барды, повивальные бабки, травники и сказители, ревниво оберегавшие свои секреты. Племена, живущие в десяти милях Друг от друга, редко объединялись даже для защиты от общего врага, не говоря уже об упорядочении и объединении своих верований (хотя они были готовы скорее убить или умереть, нежели признать это). Вполне возможно, что колдуны в разных странах имели почти одинаковые ритуалы, но это не говорит о существовании общеевропейского «культа колдовства». Нам следует остерегаться распространения экуменических идей двадцатого века на колдунов далекого прошлого.
Когда христиане пришли с огнем и мечом, язычники сделали вид, что обратились в новую веру, но большинство по-прежнему придерживалось традиционных убеждений. Наслушавшись христианских историй о дьяволе, язычники без труда добавляли еще одного рогатого бога к своему пантеону, особенно потому, что понятие «полубога-полуживотного» было одним из наиболее распространенных в мифологии. Учитывая масштабы угнетения со стороны церкви, неудивительно, что у некоторых людей возникало искушение почитать нового бога, состоявшего в открытой вражде с христианским богом- Почитание Дьявола, или «сатанизм», никогда не было организованной религией в Европе, но с течением времени имена старых богов стирались в памяти и заменялись единственными доступными именами, предложенными христианством. Вполне возможно, многие язычники продолжали встречаться (а некоторые и сейчас делают это) и собираться в лесах для совершения старинных обрядов, смешивая старые и новые убеждения. Но унитарная «древняя религия» белого колдовства существует больше в воображении, чем в действительности. Она представляет собой продукт местного культурного шовинизма и плохого знания этнографии.
Эти старые культы под новыми названиями стали могущественным и коварным противником в глазах официальной церкви, слишком высокомерной и невежественной, чтобы приписать разрозненную местную оппозицию чему-то иному, кроме объединенной атаки Сил Тьмы. Это хорошо известный психологический механизм: чем более могущественными и грандиозными считаются враги организации или религии, тем выше степень самомнения и параноидальности в ее собственных рядах. Стремление покончить с остатками язычества объясняет внезапное превращение колдовства в ересь. Подобно «желтой угрозе» начала XX века и «красной угрозе» в 50-х годах, «колдовская угроза» была надуманной и воображаемой.
Однако магам всегда удавалось отделаться сравнительно легкими потерями. Благодаря отделению науки от религии, они находились в более безопасном положении, если присоединялись к религии большинства, а не к мусульманству или иудаизму. Магов всегда было немного. Обычно они имели благородное происхождение; для того чтобы стать магом, требовался ясный разум и немалые средства. Наряду с математикой и астрологией, средневековые маги изучали латынь и древнееврейский. Средства позволяли им приобретать специальное снаряжение и жить, не беспокоясь о традиционных источниках дохода. Так, благодаря своему богатству и изобретательности, маги обычно «выходили сухими из воды». Однако время от времени неосторожным приходилось спасать свою жизнь.
Чародеи занимают промежуточное положение между магами и колдунами. Они обычно приобретали знания в кругу семьи и друзей и, в отличие
от магов, редко имели научное образование. Они были наследниками знахарей и шаманов. Несмотря на прочные узы, связывавшие их с языческими верованиями, большинство чародеев работало в одиночестве. Насколько мне известно, они не разделяли естественные и «сверхъестественные» силы; они просто придерживались старых методов магии и целительства, усвоенных от родителей. Знания и навыки в чародействе большей частью передавались по наследству, учение переходило от отца к сыну и от матери к дочери. Хотя таланты не закладывались генетически (несмотря на утверждения, что принадлежность к династии ведьм или чародеев делает человека более могущественным), следует признать, что атмосфера поддержки и доверия, окружавшая их в детстве, играла огромную роль. Сегодня среди нас было бы гораздо больше людей, обладающих талантом, если бы не тот факт, что родители «выбивают дурь» из детей, начиная с раннего возраста. («Томми, прекрати двигать взглядом свои игрушки. Ты же знаешь, что это невозможно!»)
Помимо возможности «пересекать границу» между колдунами и магами, чародеи имели другие преимущества. Во-первых, они мало нуждались в деньгах, ибо кто осмелится отказать странствующему чародею в куске хлеба и крыше над головой? Во-вторых, им почти не требовалось магических орудий и снаряжения; большинство работало лишь с помощью жезла или посоха. Они имели высокую репутацию в обществе, поскольку один чародей мог благословить или погубить посевы, поля и людей по своей прихоти.
Итак, вот наше определение чародея: человек, выполняющий магические действия (доморощенный или самоучка), приверженный языческим традициям и обычно практикующий в одиночестве.
Все средневековые маги, по крайней мере публично, называли себя «белыми магами». Возможно, немногие, особенно богатые и влиятельные, вельможи могли называться «черными магами», но этот термин обычно использовался их противниками. Маги были слишком умны и/или осторожны, чтобы открыто почитать языческих богов — особенно потому, что церковь объявила их Злом и решительно уничтожала всех последователей магических культов. Маги также считали, что пользуются лишь природными силами, и, в отличие от церкви, не считали Природу злом. И наконец, естественный человеческий эгоизм заставлял их считать себя поборниками добра и справедливости; следовательно, «черные маги» обычно возникали в результате конкуренции.
Вы можете спросить: «Если маги отделяли свои убеждения от научных экспериментов и были склонны к тавматургии, то почему в старинных книгах о магии встречается столько еврейских и христианских молитв?» Даже если вы не спросите, я объясню вам.
Если бы перед проведением химического анализа я возносил молитву Меркурию или Яхве, коллеги сочли бы меня немного странным и стали бы пренебрегать моими результатами лишь по этой причине. Все было бы в порядке в том случае, если бы я обходился без молитвы перед экспериментом. Но в прошлом положение вещей отличалось от нынешнего.
Нельзя забывать о том, что церковь жестко контролировала все аспекты человеческой жизни. Маги и философы (по определению) вторгались в такие области, которые считались прерогативой Церкви. Маги как ученые, изучающие тело и разум человека, а также окружающий мир, дерзновенно ступали на священную землю («по траве не ходить, за нарушение штраф!»). Даже если вы придерживаетесь атеистических убеждений, было бы безопаснее громко молиться во время ритуала или эксперимента, хотя бы потому, что вас могут подслушать; многие расплачивались жизнью за неосторожность. Как мы увидим позднее, молитвы, особенно длинные и монотонные, могут быть очень полезны для создания надлежащей драматической атмосферы: самого важного компонента в ритуальной магии. Более того, маги относились к священным именами и фразам во многом так же, как современные математики относятся к иксам и игрекам. То есть, как к переменным, которыми можно манипулировать по своему желанию.
Современная одержимость оккультными науками частично подпитывается сотнями групп, называющих себя «белыми колдунами», «черными ложами» и всевозможными «тайными мистическими учениями», придерживающихся как Левой, так и Правой руки. Некоторые из этих групп заявляют о своей приверженности христианству, за исключением того факта, что они часто отправляют свои ритуалы нагишом, вы можете обнаружить больше язычества и колдовства в баптистском молитвенном собрании. Другие объявляют себя преемниками или последователями несуществующего «культа колдовства Западной Европы», который приобрел широкую популярность благодаря сочинениям Маргарет Мюррей — их авторитет зиждиться на «тайных верованиях, передаваемых колдунами ее семьи из поколения в поколение», и так далее. Этот вид колдовства представляет собой мешанину из суеверий, христианских понятий и индуистских верований. Например, их «ритуалы плодородия» совершаются ради «духовного», а не физического плодородия. Они любят намекать на красоту и загадочность своих церемоний (это не так — они ужасно скучны для любого, кому приходилось наблюдать настоящие магические ритуалы).
«Белые ложи» в основном состоят из начинающих чародеев и оккультистов, которые собираются вместе и делятся своими рецептами. Они позаимствовали свою терминологию из египетских, греческих и индуистских источников. (По некой странной причине люди предпочитают обращаться к божествам, демонам и ритуалам далеких религий, хотя в их собственной стране можно найти очень крепкие и полезные традиции. Однажды я познакомился с арабским магом, который пользовался кельтскими богами и церемониями: он утверждал, что они более могущественны, чем египетские). «Белые ложи» часто представляют собой теософические собрания самозванных «адептов», считающих своим долгом спасти мир, хочет он этого или нет. Для начинающего мага или мистика участие в этих группах может принести пользу на первых порах, но наиболее одаренные вскоре начинают ощущать нехватку воздуха и образуют собственные группы. Присоединившись к одной из них, вы можете интересно провести время, но, как я уже говорил, их главное достоинство — это возможность встретиться с единомышленниками и получить начальную подготовку.
Те, кто принадлежит к Пути Правой Руки, имеют много замысловатых и курьезных убеждений. Например, некоторые всерьез считают, что заклинание не будет работать, если оно не состоит из .девяти частей и не сопровождается обращением к «силам Добра». Любой человек, имеющий иные религиозные или этические убеждения, автоматически занимается «черной магией». Удовольствия и физический мир олицетворяют Зло, а страдания и духовный мир — Добро. Любой прогресс требует огромных издержек, как психологических, так и материальных. Акцент постоянно делается на жертвенности, уничижении, «гестаповской» дисциплине, пуританстве и, превыше всего, на пренебрежении рассудком и здравым смыслом как «низменными понятиями». Вы должны постоянно творить добрые дела. Если вы наложите проклятие, оно минует предполагаемую жертву и вернется к вам троекратно усиленным. Это утверждение вроде бы не позволяет последователям Пути Правой Руки насылать проклятия — что считается их основным занятием — но надо полагать, их защищает сам Дьявол. Однако я видел, как «белые колдуны» проклинают людей без всякого ущерба для себя. Они неизменно объясняют это соображениями «оправданной самозащиты».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.