Даже мем в Интернете, который заразил на неделю тысячи людей, сформирует на эту неделю свой маленький эгрегор.
И я вполне сознательно упомянул мемы.
Сейчас значение этого понятия искажено до неузнаваемости, но мем — это вовсе не смешная картинка с подписью (хотя он может так выглядеть). Смешная картинка — это карикатура. А мем — это вполне научный термин и целые диссертации посвящены его исследованиям.
Что бы было удобнее, что бы одно не путалось с другим, можно использовать более солидный термин: «медиавирус». Информационный вирус, проникающий в сознание людей, захватывающие его, на короткое время подчиняющий себе мыслительный процесс человека, без всякого логического смыла и пользы.
Фраза, которая прилипает к человеку и он повторяет ее снова и снова, и заражает ей других людей. Картинка, которую хочется воспроизвести, показать другим — что бы и они почувствовали такую же потребность воспроизвести, показать и заразить. Это было всегда, но благодаря Интернету такие информационные вирусы стали распространяться куда быстрее. Изучение работы таких информационных вирусов, мемов, занимается целая молодая наука — меметика.
Такие информационные вирусы ведут себя подобно живым существам, переходят из одного сознания в другое, меняются, живут независимо от каждого конкретного человека, и, хотя они созданы людьми, они не зависят от того, кто их создал, но нуждаются в носителях, людях.
Основатель меметики и автор термина «Мем» — Ричард Докинз, человек сугубо материальный, ученый-биолог, предельно далекий от всяческой мистики и оккультизма. Но он не был самым первым, кто занялся этим вопросом, еще в 19 веке Бехтерев писал о «психическом контагие» (где «контагий» — микроб, болезнетворный организм, от латинского «contagium» — инфекция), то есть об идеях, мыслях, заражающих человека, проникающих во все новые и новые сознания новых людей.
«Они подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются чрез слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты, словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными» — В.М. Бехтерев
Эти информационные вирусы не только передаются между людьми, но и сохраняются в поколениях, передаются потомкам, обретают самостоятельную жизнь в сознании людей.
Религия порой рассматривается именно с позиции мема, точнее, целого комплекса мемов, созданных человеком, проникающий во все новые и новые разумы. И мимолетная идея, вдруг заразившая, как вирус, множество людей, становится эгрегориальной идеей, без которой тем, кто несет эту идею, жизнь уже кажется немыслимой.
И эгрегориальные идеи в человеке легко могут вступить в конфликт. Не сами эгрегоры, конечно, а то содержание, которым они наполняют разум, идеи и символы. Сложно быть сразу и язычником и христианином, или патриотом и космополитом. Однако часто сложность эта обусловлена лишь силой эгрегориальных идей! Радикальное вырождение любой такой идеи — фанатизм. И он, разумеется, исключает возможность принятия иной точки зрения. Но, осознавая относительно вер и убеждений, человек вполне может совмещать разные идеи в одном сознании. Может переключаться между ними по своему усмотрению, или даже уподобиться древним исландцам, которые постоянно, в своей культуре, жили в двоеверии и были сразу и добропорядочными христианами и убежденными язычниками, верили в Иисуса и Одина в равной мере.
Эгрегоры способны ужиться вместе до той степени, до которой в вашей голове способны жить разные идеи, не вступая в противоречие. А для этого они должны быть четко осознанными и относительными идеями, не вызывающими зависимости и фанатизма. Пока христианство и язычество, или наука и магия, для вас просто точки зрения, выражающие суть одного и того же мира разными словами, вы можете спать спокойно, они не будут конфликтовать. Но стоит нарушить равновесие и отдать предпочтение какой-то одной стороне — и вы не сможете принять вторую, попытка сесть на два стула сразу вызовет конфликт и повлечет негативные последствия для вас и вашего разума.
Чем в большем равновесии находится человек, чем он осознаннее, тем лучше противоположные идеи могут уживаться в нем без вражды, и тогда попытка обратиться и к Иисусу, и к Святой троице, и к Тору, и к Одину, и к Вельзевулу сразу (как запросто делали исландцы — двоеверы) не создаст проблем.
«Когда нет ни приязни, ни неприязни,
все становится ясным и очевидным.
Но стоит провести тончайшее различие –
и небеса отрываются от земли.
Если хочешь постичь истину,
не придерживайся мнений.
Превозносить одно и принижать другое
есть помрачение сознания
Нет двух истин, истина одна,
раздвоение же служит нуждам неведения.
Узреть равенство вещей
значит обрести свою сущность» — Сэнцань
«Уравновесь каждую вещь её точной противоположностью. Ибо их брак есть уничтожение иллюзий» — Алистер Кроули
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.