Эгрегоры. Эгрегориальные идеи — 2

<<ПРОШЛАЯ СТРАНИЦА     |<<НАЧАЛО

Даже мем в Интернете, который заразил на неделю тысячи людей, сформирует на эту неделю свой маленький эгрегор.

И я вполне сознательно упомянул мемы.

Сейчас значение этого понятия искажено до неузнаваемости, но мем — это вовсе не смешная картинка с подписью (хотя он может так выглядеть). Смешная картинка — это карикатура.  А мем — это вполне научный термин и целые диссертации посвящены его исследованиям.

Что бы было удобнее, что бы одно не путалось с другим, можно  использовать более солидный  термин: «медиавирус». Информационный вирус, проникающий в сознание людей, захватывающие его, на короткое время подчиняющий себе мыслительный процесс  человека, без всякого логического смыла и пользы.

Фраза, которая прилипает к человеку и он повторяет ее снова и снова, и заражает ей других людей. Картинка, которую хочется воспроизвести, показать другим — что бы и они почувствовали такую же потребность воспроизвести, показать и заразить. Это было всегда,  но благодаря Интернету такие информационные вирусы стали распространяться куда быстрее. Изучение работы таких информационных вирусов, мемов, занимается целая молодая наука — меметика.

Такие информационные вирусы ведут себя подобно живым существам, переходят из одного сознания в другое, меняются,  живут независимо от каждого конкретного человека, и, хотя они созданы людьми, они не зависят от того, кто их создал, но нуждаются в носителях, людях.

Основатель меметики и автор термина «Мем» — Ричард Докинз, человек сугубо материальный, ученый-биолог, предельно далекий от всяческой мистики и оккультизма. Но он не был самым первым, кто занялся этим вопросом,  еще в 19 веке Бехтерев писал о «психическом контагие» (где «контагий» — микроб, болезнетворный организм, от латинского «contagium» — инфекция),  то есть  об идеях, мыслях, заражающих человека, проникающих во все новые и новые сознания новых людей.

«Они подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются чрез слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты,  словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными»  —    В.М. Бехтерев

Эти информационные вирусы не только передаются между людьми, но и сохраняются в поколениях, передаются потомкам, обретают самостоятельную жизнь  в сознании людей.

Религия порой рассматривается  именно с позиции мема, точнее, целого комплекса мемов, созданных человеком, проникающий во все новые и новые разумы. И мимолетная идея, вдруг заразившая, как вирус, множество людей, становится эгрегориальной идеей, без которой тем, кто несет эту идею,  жизнь уже кажется немыслимой.

И эгрегориальные идеи в человеке легко могут вступить в конфликт. Не сами эгрегоры, конечно, а то содержание, которым они наполняют разум, идеи и символы. Сложно быть сразу и язычником и христианином, или патриотом и космополитом. Однако часто сложность эта обусловлена лишь силой эгрегориальных идей! Радикальное вырождение любой такой идеи — фанатизм. И он, разумеется, исключает возможность принятия иной точки зрения. Но, осознавая относительно вер и убеждений, человек вполне может совмещать разные идеи в одном сознании. Может переключаться между ними по своему усмотрению, или даже уподобиться древним исландцам, которые постоянно, в своей культуре, жили в двоеверии и были сразу и добропорядочными христианами и убежденными язычниками, верили в Иисуса и Одина в равной мере.

Эгрегоры способны ужиться вместе до той степени, до которой в вашей голове способны жить разные идеи, не вступая в противоречие. А для этого они должны быть четко осознанными и относительными идеями, не вызывающими зависимости и фанатизма. Пока христианство и язычество, или наука и магия, для вас просто точки зрения, выражающие суть одного и того же мира разными словами, вы можете спать спокойно, они не будут конфликтовать. Но стоит нарушить равновесие и отдать предпочтение какой-то одной стороне — и вы не сможете принять вторую,  попытка сесть на два стула сразу вызовет конфликт и повлечет негативные последствия для вас и вашего разума.

Чем в большем равновесии находится человек, чем он осознаннее, тем лучше противоположные идеи могут уживаться в нем без вражды, и тогда попытка обратиться и к Иисусу, и к Святой троице, и к Тору, и к Одину, и к Вельзевулу сразу (как запросто делали исландцы — двоеверы) не создаст проблем.

«Когда нет ни приязни, ни неприязни,
все становится ясным и очевидным.
Но стоит провести тончайшее различие –
и небеса отрываются от земли.
Если хочешь постичь истину,
не придерживайся мнений.
Превозносить одно и принижать другое
есть помрачение сознания

Нет двух истин, истина одна,
раздвоение же служит нуждам неведения.

Узреть равенство вещей
значит обрести свою сущность» — Сэнцань

«Уравновесь каждую вещь её точной противоположностью. Ибо их брак есть уничтожение иллюзий» — Алистер Кроули

 

ДАЛЬШЕ>>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.