Объективная мораль 2.

Объективная мораль, первый маяк

Первый Маяк — телесная жизнь

Первый Маяк объективной морали – это телесная жизнь, выживание на уровне тела. Это основа всего и без живого тела, очевидно, дальнейшее выживание будет невозможно. Первый Маяки учит нас заботиться о своем теле, любить его, помнить, что ваше тело – это храм, в котором обитает ваш разум. Он учит умеренности, избегающей как подавления своего телесного начала так и потакания ему.

НАЧАЛО

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА ->
<- ПРОШЛАЯ СТРАНИЦА

Соответствует первому Маяку — все, что идет на пользу телу, телесная умеренность,  еда, сон, напитки, гигиена, спорт, удовольствия тела, забота о здоровье.
Противоречит первому Маяку — причинение вреда себе, членовредительство, самоистязание, самоубийство, неумеренность, вредящие телу, голод, ожирение, избыточные нагрузки, отказ от лечения при болезнях.
Достижения первого Маяка — здоровое тело.

Первый Маяк – первый уровень жизни, выживания, самая базовая потребность любого живого организма. Это физическая жизнь на уровне работы организма, без всякого учета работы сознания, чистое поддержание жизнедеятельности тела. Если не обеспечить выживание на этом уровне, то и говорить дальше будет не о чем. Именно первый Маяк заставляет нас дышать, есть, спать и удовлетворять прочие потребности тела. Мы чистим зубы и принимаем душ ради нашего тела. Мы заботимся о здоровье ради нашего тела! Заботимся о теле, что бы продолжать жить.

Мы стремится порадовать себя, доставляя себе чисто физическое удовольствие, делаем то, что приятно телу. И делаем мы это именно потому, что это приятно, это делает жизнь тела более привлекательной. Мы заботимся о нем и стремимся его порадовать. Вкусная еда – ради радостей тела. Изысканные напитки – ради радостей тела.

Любовные утехи…. Нет, это не просто тело, у них есть иное природное предназначение, о них стоит вспомнить выше, на уровне третьего Маяка. Они не принципиальны для выживания тела, а вот еда и напитки совершенно необходимы. И мы научились превращать необходимое для тела, в приносящие удовольствие телу.

Но тело может жить, и при этом может быть парализовано, или даже находится в коме. Может жить с умершим мозгом, подключенное к аппарату жизнеобеспечения, но все равно жить, с точки зрения чисто биологического и чисто телесного существования.

Тело цепляется за жизнь, даже если Юнум утрачен, если в теле не осталось разума, личность уничтожена. Инстинкт самосохранения приказывает оставаться в живых, бороться за жизнь. Это первый Маяк, фундаментальная потребность всего живого — просто остаться в живых, сохраняя жизнь тела, самый просто случай выживания.

И это лишь начало выживания, первый из Маяков, но это основа всего. Живи! Это Воля к жизни. И то, без чего все прочее не имеет смысла. Ничто естественное не может пойти против этого базового правила. Вот почему личная Воля человека не может быть саморазрушительной, вот почему мы не может жить во имя того, что бы умереть, объявив, что Воля заключается в самоубийстве или что-то подобное. Мы живем, что бы жить, а не что бы умереть.

При этом люди могут жертвовать собой ради других, рисковать собой, спасая других, отказываться от своих интересов во имя других. Это не уводит их от первого Маяка, даже если ставит под угрозу их личное выживание. Рисковать, спасая кого-то еще, рисковать ради других – не самоубийство, а спасение, это проявление следующих Маяков, о чем еще будет сказано. Но ключевой момент здесь – «ради других». Никто не обязан  так поступать, не спасти кого-то – вовсе не тоже самое что убить, но рисковать собой, спасая других – это не отступления от правила выживания, что станет ясно дальше.

Первый Маяк – это Маяк здорового тела и против него пойдет все, что мешает телу жить. Разумеется, мы не властны над всеми внешними факторами. Болезни, ранения, травмы могут быть разрушительными, но это то, что приходит снаружи. А что подрывает первый Маяк изнутри, что может быть не так в поведении самого человека?

Прежде всего – самоубийство. Радикальное нарушение стремления выживать, сознательное уничтожение самого себя, уничтожение здорового тела, не умирающего, не стремящегося погибнуть. Это неестественное и ненормальное поведение в самой вопиющей форме.

И говоря «самоубийство» понимаем  именно немотивированное прекращение жизни. И именно здорового тела.  Погибнуть, спасая кого-то не самоубийство. Эвтаназия того, кто и так обречен на мучительную смерть – не самоубийство.

Не таким радикальным, но таким же неестественным будет и просто умышленное причинение себя вреда, нанесение ран, травм телу, членовредительство, что люди порой делают с собой добровольно. Стремление истязать свое же тело – в том числе из соображений религии, что случается – неестественное и ненормальное стремление.

Самобичевание, вериги, выбор жизни в грязи, попытка уморить себя голодом – все это может вдохновляться и религией тоже. И это неестественно. Вот татуировки, хотя и причиняют боль, и наносят раны, не попадут в разряд членовредительства, так же как  медицинские процедуры, формально вредящие телу. Потому, что дело не в формальностях, а  в умышленном причинении вреда и боли телу. Ни удаление зуба, ни татуировка не ставят цели именно вредить телу.

Просто отказ заботиться о себе, когда человек  добровольно живет в грязи и болезнях, не обращает внимания на состояние тела, отказывается от необходимого лечения, по любым причинам, в том числе и религиозным, это отказ от первого Маяка. Дать себе умереть, но не принять помощи врачей, в том числе и потому, что уповал на высшие силы – нарушение первого Маяка. Терпеть боль, надеясь, что все как-то само пройдет, так что нет причин беспокоить врачей – нарушение первого Маяка.

Первый Маяк учит любить свое тело. Тело — не нечто низменное и мерзкое, подлежащее бичеванию и усмирению, как порой принято считать в учениях, превозносящих духовное над материальным, как высшую ценность.  Тело — не сосуд греха, который надо держать в черном теле, избивать и морить голодом. Тело – это храм и дворец, в котором обитает разум!

И война с собственным телом не сделает душу чище. Самобичевание и вериги, жестокие диеты, нанесение шрамов и ран, отказ от гигиены  – это война против самого себя. Отказ от необходимого лечения – отказ от первого Маяка и война с собой, и это неестественно и неправильно. Членовредительство нарушает первый Маяк. Анорексия, убивающая человека голодом, и переедание, убивающее его лишним весом, ведущим к инфаркту, нарушают первый Маяк. Жесткое ограничение тела в его потребностях, удовольствиях, равно как необдуманное потакание им, приносящее вред телу, нарушают первый Маяк.

Не воюйте с собой! Тело – ваш дом от рождения и до смерти. Тело достойно почета, уважения и любви, оно нуждается в заботе, а тот, кто разрушает его, разрушает и основу своего же выживанию, закрывает путь к более высоким Маякам. Любите себя, любите свое тело. Заботьтесь о нем, избегайте опасностей, которые ему угрожают.

В Индии известен реальный аскет, который прожил жизнь держа, из принципиальных соображений, руку поднятой. Всегда! Она иссохла, она больна и почти мертва и он уже не способен ее опустить, настолько  он изуродовал себе суставы. И это святость, а противоестественная война против своего тела. Монах, живущий на столбе, не спускаясь с него годами, воюет против своего тела!

Сжечь себя в знак протеста или во  имя веры – война против своего тела. Вдова, там же, в Индии, прыгающая в погребальный костер мужа, что бы сгореть вместе с ним и получить благое перерождение, или викинг, добровольно вызвавшийся быть убитым в качестве жертвоприношения Одину, воюют против своего тела. И все это пойдет против тела, против выживания, все это неестественно и неправильно. Не по формальным критериям, а просто потому, что это идет против выживания, против самой Воли к жизни.

И в религиозных практиках причинения вреда телу считается, что цель не в причинении вреда, а в спасении души, очищении от греха и прочее. Это все равно, что счесть разрушение дома идущим на пользу его жильцам! Но это все же менее грубое нарушение, поскольку цель не выражена прямо в уничтожении тела, как при самоубийстве.

И именно осознание цели может быть очень важным, стоит понять, почему делается то или это, насколько это осознается и контролируется. Алкоголь может быть бокалом вина за обедом, шампанским на праздничном столе, может быть частью изысканных удовольствий, доставляющих телу радость. А может быть запоем, алкоголизмом, циррозом печени, бесчувственным телом, которое лежит на асфальте и не может подняться. Разница между ними – в осознанности и умеренности, в том, контролирует человек процесс или процесс контролирует его.

Можно купаться, а можно тонуть – и то и другое связано с водой, но первый процесс контролируется, а второй – нет. Точно так же можно сделать бокал вина частью телесного наслаждения, а можно напиваться до бесчувствия, пытаться заглушить осознание проблем.

Первая цель – удовольствие тела, и это часть первого Маяка. Вторая цель – разрушение сознания, желание изменить разум, уничтожить ясность мышления, уничтожить эмоции, уничтожить осознание жизни, потерять контроль и возможность принятия решений. Стремление заглушить себя алкоголем и наркотиками – это стремление уничтожить (пусть даже частично и временно) собственный разум, это удар, сознательно наносимый по разуму, и, уже как побочный эффект, вредящий телу. Это деградация личности – то есть нарушение второго Маяка, попутно бьющее еще и по первому (по телу). О втором  Маяке, маяке разума, речь дальше.

И это урок первого Маяка – умеренность.

Все хорошо в меру! Хороший обед с бокалом вина доставляет удовольствие на уровне телесных ощущений. Человек стремится к ним именно здесь, на уровне первого Маяка, да и не только человек – в мире животных много аналогичных примеров.

Но если умеренность потеряна, и бокал вина стал алкоголизмом;

если стремление хорошо поесть стало не способом дать телу питательные вещества и доставит радость, а превратилось в тяжелое ожирение, убивающее сердце и печень;

если физические нагрузки развивающие тело и делающие его сильнее, превратились в насилие над ним, в разорванные связки, надсаженное непосильными тренировками сердце, сломанные кости и прием допингов — это станет бедой.

Очень многое может радовать тело при умеренности, и убивать его при ее отсутствии. Умеренность – важнейший фактор выживания. Телесная умеренность, избегающая крайности и фанатизма – важный урок первого Маяка.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 5 =